Министр регионального развития Игорь Слюняев на конференции «Форум действий» заявил, что для сохранения территорий страны россиян нужно расселять вдоль границ.
«Нам предстоит решить очень сложную задачу, связанную с тем, как удержать большую территорию малым по численности населением», - сказал министр. Слюняев привел в пример компактное расселение граждан вдоль границ и побережья в Канаде и Австралии.
С учетом этого фактора министр предложил размещать производительные силы - континентальная часть России должна, по его мнению, осваиваться вахтовым методом. «Другого варианта нет», - подчеркнул Слюняев.
Более подробно министр рассказывал об этой идее в интервью «Российской газете» в июле. Он напомнил, что в Сибири и на Дальнем Востоке после консервации нефтегазовых месторождений остаются города, построенные для их освоения. «Мы должны думать о том, чем эти люди будут заниматься через 50-70 лет, где они будут работать и за чей счет мы будем финансировать школы, больницы, детские сады, жилой фонд, мосты и дороги», - сказал он.
Эту проблему, считает министр, можно решить, если россияне будут жить у границ и побережья, а во «внутреннюю» часть России приезжать вахтовым методом. «Сырьевая зависимость нашей экономики давно уже очевидна, и наша стратегическая задача - переработка сырьевых ресурсов, желательно глубокая, что приведет к росту добавленной стоимости, которая остается в стране и пополняет казну государства», - сказал в этой связи Слюняев.
«Как вы оцениваете идею главы Минрегионразвития? Насколько она реальна?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил: «Такой огромной страны от моря до моря, как Россия, больше нигде нет. Страна очень богата природными ресурсами, но в последнее время она обезлюдела. У нас должно быть не 140 миллионов, а 1,5-2 миллиарда жителей: территория большая, и ее надо осваивать. Но для этого люди должны хотеть на ней жить. Просто так расселять по земле людей, как рабов, в наше время невозможно».
«Надо создать условия, заинтересовать, проводить нормальную социальную политику, чтобы хотелось рожать детей, воспитывать, учиться, получать навыки профессии и трудиться. А самое главное: нужно молиться Богу. Но если мы будем механически это делать, ничего не получится, все развалится. Все должны верить не формально, а по-настоящему, и тогда Господь сам все устроит. Не мы со своими слабыми человеческими силами, а Господь устроит гораздо лучше, чем мы думаем. Для этого надо сделать все, чтобы вера расцвела. И не потворствовать средствам разврата – наркотикам, преступности, однополым бракам и т.п. – всему, что убивает страну», - заключил отец Александр.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, напомнил: «Вопрос о перераспределении населения в стране предлагался неоднократно и в ХХ веке: с одной стороны это реформы Петра Аркадьевича Столыпина, который, как мы знаем, отправлял в Сибирь и на Дальний Восток вагоны с крестьянами, которым предлагались большие участки земли для обработки. Другой пример не очень удачный: освоение земли по плану «Ост», который предлагали фашисты, но исходя из других идей – захватнических. Все эти планы страдают теоретичностью, потому что глобальное перемещение населения, не имеющее мотивации, почти невозможною. Разве что когда страна оккупированная и мнения населения не спрашивают. По доброй воле такое осуществить не получится».
«В результате реформы Столыпина многие вернулись назад: хотя людям предлагались неплохие условия, но им жить там было непривычно. Чтобы переселить народ на окраины, нужен стимул. Такой стимул предлагался в СССР, когда устраивались большие стройки: БАМ, строительство новых городов. Большую роль играл энтузиазм, люди ехали ради определенной идеи: строить новое общество, повышать престиж страны. Кроме того, огромное значение имел материальный фактор - большие зарплаты», - отметил пастырь.
«В наше время энтузиазма не наблюдается, поэтому людей мог бы привлечь фактор материальный. Но я не уверен, что государство может создать достойные условия, благодаря которым люди готовы будут уехать на периферию. А если Канаду и Австралию вспоминать, там центр страны не пригоден для жилья по многим причинам. В центре Канады болота и тайга, а в Австралии пустыня. У нас ситуация другая – центральная часть заселена, потому что тут удобные условия для жизни. Поэтому предложения по переселению носят отвлеченный характер и на практике не реализуемы», - считает отец Андрей.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Боюсь, все просто услышали не то, что имел в виду министр. Мы живем в свободной стране, и никакие министры не могут насильственно никого расселить. Некоторые наши сограждане, привыкшие к нормам советского концлагеря, начинают сразу подозревать, что всех будут грузить в товарные вагоны и увозить. Это, конечно, чушь. Но есть разумная политика власти, которая может содействовать поддержке хозяйства, промышленности, взаимодействию с историческим казачеством, которое считает себя партнером государственной власти. Разумные меры могут дать результат, если они правильно организованы. Проблема только в непонимании информации нашими некоторыми гражданами, а иногда и в намеренном ее искажении деструктивными силами, чтобы дискредитировать руководство страны».
«Что касается географии, то в Австралии границ нет, есть только побережье, а внутренняя часть – это бесплодная пустыня, непригодная для жизни. В Канаде еще проще: по климатическим условиям она похожа на Россию, но на границе с США охранять ничего не надо, там отношения самые миролюбивые и проблем нет. Центральная часть - бесплодная тайга и тундра, где делать нечего. Россия от Алтая до Дальнего Востока в чем-то похожа на Канаду: южная Сибирь продуктивна во всех отношениях, а дальше начинаются территории, менее приспособленные для жилья. И понятно, если власть будет мотивировать людей на освоение этих земель. Только все упирается в дисбаланс восприятия слов министра в советско-тоталитарном контексте с реальными возможностями», - заключил отец Макарий.