Будет ли в Чешской Церкви устроен антимосковский «евромайдан»?

Павел Тихомиров о ситуации в Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Люди, на которых делает ставку ОВЦС МП, являются очень удобными мишенями. Против них легко и удобно протестовать. Это значит, что граждане Чехии, которые могут быть использованы Константинополем в антимосковских акциях, будут протестовать с чистой совестью и уверенностью в собственной правоте. В общем-то повторяется ситуация с украинскими майданами.

Вот уже на протяжении более трех недель все наши мысли настолько поглощены драматическими событиями, совершающимися на Украине, что практически незамеченной прошла новость из Чехии. Речь идет о смещении местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Симеона. Это событие уже расценено представителями части демократической общественности как «очередной 1968-й год». При этом в качестве танков и КГБ-нишков позиционируется председатель Отдела Внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион (Алфеев). Пока еще непонятно – будет ли в Православной Церкви Чешских земель и Словакии иметь место некое подобие «Киевского Евромайдана» или же Константинопольские шахматисты воспользуются Евромайданом в Киеве, чтобы сделать более болезненный для Московской патриархии выпад.

Но обо всем по порядку.

7 ноября в Праге состоялась неофициальная встреча главы ОВЦС митрополита Илариона с архимандритом Мареком (Крупицей) и архиепископом Юраем (Георгием Странским). Местоблюститель митрополичьего престола архиепископ Симеон категорически отказался участвовать в неформальных беседах, позиционируя их в качестве сепаратных переговоров. Люди, близкие архиепископу Симеону, объясняют этот отказ тем, что неформальный визит митрополита Илариона был воспринят как инспекция барина в отдаленное поместье. Представители демократической российской общественности Чехии даже сравнили действия руководителя ОВЦС с известными событиями 1968 года.

А спустя месяц, 9 декабря, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии произошел переворот. Три члена Синода - архиепископ Прешовский и всея Словакии Ростислав (Андрей Гонт), архиепископ Михаловский Юрай (Георгий Странский) и викарный епископ Иоаким (Роман Грдый) - отстранили архиепископа Оломоуцкого и Брненского Симеона от исполнения обязанностей местоблюстителя митрополичьего престола и назначили на эту должность архиепископа Ростислава. На заседании присутствовали представители Константинополя – митрополиты Эммануил Гальский и Арсений Венский, а также глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Волоколамский Иларион.

Горячий сторонник владыки Симеона (точнее, горячий противник «московского неосталинизма») Сергей Комков в своем авторском комментарии особо выделил то, что «представители Вселенского патриарха категорически возражали против подобных действий и предупреждали о последствиях данного шага. А представитель Московского патриарха (которого предстоятель чешской и словацкой церкви архиепископ Симеон вообще не приглашал на заседание Священного Синода) молчаливо одобрил эти действия. Дав тем самым раскольникам карт-бланш на совершение столь пагубного шага».

Реакцией на низложение стало Заявление Высокопреосвященнейшего Симеона, Архиепископа Оломоуцко-Брненского, Митрополичьего управляющего Православной Церкви Чешских земель и Словакии, текст которого уже утром 10 ноября был разослан по всем православным приходам Чехии и Словакии.

В тексте Заявления члены Синода обвиняются в незаконном захвате власти и раскольничестве. В связи с этим владыка призвал считать единственным на данный момент канонически правомочным главой Поместной Православной Церкви именно его, что должно проявляться в том числе и в том, что за богослужением должен поминаться только архиепископ Симеон - вплоть до разрешения в самом скором будущем сложившейся ситуации. Владыка Симеон уповает на то, что это произойдет благодаря вмешательству Православных Церквей, в первую очередь, Константинопольской (на чем дважды в коротеньком тексте делался акцент).

Как известно, Православная церковь Чешских земель и Словакии получала автокефалию дважды: в 1951 году — от Московского Патриархата, и в 1998 году — от Константинопольского Патриархата, поскольку Константинополь автокефалию, выданную Москвой, не признал. В связи с этим, в 2011 году случился неприятный казус: Константинопольский Патриарх Варфоломей выразил недоумение по поводу праздничных мероприятий, приуроченных к 60-летию дарования Москвой автокефалии Чешской Церкви. И митрополиту Христофору пришлось тогда извиняться перед иерархами из Стамбула.

Афера с низложением митрополита Христофора всем нам памятна, пересказывать не станем, об этом говорено-переговорено. В контексте разговора о «перетягивании чехо-словацкого церковного каната», отметим то, что люди, пытавшиеся противоборствовать продвижению интересов Фанара, не всегда выглядели симпатично. Это дало повод ищущим повода сделать ряд язвительных выпадов, суть которых сводилась к тому, что «для Московской Патриархии нет «отбросов», а есть «кадры»».

Тем не менее, на майском епархиальном собрании новый Предстоятель выбран так и не был, и архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Яковлевич) по-прежнему остался временным главой Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

По сообщению «Пражского телеграфа», мнение «владыки Симеона, имеющего в Синоде два голоса из пяти, систематически игнорировалось остальными членами Синода. В этой связи на последнем заседании владыка Симеон решил воспользоваться оговоркой, сделанной Константинопольским Патриархатом при предоставлении автокефалии. Согласно этой оговорке, в сложных и неразрешимых ситуациях Константинополь имеет право отправить в Синод своих представителей с правом голоса. По просьбе владыки Симеона такие представители в лице Эммануила и Арсения и были отправлены в Прагу».

Понимая, что голоса представителей Константинополя будут отданы архиепископу Симеону, трое членов Синода воспротивились присутствию на заседании этих представителей. Не имея моральных сил переломить ситуацию, архиепископ Симеон закрыл заседание и объявил, что оно продолжится на следующий день.

Однако сторона конфликта, противоборствующая константинопольской, попыталась переиграть престарелого местоблюстителя, и уже ночью на официальном сайте pravoslavnacirkev.cz появился протокол, в котором говорится об избрании нового местоблюстителя. А 11 декабря уже появилось в сети Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, написанное Сергеем Комковым, в котором, в числе прочего, говорилось следующее: «…Отдел внешних церковных связей Московского патриархата под руководством митрополита Волоколамского Илариона погряз сегодня в бесконечных политических интригах и принимает активное участие в недостойных политических играх на территории стран Европы…». В открытом письме излагались перипетии затянувшегося конфликта в Православной Церкви Чешских земель и Словакии, причем, особый упор делался на обличении морально-нравственных качеств тех иерархов, на которых, по мнению, сторонников архиепископа Симеона, Московская Патриархия пытается сделать ставку в противоборстве с Константинополем.

Итак, люди, на которых делает ставку ОВЦС МП, являются очень удобными мишенями. Против них легко и удобно протестовать. Это значит, что граждане Чехии, которые могут быть использованы Константинополем в антимосковских акциях, будут протестовать с чистой совестью и уверенностью в собственной правоте.

В общем-то повторяется ситуация с украинскими майданами.

P.S.


Сколько раз за последние три недели мне приходилось объяснять людям, что мы выступаем не «за донецких олигархов», а «против киевско-галицких либерал-нацистов».

Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

19. Ответ на 18., Савва:

Намеченные цели публикации не окажутся оправдывающие сами методы употребляемые?

Неразборчивость в средствах, ув. монах Савва, порождает естественную реакцию, следствием которой получаются майданы – как в буквальном смысле слова, так и в переносном.

18. Ответ на 17., Павел Тихомиров:

да, ув. о.Савва, о том и речь.

Не знаю насколько для Вас С.Киселев годится в пример, но в своем выступлении перед коллегами журналистами он сказал очень важные на мой взгляд слова - об объективности. Правда там сказано о России, но можно их перепроецировать на Церковь. Она нуждается в нашей любви. И хотя он говорил новостийникам светским, но можно отнести сказанное и к нашим внутренним писателям, это же касается и Вас персонально. Желание критиковать методы иногда становится очень похоже на желание критиковать саму структуру, нашу, родную, РПЦ. Почему так? Когда о нашей Церковной организации пишем как бы со стороны. Как будто мы не часть ее. Для многих неокрепших детализация некоторых конфликтов, в частности о котором Вы пишите, может оказаться далеко не полезной. Отсюда вопрос. Намеченные цели публикации не окажутся оправдывающие сами методы употребляемые?

Савва / 15.12.2013

17. Ответ на 15., Савва:

Ну а то, что в выборе средств иногда реальность отличается от желаемого, и не в лучшую сторону, то об этом печалимся.

да, ув. о.Савва, о том и речь.

16. Ответ на 14., Павел Тихомиров:

Константинополь будет распространять образ мысли и образ действия, искажающие понимание самой сути спасения.

Очень интересно! И в чем это будет заключаться или уже заключается? )

М.Яблоков / 15.12.2013

15. Ответ на 14., Павел Тихомиров:

Нужно ли им это позволять?Позволять Фанару отвоевывать территории нельзя. Мы понимаем, что Константинополь будет распространять образ мысли и образ действия, искажающие понимание самой сути спасения. Русская Церковь - при всех наших раздраях юридистов-антиюридистов - все-таки хранит святоотеческое понимание сути спасения как борьбы со страстями и стяжания Духа Св. Так что противоборство Константинополю - это не только вопрос амбиций и политики.

Вполне согласен. Ну а то, что в выборе средств иногда реальность отличается от желаемого, и не в лучшую сторону, то об этом печалимся. Не в смысле оправдываем целью.

Савва / 15.12.2013

14. Ответ на 13., Савва:

Нужно ли им это позволять?

Позволять Фанару отвоевывать территории нельзя. Мы понимаем, что Константинополь будет распространять образ мысли и образ действия, искажающие понимание самой сути спасения. Русская Церковь - при всех наших раздраях юридистов-антиюридистов - все-таки хранит святоотеческое понимание сути спасения как борьбы со страстями и стяжания Духа Св. Так что противоборство Константинополю - это не только вопрос амбиций и политики.

13. Ответ на 11., Павел Тихомиров:

людьми, которые имеют достаточно оснований для того, чтобы усомниться в порядочности тех архиереев, которые в Чехии воспринимаются как "рука Москвы".

В национальных образованиях (странах) достаточно своеобразно относятся к "руке Москвы", но это же не повод отдать им Храмы подчиняющиеся Москве, законно. Вы в действительности разсматриваете происходящее как посягательство РПЦ на территории Фанар? Фанары не только на эти территории распространяет свои хотения. Нужно ли им это позволять? И что значит "позволили" сместить митрополита Христофора? Только не нужно ссылаться на опубликованные на РНЛ статьях, с ними я ознакомлен. Как нужно было "препятствовать", как Вы себе это представили?

Савва / 15.12.2013

12. Ответ на 10., Михаил из Москвы:

Как Вам этоhttp://www.youtube.c.../watch?v=-sYoWsQP9JAЕсли бы русский со сцены заявил, что он русский? 282? Это скорее вопрос к А.Д.

Да может все проще? Никто чехов не боится, никакой особенной проблемы с ними быть не может, вот и позволяют Daniel-ю Landa скандировать речитатив про то, что Jsi Čech. Ну, конечно, такие фишки еще нужны для того, чтобы чешские цыгане и евреи не дремали, и всячески поддерживали космополитические акции евросоюза. Ну, может быть еще и для того, чтоб мадьяры не расслаблялись.

11. Ответ на 8., Иван Зайцев:

"чистота" - в смысле пуританской порядочности.

Иван, при чем тут пуритане!? Нас обвиняют в том, что мы позволили группе весьма специфических церковнослужителей сместить митрополита Христофора, который был украшением Славянства и Православия. И позволили сместить его только лишь потому, что необходимо было отвоевать эти епархии у Фанара. Именно таким образом вся эта ситуация воспринимается людьми, которые имеют достаточно оснований для того, чтобы усомниться в порядочности (как пуританской, так и обыкновенной) тех архиереев, которые в Чехии воспринимаются как "рука Москвы". Вот об этом речь.

10. Чехи это чехи

Как Вам это http://www.youtube.com/watch?v=-sYoWsQP9JA Если бы русский со сцены заявил, что он русский? 282? Это скорее вопрос к А.Д.

9. Ответ на 8., Иван Зайцев:

А что он понимал под "чистотой" иерархии? "чистота" - в смысле пуританской порядочности. Во время болгарского раскола, остававшиеся верными канонам архиереи обвинялись в финансовых злоупотреблениях и образе жизни, неподобающем сану. По Леотьеву - последнее меньший грех, чем измена Вере, обновленчество, раскол. Он отметил, что русские общины на Дунае пикантыми подробностямм жизни архиереев совершенно не интересовались и стояли за соблюдение канонов.

И это правильно. Но все же если архиерей, простите, голубой... то с этим трудно смириться. Я бы у педераста не стал причащаться.

М.Яблоков / 15.12.2013

8. Ответ на 7., М.Яблоков :

Константин Леонтьев в статьях о болгарском расколе вселенского патриархата, сильно сомневался в православности тех, кто слишком пристальное внимание уделяет "чистоте" иерархии.А что он понимал под "чистотой" иерархии?

"чистота" - в смысле пуританской порядочности. Во время болгарского раскола, остававшиеся верными канонам архиереи обвинялись в финансовых злоупотреблениях и образе жизни, неподобающем сану. По Леотьеву - последнее меньший грех, чем измена Вере, обновленчество, раскол. Он отметил, что русские общины на Дунае пикантыми подробностямм жизни архиереев совершенно не интересовались и стояли за соблюдение канонов.

7. Ответ на 6., Иван Зайцев:

Константин Леонтьев в статьях о болгарском расколе вселенского патриархата, сильно сомневался в православности тех, кто слишком пристальное внимание уделяет "чистоте" иерархии.

А что он понимал под "чистотой" иерархии?

М.Яблоков / 14.12.2013

6. Re: Будет ли в Чешской Церкви устроен антимосковский «евромайдан»?

Константин Леонтьев в статьях о болгарском расколе вселенского патриархата, сильно сомневался в православности тех, кто слишком пристальное внимание уделяет "чистоте" иерархии. Хороший индикатор, иногда, для выявления"козлищ" и определения, что за "искренние наши" сидят в овечьих шкурах

5. Ответ на 3., Анна Фёдоровна:

Нам всем русским православным патриотам это интересно.

и зачем это написано было? и кому это интересно?

Oleg Lvov / 14.12.2013

4. Ответ на 2., Павел Тихомиров:

А где здесь "иерархами из Стамбула"? Не извинялся владыка, это просто вежливый формат общения.

М.Яблоков / 14.12.2013

3. Re: Будет ли в Чешской Церкви устроен антимосковский «евромайдан»?

и зачем это написано было? и кому это интересно?

2. божья роса

Митрополит Чешских Земель и Словакии Его Всесвятейшеству Архиепископу Нового Рима и Вселенскому Патриарху Варфоломею I 13 марта 2012 года Прага №50/2012 Ваше Всесвятейшество, Вселенский Патриарх и Архиепископ Нового Рима Варфоломей, возлюбленный о Христе собрат и сослужитель! Позвольте мне сначала выразить к Вам свое уважение и любовь, поскольку мы признаем Вас первым среди прочих Патриархов и Архиепископов. Для нас Вы являетесь также преемником святителя Фотия Великого, подготовившего святых Кирилла и Мефодия к миссии среди славянских народов, из которых первыми принявшими святое крещение были жители нынешних государства Чехии и Словакии. С тех пор Вселенский Константинопольский Патриархат стал Матерью всех поместных славянских Церквей, включая и Православную Церковь Чешских Земель и Словакии, которая сегодня наименьшая из всех. За прошедшее тысячелетие наши предки познали на себе бескорыстную заботу Матери-Церкви. В 1923 году православным христианам тогдашней Чехословакии была оказана честь изданием Патриаршего и Синодального Томоса, которым провозглашалась автономия нашей Церкви. В 1998 году после преодоления всех канонических недостатков и прочих трудностей Священный Синод под руководством Вашего Всесвятейшества даровал Православной Церкви Чешских Земель и Словакии желанную автокефалию. Весьма трудно подобрать слова, чтобы выразить нашу благодарность Вашему Всесвятейшеству и членам Священного Синода Вселенского Патриархата за огромную любовь и снисходительность к нашей многонациональной Поместной Православной Церкви. По этой причине с чувством глубокой скорби и печали мы прочли Ваше отеческое письмо № 102 от 6 февраля 2012 года и спешим разъяснить Вам прискорбное недоразумение, возникшее из-за праздничной Божественной литургии, совершенной 8 декабря в соборе святителя Николая на Староместской площади Праги. Та Божественная литургия ни в коем случае не была празднованием дарования «автокефалии» Русской Православной Церковью в 1951 году, но лишь простым славословием (δοξολογία) – выражением благодарности за христианскую веру, переданную нам в IX веке в результате миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия. Также в тот день проходил официальный визит в Чехию Президента Российской Федерации Д. Медведева, связанный с открытием в Пражском Граде выставки «Сокровища Кремля». По этой причине в Прагу вместе со своим хором прибыл и митрополит Волоколамский Иларион. Митрополит Иларион принимал участие как в приеме, данном Президентом Республики, так и в открытии выставки. По просьбе дипломатических атташе и политических кругов обоих государств в тот же день митрополит Иларион принимал участие и в Божественной литургии в соборе святителя Николая на Староместской площади Праги. В этом религиозном мероприятии также принимал участие хор митрополита Илариона, исполнявший за Божественной литургией духовную музыку Петра Ильича Чайковского. Под влиянием всех вышеупомянутых дипломатических, политических и культурных обстоятельств мы не могли воспрепятствовать представителю Московского Патриархата произносить речь и по случаю годовщины дарования «автокефалии» Русской Православной Церковью. Также нельзя было не поблагодарить крупнейшую славянскую Православную Церковь за поддержку православной миссии в наших странах в период австро-венгерского господства и в первые десятилетия новообразованной Чехословакии. Однако здесь ни в коем случае не шла речь о праздновании дарования Русской Православной Церковью «автокефалии» Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, поскольку наша Церковь стала в действительности автокефальной в сегодняшнем каноническом виде и была признана таковой всеми Православными Патриархатами и прочими автокефальными Церквами лишь благодаря Патриаршему и Синодальному Томосу, подписанному Вашим Всесвятейшеством в 1998 году. Наша подобная позиция подтверждается и тем фактом, что Священный Синод нашей Церкви в годы моего председательства никогда не объявлял об организации торжеств по случаю провозглашения «автокефалии», дарованной Московским Патриархатом. По этой причине вышеупомянутая Божественная литургия и не совершалась в нашем кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия, где в 1998 году был торжественно зачитан Томос Матери Великой Христовой Церкви о предоставлении канонической автокефалии. Важным доказательством того факта, что мы ценим и признаем в качестве канонической лишь автокефалию, предоставленную Патриаршим и Синодальным Томосом, является то, что один из наших архипастырей – Преосвященный митрополит Михайловский и Косицкий Георгий, примет участие в освящении святого мира, которое примет из Ваших рук. Последнее заседание нашего Священного Синода было посвящено подготовке желанного паломнического визита к нам Вашего Всесвятейшества по случаю 1150-летней годовщины прибытия святых Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, а также тому, каким образом лучше всего выразить нашу благодарность Вселенскому Патриархату за то, что он 1150 лет назад принял делегацию наших предков, направленную нашим святым князем Ростиславом, с просьбой прислать миссионеров, способных проповедывать Святое Евангелие на понятном для нас славянском языке. Вместе с тем мы с большой радостью приняли Ваше отеческое приглашение посетить Вселенский Патриархат с 10 по 14 мая 2012 года. Кроме того, наш Священный Синод вместе с комиссиями митрополии вообще рассматривал вопрос о том, как соответствующим образом отпраздновать прибытие в Великую Моравию, то есть нынешние Республики Чехию и Словакию, святых Кирилла и Мефодия. Кульминацией и важнейшим моментом всех этих торжеств мы все единогласно считаем приезд Вашего Всесвятейшества и праздничную Патриаршую Божественную литургию на территории национального памятника в Микулчиче. В этом месте жили миссионеры и там же погребен Архиепископ Моравский святитель Мефодий. Вся наша Поместная Церковь желает, чтобы именно Вы, Ваше Всесвятешество, вместе с прочими архиереями и клириками совершили торжественную Божественную литургию в субботу 25 мая 2013 года. Мы уверены, что Ваше присутствие в нашей стране укрепит нашу веру, надежду и любовь и повысит авторитет Православия в нашем секуляризованном и сверх-потребительском обществе. А поскольку с юбилейным 2013 годом совпадает и пятнадцатилетие провозглашения канонической автокефалии Патриаршим и Синодальным Томосом Матери Церкви, мы уже сейчас начинаем готовиться к достойному празднованию. Вначале в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия будет отслужена торжественная Божественная литургия вместе с молебном. Помимо того, по случаю этого юбилея мы хотели бы провести международную конференцию на тему «Особая роль Вселенского Патриархата в жизни всех Православных Церквей». Ваше Всесвятейшество, мы хотели бы выразить наше глубокое раскаяние по поводу того, что по своей немощи и своей непоследовательностью огорчили и разочаровали Вас. Мы твердо верим в то, что вы примите это разъяснение и наш ответ в силу свойственного Вам отеческого снисхождения. Еще, Ваше Всесвятейшество, позвольте нам выразить нашу надежду на то, что вы нас посетите, чтобы мы смогли лично засвидетельствовать нашу любовь к Матери Великой Христовой Церкви и к Вам – первому иерарху всего православного мира. С любовью о Христе, + Архиепископ Чешских Земель и Словакии Председатель Священного Синода Христофор http://www.romfea.gr/romfea-russian/12090-2012-03-30-15-13-01

1. Re: Будет ли в Чешской Церкви устроен антимосковский «евромайдан»?

И митрополиту Христофору пришлось извиняться перед иерархами из Стамбула

Ничего он не извинялся. И ни пред какими "иерархами из Стамбула". А была переписка с патриархом Варфоломеем, в которой митр.Христофор мудро и правильно ему ответил.

М.Яблоков / 14.12.2013
Павел Тихомиров:
Новости с китайского полигона
Коронавирус – как элемент пропаганды отказа от налички
20.02.2020
Православные патриоты — тоже дети эпохи постмодерна?
Непраздный разговор о статье «Медузы» и плачевном состоянии православно-патриотического движения
19.02.2020
Я против разговоров о необходимости возрождения деревни
Нужно спасать то, что можно ещё спасти
14.02.2020
Нам не нужен «Новый Патриарх»
Александр Тимофеев и Павел Тихомиров о голливудских фильмах «Молодой Папа», «Новый Папа», «Два Папы»
04.02.2020
Момир был плодовитым писателем
На 73 году жизни после тяжкой и продолжительной болезни скончался сербский писатель и публицист Момир Лазич
01.02.2020
Все статьи автора