Вот уже на протяжении более трех недель все наши мысли настолько поглощены драматическими событиями, совершающимися на Украине, что практически незамеченной прошла новость из Чехии. Речь идет о смещении местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Симеона. Это событие уже расценено представителями части демократической общественности как «очередной 1968-й год». При этом в качестве танков и КГБ-нишков позиционируется председатель Отдела Внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион (Алфеев). Пока еще непонятно – будет ли в Православной Церкви Чешских земель и Словакии иметь место некое подобие «Киевского Евромайдана» или же Константинопольские шахматисты воспользуются Евромайданом в Киеве, чтобы сделать более болезненный для Московской патриархии выпад.
Но обо всем по порядку.
7 ноября в Праге состоялась неофициальная встреча главы ОВЦС митрополита Илариона с архимандритом Мареком (Крупицей) и архиепископом Юраем (Георгием Странским). Местоблюститель митрополичьего престола архиепископ Симеон категорически отказался участвовать в неформальных беседах, позиционируя их в качестве сепаратных переговоров. Люди, близкие архиепископу Симеону, объясняют этот отказ тем, что неформальный визит митрополита Илариона был воспринят как инспекция барина в отдаленное поместье. Представители демократической российской общественности Чехии даже сравнили действия руководителя ОВЦС с известными событиями 1968 года.
А спустя месяц, 9 декабря, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии произошел переворот. Три члена Синода - архиепископ Прешовский и всея Словакии Ростислав (Андрей Гонт), архиепископ Михаловский Юрай (Георгий Странский) и викарный епископ Иоаким (Роман Грдый) - отстранили архиепископа Оломоуцкого и Брненского Симеона от исполнения обязанностей местоблюстителя митрополичьего престола и назначили на эту должность архиепископа Ростислава. На заседании присутствовали представители Константинополя – митрополиты Эммануил Гальский и Арсений Венский, а также глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Волоколамский Иларион.
Горячий сторонник владыки Симеона (точнее, горячий противник «московского неосталинизма») Сергей Комков в своем авторском комментарии особо выделил то, что «представители Вселенского патриарха категорически возражали против подобных действий и предупреждали о последствиях данного шага. А представитель Московского патриарха (которого предстоятель чешской и словацкой церкви архиепископ Симеон вообще не приглашал на заседание Священного Синода) молчаливо одобрил эти действия. Дав тем самым раскольникам карт-бланш на совершение столь пагубного шага».
Реакцией на низложение стало Заявление Высокопреосвященнейшего Симеона, Архиепископа Оломоуцко-Брненского, Митрополичьего управляющего Православной Церкви Чешских земель и Словакии, текст которого уже утром 10 ноября был разослан по всем православным приходам Чехии и Словакии.
В тексте Заявления члены Синода обвиняются в незаконном захвате власти и раскольничестве. В связи с этим владыка призвал считать единственным на данный момент канонически правомочным главой Поместной Православной Церкви именно его, что должно проявляться в том числе и в том, что за богослужением должен поминаться только архиепископ Симеон - вплоть до разрешения в самом скором будущем сложившейся ситуации. Владыка Симеон уповает на то, что это произойдет благодаря вмешательству Православных Церквей, в первую очередь, Константинопольской (на чем дважды в коротеньком тексте делался акцент).
Как известно, Православная церковь Чешских земель и Словакии получала автокефалию дважды: в 1951 году — от Московского Патриархата, и в 1998 году — от Константинопольского Патриархата, поскольку Константинополь автокефалию, выданную Москвой, не признал. В связи с этим, в 2011 году случился неприятный казус: Константинопольский Патриарх Варфоломей выразил недоумение по поводу праздничных мероприятий, приуроченных к 60-летию дарования Москвой автокефалии Чешской Церкви. И митрополиту Христофору пришлось тогда извиняться перед иерархами из Стамбула.
Афера с низложением митрополита Христофора всем нам памятна, пересказывать не станем, об этом говорено-переговорено. В контексте разговора о «перетягивании чехо-словацкого церковного каната», отметим то, что люди, пытавшиеся противоборствовать продвижению интересов Фанара, не всегда выглядели симпатично. Это дало повод ищущим повода сделать ряд язвительных выпадов, суть которых сводилась к тому, что «для Московской Патриархии нет «отбросов», а есть «кадры»».
Тем не менее, на майском епархиальном собрании новый Предстоятель выбран так и не был, и архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Яковлевич) по-прежнему остался временным главой Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
По сообщению «Пражского телеграфа», мнение «владыки Симеона, имеющего в Синоде два голоса из пяти, систематически игнорировалось остальными членами Синода. В этой связи на последнем заседании владыка Симеон решил воспользоваться оговоркой, сделанной Константинопольским Патриархатом при предоставлении автокефалии. Согласно этой оговорке, в сложных и неразрешимых ситуациях Константинополь имеет право отправить в Синод своих представителей с правом голоса. По просьбе владыки Симеона такие представители в лице Эммануила и Арсения и были отправлены в Прагу».
Понимая, что голоса представителей Константинополя будут отданы архиепископу Симеону, трое членов Синода воспротивились присутствию на заседании этих представителей. Не имея моральных сил переломить ситуацию, архиепископ Симеон закрыл заседание и объявил, что оно продолжится на следующий день.
Однако сторона конфликта, противоборствующая константинопольской, попыталась переиграть престарелого местоблюстителя, и уже ночью на официальном сайте pravoslavnacirkev.cz появился протокол, в котором говорится об избрании нового местоблюстителя. А 11 декабря уже появилось в сети Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, написанное Сергеем Комковым, в котором, в числе прочего, говорилось следующее: «…Отдел внешних церковных связей Московского патриархата под руководством митрополита Волоколамского Илариона погряз сегодня в бесконечных политических интригах и принимает активное участие в недостойных политических играх на территории стран Европы…». В открытом письме излагались перипетии затянувшегося конфликта в Православной Церкви Чешских земель и Словакии, причем, особый упор делался на обличении морально-нравственных качеств тех иерархов, на которых, по мнению, сторонников архиепископа Симеона, Московская Патриархия пытается сделать ставку в противоборстве с Константинополем.
Итак, люди, на которых делает ставку ОВЦС МП, являются очень удобными мишенями. Против них легко и удобно протестовать. Это значит, что граждане Чехии, которые могут быть использованы Константинополем в антимосковских акциях, будут протестовать с чистой совестью и уверенностью в собственной правоте.
В общем-то повторяется ситуация с украинскими майданами.
P.S.
Сколько раз за последние три недели мне приходилось объяснять людям, что мы выступаем не «за донецких олигархов», а «против киевско-галицких либерал-нацистов».
Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
19. Ответ на 18., Савва:
18. Ответ на 17., Павел Тихомиров:
17. Ответ на 15., Савва:
16. Ответ на 14., Павел Тихомиров:
15. Ответ на 14., Павел Тихомиров:
14. Ответ на 13., Савва:
13. Ответ на 11., Павел Тихомиров:
12. Ответ на 10., Михаил из Москвы:
11. Ответ на 8., Иван Зайцев:
10. Чехи это чехи