17 декабря 2013 года в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) состоялся круглый стол на тему «Радикальный исламизм как фактор глобализации». Открывая его заседание, директор РИСИ Леонид Решетников отметил, что сегодня в России внимательно следят за событиями в Сирии, переживая за страдания сирийского народа.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирии в России Риад Хаддад начал своё выступление с того, что дал определение исламизму: «Здесь нужно отметить, - сказал посол, - что использование термина радикальный ислам является ненаучным, потому что ислам как и основные мировые религии далек от понятия радикализма и его нельзя включить в какую-нибудь определенную религию, конфессию или этнос, потому что радикализм это аномальное поведение, которое противоречит религиозным принципам и понятию человеческой толерантности, заложенной в самой идее человека, т.н. фитра».
Риад Хаддад рассказал о последних событиях в Сирии, о том, что ваххабиты, войдя в один из сирийских городов, где жили христиане, ворвались в монастырь, принялись осквернять все, но на это одна сирийка ответила им: "Они могут убивать, сжигать церкви и уничтожать кресты, но они не могут убрать суру Девы Марии из Священного Корана".
По словам арабского дипломата, ваххабизм был как идеологический проект поддержан в XVIII веке британской разведкой, а в ХХ и ХХI столетиях эта эстафета перешла американцам. Посол Сирии подробно рассказал об этих исторических фактах: «Объективные исследования радикализма и его связи с исламом обязуют нас сосредоточиться над истоками этого явления, которое, согласно архивам, ведет свое начало с 18 века, когда британские спецслужбы активно работали в этой области и стали посылать своих агентов в Константинополь для исследования общества в Османской империи с целью узнать, как можно развалить общественные инфраструктуры в странах, которые находились под влиянием Османской империи. И один из этих агентов, которого звали сэр Хэмпфор смог приблизиться к Мухаммеду бен Абдель Ваххабу, создателю ваххабизма то есть того движения, которое искажало принципы терпимости в исламе, и следующим шагом было использование религии и власти на благо британской политики, где встретились стремление Мухаммада бен Абдель Вахаба возвысить себя и стремление Мухаммада Сауда к власти и тоталитаризму а также стремление британцев создать религиозное государство, основанное на убийствах и терроре, исходя из уверенности британцев, что религиозные правительства более стабильны, их влияние больше и все вокруг их боятся. И с тех пор все западные спецслужбы работают над политизированные религии, и ее дальнейшим использованием на благо их колониальных планов. Например, братья - мусульмане как религиозная организация получили прямое покровительство британских спецслужб, а затем эта роль перешла к американским спецслужбам.
Все уважаемые присутствующие понимают, как путем сотрудничества и координацией между американскими спецслужбами, Саудовской Аравией и Пакистаном в 80-ые годы прошлого века была создана Аль-Каида для противостояния так называемой коммунистической угрозе, и все человеческие страдания на протяжении последних десятилетий от радикализма и организованного терроризма, подкрепленного исламом осуществлены на самом деле руками спецслужб, которые воспользовались всевозможными революционными достижениями в области коммуникаций и общедоступного интернета для дальнейшего распространения радикализма, который угрожает всему человечеству».
Далее сирийский дипломат рассказал о последних событиях, произошедших в городе Адра: «Прямое доказательство тому - это действия террористических группировок в городе Адра, который по сути считается самой большой промышленной зоной в Сирии, в которой проживало 100 тысяч гражданских лиц из числа рабочих, и этот город стал целью группировок Джабхат Ан-Нусра и Бригады Ислама и других радикалов и такфиристов, которые финансируются Саудовской Аравией. Эти группировки вторглись в город Адра в среду 11 декабря с радикальными ваххабитскими лозунгами.
Для начала они захватили отдел милиции и убили всех сотрудников, затем захватили городскую поликлинику и вырезали всех кто там находился, а головы убитых подвесили на деревьях, а затем начались казни мирных жителей, некоторых из них они сожгли заживо, других расстреляли, в числе погибших дети, женщины, старики и молодежь, жертвы исчисляются сотнями, также бандиты взяли сотни людей в заложники", - считает сирийский посол. Он прямо указал на роль и активное участие в уничтожении Сирии Саудовской Аравии и США.
Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман заявил, что «сегодня Сирия - это последний и единственный искренний и верный арабский союзник России на Ближнем Востоке, которому можно доверять. Несмотря на желание Египта, Ливии и других стран дружить с Россией, для меня, как для человека проработавшего в духовной сфере более 20 лет, очевидно, что быстро доверяться этим заявлениям не нужно, самое верное - верить старым, проверенным друзьям.
Между Россией и Сирией очень много общего, в частности отношение конфессий внутри одного государства. Если взять Россию, то это христианская страна с большим присутствием мусульман, Сирия же наоборот мусульманская страна с присутствием христианского компонента. Именно эти тесные, поистине дружеские отношения между двумя крупнейшими религиями и вызывают озверение у исламистов, именно поэтому страдают христианские святыни в Сирии, вырезаются христиане».
По словам Фарида Салмана, Сирия сегодня одна противостоит террористическому интернационалу, прибывшему со всего мира, начиная с США и заканчивая представителями «российских боевиков» По мнению исламского деятеля, Россия, которая старается урегулировать сирийский конфликт, сегодня сама становится под удар конфликтов на религиозной почве.
Мусульманский богослов посетовал, что в России есть такие муфтии, которые считают для себя авторитетом Юсуфа Кардави, духовного лидера «Братьев-мусульман». Этотдеятель многократно издавал фетвы, в которых говорилось о том, что любой россиянин заграницей может стать объектом нападения со стороны радикалов. Еще в 2000 году Кардави призывал к бойкоту власти, заявлял, что голосовать за Путина в Российской империи нельзя (он нарочно подчеркивал именно имперскость России). Больше всего Фарида Салмана поражает то, что секретаря Кардави по Всемирному союзу мусульманских ученых Али Мухиддина аль-Карадаги приглашают в Россию за государственный счет, чтобы он выступал с лекциями о джихаде и халифате в Москве и Дагестане.
Фарид Салман также сказал: «Что мы с российской стороны можем противопоставить этому? Когда-то возглавляемая мной Российская ассоциация исламского согласия сделала заявления, в которых не только осудила, но призвала к международному бойкоту этого псевдорелигиозного деятеля. Тем ни менее, наши призывы были не услышаны.
В этом году я дважды в составах различных мусульманских делегаций посещал многострадальную Сирию, встречался с Верховным муфтием Сирии доктором Хассуном. Русско-сирийские диалоги касались перспектив создания альтернативы Всемирному союзу мусульманских ученых, который возглавляет Кардави. Такая организация могла бы объединить исламских теологов России, Сирии и тех стран, где прекрасно видят плоды деятельности Кардави и его единомышленников. В свою очередь, саудовские специалисты очень быстро меняют видимые направления проповеди и лицемерно предлагают убрать с лица саудовских улемов налет терроризма, экстремизма и радикализма. Т.е. нам в очередной раз советуют увидеть в лице саудовских проповедников добрых агнцев, а не волков. Я не согласен с таким подходом.
Мы нуждаемся в сирийских богословах, сирийских преподавателях, сирийских ученых, ибо та форма ислама, которую они преподают, она наиболее близка России, это та форма, в которой люди друг друга не такфирят, т.е. не выносят друг другу смертных приговоров за то, что я, будучи мусульманином, например, приветствую христианина словами "мир вам"».
Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Фролов посетовал на то, что во внешней политике постсоветской России на каком-то этапе была иллюзия, что мы войдем в европейское и шире - западное сообщество. Но в результате такого курса, мы потеряли многие свои позиции на Ближнем Востоке. Ученый напомнил, что приближается крупная и важная дата: 200 лет востоковедения в России, которая имеет очень глубокие традиции в этой области. Научное сообщество должно более активно подключаться к современным проблемам и выносить предложения относительно поиска путей выхода извсё обостряющегося кризиса на Ближнем Востоке.
Научный сотрудник Сектора исследований межнациональных и религиозных проблем РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом «Интеграция российских исламистов в глобальный джихад: участие выходцев из Поволжья и Северного Кавказа в рядах боевиков на Ближнем и Среднем Востоке».
Эксперт напомнил, что проблема радикального исламизма в Сирии - это не только сирийская проблема, но в очень большой степени касается и России. Ваххабиты из России впервые отправились в 1999 году в Афганистан, когда из Набережных Челнов выехала группа из 17 человек во главе с Иреком Хамидуллиным. Прибыв в Афганистан, они сформировали Булгарский джамаат - объединение выходцев из Поволжья, воюющих в рядах талибов (названо было в память о средневековой Волжской Булгарии, которая ислам приняла от багдадского халифа, т.е. духовно вошла в халифат). После вторжения американцев в 2001 году часть членов джамаата перешла на территорию Пакистана, где и сегодня они базируется в районе поселения Дегон в Северном Вазиристане, другие погибли, а кто-то был схвачен и отправлен в тюрьму в Гуантанамо. Среди них был имам набережночелнинской мечети «Тауба» Айрат Вахитов, более известный по прозвищу Салман Булгарский. По возвращению в Россию ему ничего не было сделано, и он продолжил свободно вести у себя дома в Татарстане агитационную работу через уже тогда становящийся доступным для широких масс молодежи интернет. Откровенные призывы Вахитова к экстремизму были замечены прокуратурой, ему вынесли предостережения, однако дальше этого дело не пошло. В 2005 году он во главе с бандой исламистов устраивает теракт на газопроводе в Бугульме (юго-восток Татарстана) и скрывается. О нем все узнают только в 2011 году, когда он обнаруживается в Сирии и начинает вербовать через интернет россиян.
Раис Сулейманов отметил, что механизм попадания в ряды боевиков в Сирии из России весьма прост и хорошо отлажен. Исламисты списываются по интернету через социальные сети, затем покупают билет в Турцию и как обыкновенные туристы приезжают туда. Поскольку официальная Анкара не признает официальный Дамаск, то перейти турецко-сирийскую границу не составляет проблем. Связавшись с вербовщиком в Турции, с которым они вели связь через интернет, находясь еще в России, российские исламисты попадают в Сирию, где вливаются в ряды боевиков.
Совершенно непонятна позиция российской мусульманской уммы. События в Сирии осудили только три муфтията: Духовное управление мусульман Северной Осетии, Духовное управление мусульман и непосредственно Рамзан Кадыров и присутствующий здесь муфтий Фарид Салман.
Раиса Сулейманова удивляет, что на информационных ресурсах некоторых муфтиятов России идет откровенная апологетика исламистов, воюющих в Сирии против законного правительства или поддерживающих его свержение. Среди таковых он отметил сайты Ансар.ру (близкий к сопредседателю Совета муфтиев России, муфтию Саратовской области Мукаддасу Бибарсову) и «Голос ислама» (близкий к сопредседателю Совета муфтиев России, муфтию ДУМ азиатской части России Нафигулле Аширову).
Эксперт высказал мысль, что находящиеся, по разным оценкам, от 400 (оценка ФСБ) до 2000 (мнение муфтия Сирии Ахмада Бадр аль-Дина Хассуна) исламистов из России сейчас поучают в рядах боевиков боевой опыт, учатся воевать, изготавливать взрывчатые средства, пользоваться ими. Неудивительно, что именно ближневосточный опыт ведения террористических войн, похоже, террористами стал применяться и в Поволжье: обстрел нефтехимического завода в Нижнекамске в ноябре 2013 года самодельными ракетами многим очень напоминает то, как террористы запускают аналогичные СВУ (самодельное взрывное устройство) по промышленным и гражданским объектам в странах зарубежного Востока.
«Мы оказались в ситуации, когда российские исламисты уже давно интегрированы в глобальный джихад, когда происходящее в Сирии, Афганистане или Ираке в чем-то не отличается от того, что происходит на Северном Кавказе или Поволжье: воюют таким же способом, удары наносятся по церквям, а идеология у ваххабитов одна и та же. Уже третий год нам говорят, что Башар Асад падет и волей-неволей нам нужно примиряться с позициями исламистов. Однако мы видим, что события разворачиваются по иному сценарию. Спасает твердокаменная позиция Китая и России. В этой ситуации нужна жесткость. Перед Россией встала угроза возвращения опытных российских террористов из Сирии. Для России было бы хорошо, чтобы российские боевики, которые поехали воевать в Сирию, там бы и полегли», - сказал Раис Сулейманов.
Президент фонда «Духовное наследие апостола Павла» Валентина Ланцева говорила о том, что сегодня в Сирии идет война против человечности. Уничтожается наследие мировой цивилизации. Наряду с угрозой христианам, о чем говорит православная общественность России, существует угроза друзам, алавитам, шиитам, суннитам и другим малочисленным конфессиям. Сирия расплачивается за свою позицию противостояния враждебным планам Запада и законные власти страны продолжают бороться за мир во всём мире.
В свою очередь глава фонда, охарактеризовала происходящее в Сирии как информационную, политическую, военную и экономическую агрессию. Она выразила уверенность, что Сирия, опираясь на свой народ и поддержку друзей в мире, способна одержать победу в этой войне. Валентина Ланцева рассказала также о своем выступлении на шестой сессии форума «Защита религиозных меньшинств» в Женеве, на которой от имени русской общественности выступила в защиту религиозных меньшинств Сирии.
Президент фонда обратила внимание на факты осознанного искажения картины происходящего в Сирии во многих российских СМИ, в которых демонизируется образ Башара Асада, и идеализируются террористы. Отметила также факт безразличия российских чиновников, которые во время недавнего визита Верховного муфтия Сирии в Россию, по тем или иным причинам, отказались от встречи с ним.
После выступления основных докладчиков начались прения и свободная дискуссия.
Профессор Андрей Вассоевич, руководитель Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра РИСИ, выразил мнение, что страшная правда заключается в том, что общество, благоговея перед толщиной саудовского кошелька, никогда не договариваем правду о ваххабизме. Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб вел проповедническую миссию в 18 веке. Он начинал с того, что стал уничтожать могилы мусульманских святых, тех мусульман, которые вели благочестивый образ жизни, считая уважение к праху проявлением язычества. Закончилось всё тем, что современные последователи Ваххаба посягали на гробницу самого пророка Мухаммеда. Захватив Медину, они заложили порох в гробницу пророка и взорвали ее. Но когда дым развеялся, все увидели, что гробница невредима, что обозначало, что Аллаху не угодно это разрушение. Этот факт истории мог бы открыть глаза радикалам, но к сожалению ничего подобного не произошло, кроме того СМИ всячески умалчивают об этом инциденте.
Профессор заметил, что сегодня, когда мир стоит перед реальной опасностью религиозных конфликтов, или конфликтов на религиозной почве, мы должны чаще напоминать людям, что христианство и ислам имеют один корень, близки и тем, что у обоих религий единое представление об эсхатологии. Как мусульмане, так и христиане ожидают конец времен, признаком которого станет приход в мир антихриста, согласно исламу, на его лбу будет обозначена буква «кав». За антихристом последуют кафиры, неверные, лицемеры, люди, исповедующие двойные стандарты. Уничтожить антихриста (Даджаля) должен пророк Иса (Иисус). В этом отношение второе пришествие Иисуса Христа признает и одна и вторая конфессии. Это важно.
Андрей Вассоевич также рассказал, что недавно в Петербурге исламский фонд, который финансируется из Ирана, издал долгожданную книгу: «Иисус в Коране и хадисах». По мнению профессора, сегодня очень важно снимать напряжение межконфессиональных споров.
Арабист из Центра исследований Азии и Ближнего Востока РИСИ Павел Густерин. По мнению исследователя, исламизм стал реакцией на процессы глобализации в цивилизованном мире. В этом смысле исламизм выступает, как антифактор глобализации. В то же время мы видим, что в мире происходит глобализация терроризма, который является инструментом радикального исламизма, что сегодня в мире мы можем наблюдать целую индустрию терактов.
Автор этих строк в своем выступлении отметила, что муфтий Сирии предложил сирийцам объединиться не по религиозному признаку, а по признаку любви к своей Родине. «Сегодня, в состав сил патриотической обороны Сирии входят и сунниты, и алавиты, и шииты, и христиане. Единым фронтом сирийская армия противостоит сатанинской машине мирового экстремизма», - подчеркнула она.
Начальник сектора изучения Азии РИСИ Анна Глазьева заострила внимание на проблеме отсутствия правовых механизмов по блокированию возвращения российских ваххабитов из Сирии. Начальник Сектора исследований межнациональных и религиозных проблем РИСИ Владислава Филянова отметила, что «в Сирии идет сознательное уничтожение культуры, исторических памятников, культовых зданий, и делается это с одной целью - превратить оазис религиозной жизни в пустыню».
Завершил работу круглого стола Посол Сирии Риад Хаддад, сказав, что сейчас миротворческую конференцию Женева-2 пытается провалить Саудовская Аравия, и делает она это для того, чтобы потом обвинить в этом законное правительство Сирии. Но сирийцы будут участвовать и в Женеве-2, и воевать с террористами на своей земле. При этом дипломат отметил, что «ваххабизм уничтожает людей, но сирийский народ никогда не сломиться под его натиском».
Мария Мономенова, член Союза журналистов России
Участники круглого стола "Радикальный исламизм как фактор глобализации" |
Леонид Решетников |
Риад Хадад |
Фарид Салман |
Андрей Вассоевич |
Валентина Ланцева |
Павел Густерин |
Раис Сулейманов |
Мария Мономенова |
6. Ответ на 5., Романов:
5. Ответ на 1., Корхов Юрий:
4. Ответ электрику на его коммент №3
3. 1. Корхов Юрий :
2. Магомед и есть тот самый лжепророк из Апокалипсиса.
1. Всё и проще и сложнее