Согласно действующему законодательству, уголовная ответственность за живодерство наступает с 16-летнего возраста. За издевательство и убийство животных можно получить до двух лет тюрьмы.
Во фракции «Справедливой России» рассматривают жестокое обращение с животными как сигнал крайней социальной опасности склонного к таким действиям человека, особенно если эта склонность проявляется в раннем возрасте. «По данным Института Сербского, более 85% маньяков начинали свою кровавую "карьеру" именно с живодерства. При этом личность будущего маньяка, как это ни ужасно, формируется очень рано, примерно в 8–12 лет. Это обусловлено сроками созревания коры головного мозга. Вне всякого сомнения, такие люди должны выявляться как можно раньше», — поясняет зампред комитета ГД по энергетике Олег Михеев.
Депутат указывает, что жестокое обращение подростков с животными принимает масштабы эпидемии, которую усугубляют действия так называемых «догхантеров».
«В Москве группа малолетних садисток в возрасте от 14 лет долгое время держит в страхе столичный район Текстильщики, натравливая крупных собак друг на друга и на людей, включая маленьких детей. Известны случаи, когда у людей выкрадывали собак, жестоко убивали и присылали хозяевам фотографии замученного животного. 14-летний школьник Егор Мизонов из Красноярского края позировал с отрезанной головой кота на фото в социальной сети — в попытках унять юного живодера местные жители собрали 35 тыс. подписей под петицией в интернете, однако безрезультатно. В Тольятти в этом году банда малолетних живодеров, несмотря на резкое возмущение местных жителей, избежала суда именно в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности», — отмечает парламентарий.
Исправить ситуацию, по его мнению, может приравнивание жестокости по отношению к животным к тяжким преступлениям, уголовная ответственность за которые, согласно 20-й статье УК, наступает с 14-летнего возраста. Депутат апеллирует к опыту зарубежных стран, в которых возраст уголовной ответственности за тяжкие преступления ниже, чем в России: в Австралии и Ирландии — с 7 лет, Швейцарии — с 10 лет, в ряде штатов США — с 10–12 лет, пишет газета «Известия».
«Как правило, для отнесения тех или иных деяний к преступлениям с пониженным возрастом наступления ответственности учитывается ряд факторов, в том числе степень общественной опасности, мера социальной терпимости, распространенность в среде подростков», — указывает Михеев, подчеркивая, что все эти критерии в полной мере могут быть отнесены к жестокому обращению с животными.
Первый замруководителя фракции «Единой России» в Госдуме Вячеслав Тимченко так прокомментировал эту инициативу: «Это нужно выправлять воспитанием, на семейном уровне формировать нравственность. Законами здесь трудно помочь».
Президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова считает эту меру запоздалой: «Снижать возраст уголовной ответственности нужно было гораздо раньше. У нас уже выросло поколение, которое на языке психиатров называется "жесть". Измывательство над животными стало очень широко распространяться среди подростков еще в начале 1990-х. А законодательство по защите животных у нас очень слабо проработано, это развязывает руки малолетним садистам».
«Как бы вы прокомментировали предложение Михеева? Следует ли снижать возраст ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления? Относится ли к таким преступлениям живодерство? В самом ли деле жестокость по отношению к животным превратилась в серьезную проблему общества?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, отметил, что живодерство – преступление серьезное.
«Но мне не нравится идея бороться с ним ужесточением наказаний. Прежде всего, надо воспитывать детей нормально. Лучше бы депутаты озаботились запретом для детей страшных фильмов и игр, которые провоцируют развитие насилия. Запретили бы пропаганду сатанинского культа в разных формах, сатанинских музыкальных групп – проповедников зла, праздники типа Хэллоуина и прочее. Что толку бесконечно увеличивать сроки за те или иные преступления, если причины остаются на поверхности? Понятна инициатива депутатов, - они хотят протащить яркий закон, но реально менять ситуацию не могут или не хотят, - ведь придется задеть чьи-то финансовые интересы. Легче, чтобы люди сидели в тюрьме, хотя и там насилие, только по отношению не к животным, а к людям. Сомнительно, что подростки, отсидевшие в тюрьме, изменятся в лучшую сторону. Скорее всего, родители таких детей сами асоциальные люди с тяжелой психикой. Разве нормальный ребенок вырастет в такой обстановке? Необходимо обращать внимание на среду, в которой растет ребенок, оказывать таким семьям поддержку», - заключил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил: «Дело не в том, чтобы максимально ужесточить ответственность, а в том, чтобы ответственность реально наступала, чтобы законы исполнялись, чтобы проводили расследование и виновные ощущали, что наказание за такого рода преступления в нашем обществе будет неотвратимо».
«Правоохранительные органы и государство не должны бояться тратить на это усилия и средства, пусть не считают данную проблему безобидной. Как будет дифференцироваться ответственность, трудно сказать. Пусть родители будут в ответе, оплачивают штрафы или подвергаются судебным преследованиям. Не надо излишне суровых наказаний, пусть будет штраф, но чтобы закон неукоснительно и логично соблюдался», - заключил священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, заявил, что поддерживает закон двумя руками.
«В кои-то веки депутаты предложили что-то полезное. Если подросток убивает животных, рано или поздно он возьмется за людей. Именно так начинался путь сатанинской секты "Черный тюльпан" в городе Невинномысске в середине 90-х годов. Каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу, сатанисты собирались в частном доме на улице Коммунистической, который принадлежал одному из членов организации. Здесь они совершали свои ритуальные обряды, в том числе и жертвоприношения. Следствием было установлено, что за время своей деятельности сатанисты умертвили более 60 животных, причем делали это с садистской жестокостью. Они ловили бездомных кошек и, вколачивая гвозди через лапы, распинали их на деревянном кресте. Затем животным перерезали горло ритуальным ножом, кровь сливали в бычий рог, из которого отпивали по глотку. Закончилась эта история тем, что отморозки перешли от животных к людям, убив двух студентов», - заключил священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что здесь сходится несколько разных вопросов.
«Возраст ответственности – это один вопрос, живодерство – другой. И третье – это наличие бродячих собак на улицах наших городов. И все эти проблемы между собой не связаны. Возраст ответственности за тяжкие преступления в других странах действительно ниже, и он, по всей вероятности, должен со временем уменьшаться, потому что молодежь все раньше включается в активную социальную, информационную жизнь. Так что снижение возраста ответственности - процесс естественный. Натравливать собак на людей, конечно, тяжкое преступление. Собака - это потенциально опасное оружие, она может убить человека, тем более ребенка, что не раз бывало. Поэтому, конечно, подростки должны нести ответственность за покушение на убийство. В других странах, когда собаки убивают людей, хозяева этих собак несут ответственность перед законом по статье «Убийство»», - продолжил он.
«За жестокость по отношению к животным, и особенно с хвастовством своими мерзкими поступками в интернете, наказание должно быть строгим, - тюремное заключение было бы вполне уместным. Надо изучить мировое законодательство, чтобы решить, как наказывать родителей детей, которые не подпадают под закон по возрасту. Наличие бродячих собак тоже провоцирует молодых людей. У нас вообще вопрос с бродячими животными не урегулирован. Например, не так давно на меня напала бродячая собака, порвала подрясник. Есть в мире русофобское мнение, будто у нас по улицам бродят медведи, так вот собаки у нас точно бродят. В нормальных странах их отлавливают, а если есть хозяин, его штрафуют. Безусловно, надо ужесточать наше российское законодательство, оно страдает слабостью, беззубостью, нерешительностью, и это общеизвестный факт», - заключил отец Макарий.