10 января 2014 года в КВЦ «ВертолЭкспо» по благословению Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Главы Донской митрополии откроется рождественская выставка-ярмарка «Дон Православный», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Традиционно целью экспозиции является приобщение к Православной культуре и утверждение веры среди ростовчан и жителей Донского края.
Уже в четвертый раз десятки тысяч посетителей станут частью этого масштабного события. «Дон Православный» - это возможность познакомиться с многообразным миром православного искусства и народного творчества, прикоснуться к православным святыням. Гостей выставки ждет и насыщенная культурно-просветительская программа, включающая десятки различных мероприятий: конференций, «круглых столов», мастер-классов, презентаций, кинопоказов, встреч, выступлений творческих коллективов.
Особым событием выставки станет уникальная экспозиция фонда «Фрески Руси» - «Свет фресок Дионисия», постоянно действующая в Музее храма Христа Спасителя в Москве. Впервые на юге России можно будет увидеть почти 100 фоторабот, точно передающих образы знаменитого собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные более 500 лет назад, со всеми их тончайшими свето-колористическими и художественными нюансами. Ежедневно будут проводиться экскурсии, знакомящие посетителей с новаторским фотопрочтением шедевров древнерусского искусства XV века.
Впервые гостям выставки будет представлена традиционная для Святочных дней композиция «Рождественский вертеп».
Выставка «Дон Православный» продлится с 10 до 15 января 2014 года по адресу: Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 30. За подробной информацией обращайтесь по телефону в Ростове-на-Дону: 268-77-68.
Проект Юрия Холдина (1954–2007) «Свет фресок Дионисия – миру», по мнению известных экспертов, стоит в авангарде нового направления, определяющего современный язык и пластику в представлении широкой аудитории XXI века малодоступных шедевров древнерусской пространственной фресковой иконописи. Образы знаменитого собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где почти в первозданности сохранилось около 300 композиций Дионисия, созданных более 500 лет назад, со всеми их тончайшими цвето-колористическими и художественными нюансами, органично воспринятые взглядом современного художника в объёмном архитектурном и свето-воздушном пространстве древнейшего памятника, обрели новую жизнь. Искусством светописи создан на сегодняшний день единственный в мировой практике прецедент адекватного прочтения замысла великого иконописца XV века, осмысленного диалога двух эпох, искусств, художников.
Выставка неоднократно экспонировалась на художественных и музейных площадках. За восемь лет передвижная экспозиция побывала в Третьяковской галерее, Музее архитектуры им. Щусева, Музее декоративно-прикладного искусства, ЦВЗ «Манеж», Политехническом музее, в Музее-заповеднике «Коломенское», в Санкт-Петербургской академии художеств; её смогли увидеть жители Великого Новгорода, Костромы, Курска, Иваново, Нижнего Новгорода, Липецка, Воронежа, Новосибирска, итальянских городов Мерано и Альмезе (Торино). В 2012 г. – в год 510-летия ферапонтовских фресок по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла большая часть – более 400 работ мастера светописи оставлены в постоянной экспозиции Музея Храма Христа Спасителя в Москве.
Подход Ю.Холдина впервые представил собой не искажённо-фрагментарную, плоскостную иллюстрацию фресок, как это делалось в фотографической и издательской практике на протяжении всего ХХ века, а позволил включить зрителя в образный строй целостного восприятия храмового пространства, при определённой освещённости раскрывающегося как «небо на земле». В огромном цикле работ фотохудожника найден световой камертон, создающий у зрителя впечатление одномоментного погружения в единое цвето-колористическое пространство собора.
Это уникальная работа и художественная, и научная одновременно. Исключительно высокий качественный уровень воспроизведения созданного материала связан с новаторской разработкой в области физики света и в области цветоведения. По мнению авторитетных специалистов - это не только «переворот в нашем искусствоведении и книгоиздании», но и «рождение нового жанра», открывающего «жизнь иконописных образов в сакральном пространстве».
Одно из наиболее точных определений произведений Ю.Холдина: «икона иконы», «созерцание созерцания». Его художественный перевод с языка фресковой иконописи на язык светописи - это опыт видения, созерцания, «умозрения в красках» современного мастера; опыт откровения, который исключает ремесленный повтор, возникающий при копировании. Благодаря искусству фотографии, строящемуся по законам линейной перспективы, передавшему бесконечную глубину времени ушедшего, с одной стороны, с другой - показавшему иконописные образы без малейшего искажения, либо нарушения канона, осуществилась связь времён. В новом изобразительном формате усилился объём и полифония звучания классического наследия. Светописный образ ферапонтовского собора, представленный глазами современного художника без единой тени земного мира, изменил ракурс видения и глубину постижения изобразительной культуры Золотого века русской иконописи XIV-XV вв., привлекая постепенно всё более обширную аудиторию.
Высочайшие художественные достоинства и научные открытия в работе Юрия Холдина вызвали мгновенный резонанс в среде творческой интеллигенции, но последнее время аудитория известного проекта смогла оценить и другие стороны многолетнего подвижнического труда мастера светописи. Главную и бесспорную его заслугу сегодня видят в том, что он сумел найти новый путь представления особо охраняемых государством шедевров древнерусского искусства и тем самым отстоять право народа на доступ к национальным святыням.
Юрий Холдин – единственный человек в нашей стране, который не просто фиксировал фрески на фотопленку, а осмысленно показывал их на художественном и богословском уровне. Его называли ловцом света, интерпретатором, переводчиком, который без искажений доносит современникам послание, составленное пять столетий назад человеком, который слышал и понимал прошлое.
Он работал в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря восемь лет. Поставил перед собой сложнейшую задачу, на которую до него никто не решался: передать красоту и мудрость фресок Ферапонтова монастыря, написанных Дионисием в конце ХV века, средствами фотографического искусства. Чтобы у зрителя создавалось не ощущение просмотра фотокопии и перелистывания альбома, а ощущение полного присутствия в храме, воздуха и света, которые льются из окон. Изначально это казалось почти невозможным. Ведь Ю.Холдин задумал не просто снять отдельные фрески, а сохранить для будущего все наследие великого иконописца, а это сотни сюжетов, более 700 квадратных метров росписи! Он мыслил очень масштабно, хотел передать не только целостный образ каждой отдельной композиции, а всего собора.
До него фрески снимали многие, но так, как он, – никто. Как пишет «Литературная газета», он будто снимал фильм: с режиссерской раскадровкой, лесами, специальными осветительными приборами и все ради одного правильного кадра. До него считалось, что оптимальным временем для подобных съемок является ночь и искусственное освещение (нет бликов, нет рефлексии переменчивого дневного света, влияющего ежеминутно на цвет). Но, по мнению Холдина, искусственный свет убивал фреску, делал её неживой и жёсткой. Он много размышлял над природой света и экспериментальным путем пришел к тому, что лучшего времени, чем полдень для передачи колористического замысла Дионисия, просто нет. В результате более десяти лет кропотливой, самоотверженной работы, новаторские методы съёмки, сотни уничтоженных фотографий и оставшиеся пятьсот, которые сейчас и являются основой его выставки.
Фрески Дионисия от Юрия Холдина, действительно, как будто светящиеся, живые, с тонкими оттенками цвета, трещинками, оставленными временем. По словам специалистов, автору удалось передать строгость древних ликов святых, воздушную громаду пространства храма, последовательность мысли иконописца. После этот титанический труд Юрия Холдина назовут подвижническим.
Когда работа была окончена, автор стремился показать отснятые им фрески людям. Так появилась книга «Сквозь пелену пяти веков», подготовленная и изданная к 500-летию фресок Дионисия в 2002 году. Эта книга была отмечена Всероссийской премией в номинации «Событие года».
К сожалению, сам Юрий Холдин не дожил до наших дней. До сих пор не известно, что с ним произошло. Газеты пишут: «Рано утром в воскресенье 29 июля 2007 года в Москве во время фотосъемки на 53-м году жизни трагически погиб известный фотохудожник и издатель, президент фонда «Фрески Руси», автор уникального проекта «Свет фресок Дионисия» Юрий Холдин».
Он не успел оставить последователей, не успел раскрыть всех тайн своего мастерства. Он очень хотел, чтобы русские люди вернулись к своим духовным корням, историческим святыням и своим трудом всячески этому способствовал.
С 10 до 15 января 2014 г. в рамках выставки «Дон православный» будет работать просветительский проект Юрия Холдина, представленный около ста фотоработами, каждая из которых сопровождена подробной аннотацией, раскрывающей богословие образа. Выполненная на очень высоком техническом и профессиональном уровне выставка «Свет фресок Дионисия», безусловно, представляет большой интерес для людей православных. Ежедневно на выставке будут проводиться экскурсии, консультации, творческие встречи с участниками проекта. Будет представлена издательская и просветительская программы Фонда «Фрески Руси», занимающимся представлением ферапонтовских росписей Дионисия в новом изобразительном формате, работающим с творческим наследием Юрия Холдина.