Озабоченность председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина по поводу ущемления прав православных верующих (русских и кряшен) в Татарстане, высказанная им на днях в Бишкеке на II Международных Свято-Антониевских чтениях, уже вызвала нервную реакцию у властей республики и направляемой ими «общественности».
11 декабря официальным информационным агентством «Татар-информ» было обнародовано обращение комиссии Общественной палаты Татарстана по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений, в котором при помощи весьма сомнительной аргументации «опровергаются» высказывания «уважаемого протоиерея», вызвавшие у анонимных общественников «определённое недоумение».
Лукаво предполагая, что о. Всеволод Чаплин «пользовался непроверенной информацией или был введён в заблуждение заявлениями некоторых безответственных журналистов, старающихся “раскачать” межнациональную и межрелигиозную ситуацию в республике», авторы заявления тут же обвиняют его в том, что он «практически сам встал на их сторону, вместо того, чтобы солидаризироваться со здоровыми общественными силами». При этом, однако, заявление, сочинённое в лучших традициях местного агитпропа, не содержит никаких конкретных фамилий и фактов, подтверждающих достаточно серьёзные обвинения в адрес высокопоставленного представителя РПЦ в пособничестве таинственным «врагам республики».
Вместо них приводится давно известный набор идеологических «заклинаний» - о некоем особом «межнациональном и межконфессиональном согласии» (которым Татарстан известен «не только в нашей стране, но и далеко за её пределами»), о «выдающихся успехах в области государственной национальной политики и государственно-конфессионального взаимодействия», о «царящей в республике атмосфере мира и взаимопонимания», «многовековой дружбе», о «поступательном подъёме» в «жизни православной общины Татарстана» и «возвращении к жизни святынь».
Стоит, вместе с тем, напомнить, что всё это процветание и благолепие наблюдается на фоне непрекращающихся сообщений о фактах поджогов в республике православных храмов и часовен (о чём вскользь упоминается и в самом заявлении), классифицируемых прокуратурой Татарстана в качестве терактов, об угрозах в адрес священнослужителей и их семей, нарастающих протестных акциях русской и кряшенской общественности, на фоне роста тревожности православных за свою судьбу и судьбу своих детей. И дело тут не в «безответственных журналистах», а в утрате татарским руководством контроля над ситуацией в республике и его неспособности обеспечивать реальный, а не показушный баланс интересов основных национальных и религиозных групп населения.
На эти странные «неувязки», собственно говоря, и указывал о. Всеволод Чаплин, когда говорил о том, что: «Довольно долго нам пытались сказать, что в Татарстане наблюдается идеальный межнациональный мир. На этом фоне продолжались отказы православным в возвращении некоторых храмов, принижение русского фактора в жизни республики, организаций, которые объединяют русских людей, а также кряшен - особую этническую группу, связанную с христианством».
Полным абсурдом в связи с этим выглядит, в частности, такой «выдающийся успех» местной национальной политики: «Русские и кряшены, - с гордостью подчёркивается в заявлении, - представлены в органах власти и местного самоуправления республики, им создаются все необходимые условия для развития и участия в общественной жизни».
Члены комиссии, видимо, забыли о том, что речь идёт о России, составной частью которой и является Татарстан, и считать «достижением» то, что русские и кряшены допущены в собственной стране в органы власти, местного самоуправления и могут считаться равноправными субъектами общественной жизни, в лучшем случае, глупо, а в худшем - цинично и преступно.
Это примерно то же самое, если бы власти и общественность Германии, Великобритании или Франции гордились тем, что в органах власти и местного самоуправления этих стран представлены немцы, англичане и французы. Спасибо, хоть в этом праве русским и кряшенам в Татарстане пока не отказывают, хотя их процент в общей численности руководящих работников республики и стремится по-прежнему к нулю.
Скорее всего, в состав комиссии Общественной палаты Татарстана по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений входят русские люди и представители православного духовенства. Неужели же подобные идеологические «оксюмороны» не вызвали у них никаких противоречивых чувств?
Помнится, в октябре этого года в Свияжске президент Татарстана Рустам Минниханов с нескрываемым раздражением напомнил, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уже второй год, несмотря на приглашения, не может доехать до Татарстана. «В любом случае патриарху Кириллу стоило бы сюда приехать, нам от него ничего не надо», - заявил он. Зачем же тогда, спрашивается, так нервничать?
Ответ очевиден: визит Предстоятеля РПЦ в Татарстан нужен местному руководству для того, чтобы похоронить под ворохом протокольных любезностей и заявлений накопившиеся за последние десятилетия проблемы. Наивно думать, однако, что в Патриархии никто не замечает того, как в республике под разговоры о какой-то мифической «татарстанской толерантности», при благодушно-боязливой самоустранённости местного архиерея, методично «сливается» Православие. И в этом плане очередная неуклюжая истерика «общественности» по поводу заявления о. Всеволода Чаплина лишь лишний раз доказывает его правоту.
2. ТОЦ в действии
1. Приезжайте, посмотрите