Как сообщалось, депутаты Госдумы поддерживают внесение в преамбулу Конституции идеи о том, что Православие является основой национальной и культурной самобытности России. «Присутствующие поддержали предложение депутата Елены Мизулиной о возможности внесения в преамбулу Конституции идеи о том, что Православие является основой национальной и культурной самобытности России», - сообщается на сайте Госдумы.
Данную инициативу анализирует в интервью «Русской народной линии» православный юрист, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач:
«Обсуждение этого вопроса актуально, потому что постепенно Россия, общество и элиты понимают, что только опираясь на традиционные, исторические ценности, возможно нашему Отечеству выжить в условиях того мирового кризиса, который сегодня наступает. Ситуация очень сложная, поэтому, чтобы страна существовала как единое целое, чтобы мы сохраняли свою национальную самобытность, безусловно, необходимо опираться на традиционные ценности, в первую очередь, нравственные, которые формируются религиозными взглядами.
В связи с этим вопрос о роли Православия в истории России требует четкого формулирования. К сожалению, сегодня роль Православия замалчивается. Фактически мы живем в стране, где подавляющее большинство населения относит себя к православным по всем социологическим опросам, но, вместе с тем, нигде об этом не говорится, и даже когда проводилась последняя перепись населения, этот параметр не учитывался.
Россия исторически сформировалась как православная страна с участием других конфессий, но, в первую очередь, Православие - это наше ядро. В этой связи вопрос о том, можно или нет менять конституцию, достаточно надуманный. Идея, что конституцию нельзя менять ни в коем случае не имеет никакого под собой основания. Конституция - не свод нравственных принципов и не Откровение Божие, а отражение определенных общественных отношений. Нынешняя конституция России была принята в 1993 году, сразу после расстрела действующего тогда Парламента. Сегодня мы вполне можем ввести в нее необходимые изменения.
Сама идея формулировки роли Православия в конституции касается именно преамбулы, которая носит не императивный, а описательный характер, который констатирует те общественные отношения, которые являются основой для формирования нашего государства. Например, в преамбуле закона о религиозных организациях также говорится об особой роли Православия в истории России. Дополнение, изменение преамбулы конституции не ведет к изменению юридических отношений.
Внесение поправки в преамбулу не несет юридических последствий. Это не значит, что с этого момента священнослужители станут госчиновниками или какие-то церковные установки станут обязательными для всех, например, во всех магазинах в Великий пост не будут продавать мясо и молоко. Поправка просто покажет, что мы не являемся "иванами, родства не помнящими". Она покажет, что мы помним об истории формирования нашего государства, и это ни для кого не оскорбительно, потому что исторически Россия - это православная страна, о чем и скажет дополненная преамбула основного закона страны. Но равноправие всех граждан вне зависимости от религии сохранится. Поэтому бояться, что поправка существенно изменит существующие общественные отношения, не надо, она не делает православных "более равными" среди других граждан.
Другой вопрос, это суверенитет и территориальная целостность государства.
Для меня наиболее важным является положение Сахалина и Курильских островов. Суверенитет над Сахалинской областью оспаривается сегодня. Есть страны, которые говорят, что эта территория должна принадлежать им. Когда мы рассматриваем этот вопрос, мы определяем соотношение, по каким признакам суверенитет над этой территорией принадлежит России. Если эту территорию осваивали наши предки, которые несли сюда православную культуру и православные традиции, то это одно. Если мы к ним никакого отношения не имеем, и сегодня на Сахалине живет 500 тысяч человек, то тот народ, которого более 100 миллионов - наш южный сосед – имея численное превосходство, начинает претендовать на распространение на большей территории.Но здесь самый главный вопрос - вопрос преемственности: являемся ли мы наследниками той России, тех людей, которые освоили этот край, передали нам страну в тех границах, которые сегодня, к сожалению, сократились со времени гражданской войны 1917 года и "перестройки" 1991 года, но которые относятся к "Русскому миру"? В этом я вижу еще одну задачу изменений в конституцию. Многие помнят, как Дмитрий Медведев, будучи Президентом, заявил, что история России началась 20 лет назад. Как раз этот пункт будет напоминать, что история России началась не 20 лет назад, а 1000 лет назад.
Православная культура, ее ценности, отношения между людьми в традициях православной культуры и позволили сформировать наше государство, в котором живут разные народы с самобытными культурами, но вместе все объединены в нашу державу благодаря православным ценностям.
Если мы ориентируемся на Запад, то не должны забывать, что в основных законах европейских стран христианство присутствует в церемониале и символике государственных органов. В основных законах, например, Германии, говорится о праве преподавания религии в государственных школах, о том, что государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов. Никаким образом это не может оскорбить чьих-то атеистических чувств. Это признание того, что мы живем в самобытном государстве Россия, и скрывать историю своего Отечества просто опасно.
Сегодня на Сахалине действует очень много иностранных компаний, что связано с разработкой шельфа. Люди, которые приезжают на Сахалин, нам постоянно говорят, что русские первопроходцы, которые осваивали Сахалин, канули в лету, а теперь здесь живут другие люди, носители не прежних, но современных ценностей. Очень важно показать гостям, что мы по-прежнему являемся наследниками исторической России. Ведь споров об этом очень много, и общественное мнение давит на нашу позицию. Гости приводят в пример Китай с миллиардным населением, Японию с ее 120 миллионами жителей и наш Сахалин с 500 тысячами человек. Они считают несправедливым, что только русские пользуются богатствами своей земли, и предлагают поделить нашу территорию под эгидой единого мирового сообщества.
Но что мы можем сказать в ответ? Что общего у нас с теми людьми, которые когда-то осваивали этот край? Наша православная культура. И когда мы говорим об этом в конституции, мы лишь констатирует исторический факт. Это важно не только для православных, которые и так об этом помнят, а для тех людей, которые за последние 20 лет забыли о своих корнях. Это важно для будущих поколений, которые сегодня тоже воспитываются вне исторического мышления, потому что для них Великая Отечественная война и война 1812 года находятся примерно на одном историческом рубеже - "когда-то давно".
Сегодня крайне важно показать, что мы появились не 20, не 100 лет назад, но имеем богатейшую тысячелетнюю историю, сформировавшуюся на основе определенных культурных ценностей».
1. Re: «Россия исторически сформировалась как православная страна»