Согласно опросу, проведенному по заказу Общественной палаты, в Москве сочувствуют участникам бирюлевских событий 57% опрошенных, в Петербурге — 60%. Если аналогичные выступления начнутся вновь, к ним готов присоединиться каждый четвертый москвич (24%) и каждый шестой петербуржец (15%), пишет газета «Коммерсант».
Для сравнения: участников выступлений на Манежной площади в декабре 2010 года поддерживали около 40% жителей мегаполисов. Иными словами, за 2,5 года массовая миграция и этническая преступность стали представляться гражданам значительно большей угрозой.
Участие националистов в антимигрантских выступлениях по-прежнему не вызывает восторга у столичных жителей, но и пугает их все меньше. 42% москвичей и 40% петербуржцев отрицательно относятся к националистам, но среди молодежи эта доля вдвое меньше: 20%. Для молодежи «национализм становится вполне допустимой идеологией», считают авторы исследования.
Отрицательно относятся к гастарбайтерам 38% жителей Москвы и 41% — Петербурга. Положительно или нейтрально — примерно по 44% в обеих столицах. А в 2008-2010 годах в Москве положительно относились к мигрантам около 60% жителей.
Проверки общественниками общежитий трудовых мигрантов с целью выявления нелегалов поддерживают более половины москвичей и петербуржцев. Чуть меньше сторонников у так называемых «русских зачисток» (рейдов по «стихийным» рынкам, обычно проводимых вместе с полицией), которые проводят в Петербурге активисты националистических организаций — их поддерживают 48% москвичей и 49% петербуржцев, зато среди молодежи - почти 85%. Больше половины жителей двух столиц выступают за коллективную ответственность диаспор (52% в Москве и 55% в Петербурге). Столько же граждан уверены, что родственники должны отвечать имуществом за террористов. Жители мегаполисов приветствуют деятельность в этой сфере общественных организаций, пусть и националистических, полагая, что государство плохо справляется с национальными проблемами, резюмируют авторы исследования.
«Чувствуете ли вы перемены в отношении общества к приезжим? Согласны ли вы, что национализм становится респектабельным? Если да – каковы главные причины этих перемен и как вы их оцениваете?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил: «Проблема не в том, что мигранты едут сюда, а в безнравственности некоторых людей. Например, почему люди возмутились в Бирюлеве? – в конечном счете, потому, что некие работодатели привлекают по сути рабов, которые нелегально здесь работают. А почему выгодно их привлекать, и наше законодательство позволяет это сделать? - потому что им не надо платить в отличие от местных, у которых есть претензии на благополучие: им надо оплачивать, квартиру, машину, кредиты и т.п. Приезжему человеку ничего не надо, его зарплата во много раз ниже. Прибыль такие работодатели присваивают – и это на самом деле страшно. При этом миграцией занимаются люди, которые даже не считаются правоохранительной структурой. ФМС лишь оказывает услуги населению, - она тоже заинтересована в приезде мигрантов, потому что и она имеет свои дивиденды. У нас сейчас 17 миллионов легальных мигрантов и несколько миллионов нелегалов. Это выгодно определенному кругу лиц».
«Что касается националистов, пошуметь, помитинговать – это тоже выгодно, поскольку рождает эмоциональную волну, нужную кому-то. Здесь не идет речь о защите интересов Родины, это всего лишь низменные интересы, темные силы, и они сейчас доминируют, - считает пастырь. - Остальные участники митингов просто не хотят негатива, но не знают, как бороться, потому что на этом кормится закон и сила: некоторые представители полиции, некоторые чиновники, да и сам народ не прочь пожить за счет приезжих. То есть мигранты выступают разменной картой. Легче их обвинить во всем, они безропотные и бесправные, с ними можно делать, что угодно».
«Здесь просто надо навести порядок: обучать сотрудников ФМС, т.к. складывается ощущение, что туда идут работать случайные люди – откуда они берутся, кто их назначает, какое они имеют образование, чтобы заниматься миграционной политикой, а не принимать участие в скандалах? И спрашивать нужно с них же, каждый должен нести ответственность за свой участок работы», - призвал отец Александр.
«Кроме того, никто не интересуется мнением самих мигрантов. Мне кажется, люди, которые едут к нам в страну, должны пройти подготовку на своей родине: изучить русский язык, культуру, историю. Они же переезжают через границу и даже языка нашего не знают. Почему государство на это не обращает внимания? Нужна государственная политика и воля. Но пока конструктива мало, зато базарная шумиха приносит прибыль каким-то силам», - заключил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Явных проявлений агрессии я не вижу, но по поведению и разговорам окружающих можно заметить, что у многих обострена непризянь к иноплеменникам - гастарбайтерам и торговцам. Но если христиане внутри осознают такие чувства как грех и хотели бы с этим бороться, то те, кто такие задачи не ставит, будут явно агрессивными».
«Причина, прежде всего, социально-экономическая. Частным структурам и государству выгодно привлекать, в сущности, рабский труд. Коррупция действительно дает возможность получать наиболее выгодные рыночные места, захватывать экономические торговые сферы. Но из истории мы знаем: используя те или иные социально-экономические проблемы, политическую дискриминацию, к власти могут прийти деструктивные силы. Гитлер, как известно, пришел к власти на волне возмущения социальной несправедливостью, в которой оказалась Германия по итогам Первой мировой войны. И это закономерный результат в жизни общества, если так попустительски относиться к проблеме», - считает пастырь.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, уверен, что национализм очень опасен. «Еще во время Российской империи великий мыслитель конца XIX века Константин Леонтьев говорил, что национализм - это одна из форм революционного развала общества и государства. Могу подтвердить правоту Леонтьева, и в мировой политике это показали события национально-освободительных движений, чьи попытки в итоге ничем хорошим не увенчались», - напомнил отец Александр.
«В отношении националистов сегодня лучший пример - Украина. Это карикатура того, что происходит в России. Нам хочется националистов? Приглядитесь к геноссе Тягнибоку и его фашистской платформе - вот что нас ждет, если мы дадим волю собственным националистам. В Европе пока все выглядит более респектабельно, но и там постепенно активизируется национализм, а посмотрите на Прибалтику, Финляндию, Грузию... Национализм и патриотизм - это вещи совершенно разные. Тем более, русский патриотизм всегда был имперским, вне национализма, и был весьма силен: Великая Отечественная война была выиграна людьми, именно так настроенными. Несмотря на большие противоречия и трагические события того периода, люди все-таки нашли в себе и силы, мужество и великодушие, и оказались верны нашему Отечеству, и вместе умирали татары, грузины и прибалты на фронтах войны. Мы должны относиться к их крови как к святыне и гордиться нашей национальной культурой, историей. Но национализм политический – вещь крайне опасная, и развивать его очень неосмотрительно», - заключил пастырь.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал: «Я думаю, что главная угроза для страны и общества никак не связана с реабилитацией того или иного словосочетания. У нас в свое время СМИ испохабили термин "национализм", сделали его синонимом слова "шовинизм". А это не так».
«Для меня (подчеркиваю, что это мое личное мнение) националист – это тот, кто любит, прежде всего, свою нацию. Да, чуть больше чем остальные, но это естественно. Никогда не поверю, что чеченец или татарин любит русских и армян также сильно как своих соплеменников. Если я люблю свою жену больше чем жену соседа, это совершенно не означает, что я оскорбляю его супругу», - привел сравнение отец Антоний.
«А вот нелюбовь к другим нациям – это не национализм, это сумасшествие. Почему идет реабилитация национализма? Народ устал слушать, что мы не сможем выжить без таджиков, устал от неконтролируемой миграции и ужасающего количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами», - заключил священник.