Отмечу одну особенность: когда идет борьба за установку какого-либо памятника, то пишут много статей, устраивают акции, конференции. С трудом дается возведение памятников настоящим героям России, особенно Государям или членам Дома Романовых, но после установки сразу наступает тишина. И чтобы так не вышло с памятником Великому князю Михаилу Николаевичу, я решил, что этот памятник должен быть «живым».
Памятник в городской среде может выполнять градостроительную функцию, может быть напоминанием об исторической личности, об историческом событии или просто быть декоративным украшением. Но он может быть и живой памятью, если перед ним совершаются молитвы.
Я обратился в администрацию Музея артиллерии с предложением провести 18 декабря, в День памяти Великого князя Михаила Николаевича, панихиду его памяти. Директор музея Валерий Михайлович Крылов не отказал, пошел на встречу.
Было 104 года со дня кончины, дата не круглая, но памятник, который мы установили, обязывает не только помнить, но и поминать Великого князя. В этот день была совершена панихида в присутствии сотрудников Музея артиллерии и почитателей памяти Великого князя, пришедших возложить цветы к его новому бюсту. Ровно месяц назад, 19 ноября, был установлен этот бюст. Самые высокие отзывы приходилось слышать о нем. Памятник достоин имени члена Дома Романовых Великого князя, «царский памятник» - я слышал такое высказывание в адрес этого монумента. Были вновь сказаны высокие слова о Великом князе Михаиле Николаевиче.
Обратили внимание на тот факт, что кроме многих деяний, его трудов в области русской артиллерии и руководства ею, его бесценных трудов на Кавказе, приведших к замирению этого региона, 150-летие которого мы будем вспоминать в следующем году, его 20-летнее председательство в Государственном совете, он оставил деяние, которое мы, может быть, ещё не оценили в полной мере, а именно, он дал России трех сыновей-мучеников, проливших кровь на Русской Голгофе. Это Великие князья Георгий Михайлович, Николай Михайлович и Сергей Михайлович. Два первых были расстреляны у стен Петропавловской крепости вместе с Великими князьями Павлом Александровичем и Дмитрием Константиновичем. Сергей Михайлович разделил мученическую Голгофу вместе с Великой княгиней Елизаветой Федоровной в Алапаевске. Быть отцом трех князей-мучеников, которые прославлены Русской Зарубежной Церковью, это уже сам по себе великий подвиг.
После панихиды старший научный сотрудник Музея артиллерии Александр Николаевич Кайгородцев для всех участников этого поминовения провел экскурсию по выставке «Дом Романовых и русская армия», где представлены личные вещи, прежде всего, воинские мундиры практически всех Русских Императоров, начиная с Петра I и заканчивая Цесаревичем Алексеем Николаевичем.
Затем музей предложил поминальную трапезу в честь Великого князя. На трапезе директор музея вручил благодарственные грамоты игумену Герасиму, которая будет передана в Михайло-Афонский монастырь, и мне. Валерий Михайлович Крылов принял решение, что эта панихида, проведенная впервые, будет теперь традиционной. Она будет традиционно совершаться в День памяти Великого князя Михаила Николаевича. Я думаю, что это знаковое событие, когда установка памятника имеет духовное продолжение и является не просто разовой акцией, а рождает новую традицию в жизни нашего имперского города.
Царствие Небесное и вечный покой великому князю Михаилу Николаевичу!
Надеюсь, что на следующий год число участников будет больше, тем более что будет небольшой юбилей - 105 лет со дня кончины Великого князя Михаила Николаевича.
Также мы вспомнили, что 4 года назад в столетие его памяти была проведена конференция в Новомихайловском дворце при участии и помощи «Русской народной линии», на которой и была высказана, сформулирована и записана в резолюцию конференции идея о необходимости установки памятника Великому князю в нашем городе. Можно сказать, что мечта воплотилась в жизнь, отнюдь не в силу телевизионной рекламы, а в силу веры в Россию, веры в её великих героев и верность её идеалам.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья