От редакции: В адрес редакции РНЛ поступило письмо из Казахстана, подписанное прихожанами алма-атинских храмов Андреем Холмогоровым, Татьяной Ивановой, Лидией Древинской и Александром Даниленко. В письме выражается обеспокоенность планами епархии эксгумировать останки почитаемого народом митрополита Иосифа (Чернова) и перезахоронить их в женском монастыре. Нисколько не пытаясь вмешиваться в компетенцию священноначалия Казахстанского митрополичьего округа, мы все-таки полагаем, что при решении таких вопросов должно учитываться мнение верующего народа. Возможно, предположение авторов письма о коммерческой подоплеке перезахоронения и ошибочно, и епархия руководствовалась иными соображениями. Но так это интерпретируется народом, а, значит, есть проблема. Поэтому мы решили опубликовать это письмо.
«Уважаемая редакция «Русской народной линии»! Обращаются к Вам православные верующие Алма-Аты.
Всем алмаатинцам известно, что на Центральном кладбище нашего города есть одно, особо почитаемое православными, святое место – могила старца-митрополита Иосифа (Чернова). Ежедневно, в любую погоду, в любое время суток сюда стекается множество народа – приходят люди глубоко церковные, и только переступающие порог Церкви, христиане и мусульмане, люди разных возрастов и профессий – идут к митрополиту Иосифу, чтобы помолиться на его могиле, получить молитвенную поддержку и помощь в разрешении своих духовных и житейских проблем.
Приходят сюда не только алмаатинцы – имя Старца-Митрополита хорошо известно за пределами Казахстана. Сюда съезжаются, особенно в день памяти Владыки, паломники со всего пространства Ближнего зарубежья. И никто не уходит от могилы Святителя не услышанным и не утешенным. Над могилой благочестивыми почитателями Старца-Митрополита, сооружена кованная металлическая часовня, украшенная золотым куполком и крестом. И хотя митрополит Иосиф не прославлен пока в лике святых, народ Божий относится к нему, как к великому святому, а могилу его хранит, как зеницу ока. И всегда она утопает в цветах. Место его захоронения расположено близ центра города Алма-Аты, в доступном и удобном в транспортном отношении месте, куда легко доехать с любого уголка Алма-Аты. Однако недавно верующим алмаатинцам стало известно, что с инициативы Епархиального начальства, в ближайшее время будет проведена «эксгумация» честных останков митрополита Иосифа и перенесение их в Иверско-Серафимовский женский монастырь города Алма-Аты. Причем, совершить этот акт планируется, тихо, втайне от народа и даже от части духовенства. Такая инициатива вызывает у алмаатинцев не просто недоумение, но и протест.
Во-первых, сразу возникает вопрос – для чего это делается? Было бы понятно, если бы митрополит Иосиф был причислен к лику святых, и тогда с честью, при всеобщей молитве совершилось бы обретение его честных мощей и торжественное перенесение их, наверное, в Кафедральный собор города. Тогда – да! Тогда все естественно и в духе Церкви. Но какой смысл переносить Святителя украдкой на окраину города (куда из некоторых районов намного сложнее добраться, чем на кладбище), в женский монастырь? Тем более, что к этой обители митрополит Иосиф при своем служении на Алма-Атинской кафедре (1960-1975 гг.) не имел никакого отношения, ибо монастырь в те годы вообще не существовал, а возрожден в 2003 году.
Во-вторых. Почему свое намерение Епархиальное начальство планирует совершить втайне от народа Божия, а не вместе с ним? Ответы на эти вопросы мы видим в том, что, по всей видимости, к глубокому сожалению, план перенесения мощей митрополита Иосифа является коммерческим проектом епархии, на котором в Иверско-Серафимовском монастыре будут зарабатываться деньги. (На кладбище-то могила "бесхозная" – ни кружку не поставишь, ни с тарелкой не пройдешь. А здесь – пойдет народ, и в этом плане можно широко развернуться). Поэтому и скрывают от верующих намерение потревожить прах Митрополита, ибо спекуляция на мощах вызовет широкий резонанс и волну возмущения.
Может быть, епархиальному начальству стоит подумать еще и о том, как сам Святитель Иосиф отнесется к этому деянию? Не примет ли он такие действия, как насмешку над своим прахом, над своим светлым именем? Не будет ли преждевременное и тайное вскрытие его могилы выглядеть, как уничижение его Архипастырского достоинства? И не выглядит ли кощунственно то, что на народной любви к митрополиту Иосифу пытаются зарабатывать деньги?».
16. Re: Зачем тревожить святителя?
15. Ответ на 13., РодЕлена:
14. Ответ на 9., иерей Герман:
13. Re: Зачем тревожить святителя?
12. Ответ на 8., Савва:
11. К МОДЕРАТОРАМ
10. Ответ на 8., Савва:
9. Ответ на 8., Савва:
8. Ответ на 2. и 7., иерей Герман:
7. Ответ на 3., М.Яблоков: