Патриарх Кирилл: «Святоотеческое богословие выросло из толкования Священного Писания»

Открылась Международная богословская конференция «Современная библеистика и Предание Церкви»

Новости Москвы 
0
122
Время на чтение 8 минут

Во вторник, 26 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви», которая проходит в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» в Москве, передает Патриархия.ru.

В президиуме форума также присутствовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион; управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний; председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья; ректор Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовар.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам форума с Первосвятительским словом.

«Мы собрались сегодня для того, чтобы поразмышлять на тему соотношения современной библеистики и Предания Церкви. Тема, на мой взгляд, очень важная, потому что ничто так не проверяет силу Предания, как толкование Священного Писания. Собственно говоря, все святоотеческое богословие выросло из толкования Священного Писания. Сам библейский канон есть не что иное, как Предание, реализованное в совершенно конкретном взгляде на то, что есть Священное Писание. Поэтому взаимосвязь между современным — не просто современным, а, скажем так, научным подходом к Библии, и Преданием Церкви — тема чрезвычайно важная и для современного богословия, и для Церкви в целом. Слово Божие — это действительно чистейший источник, из которого мы почерпаем животворную воду спасения. Оно особым образом воздействует на человеческое сердце, оно побуждает переосмыслить жизнь, оно являет ориентиры и подлинные ценности. Сила воздействия Библии заключается в том, что Сам Бог, Владыка неба и земли, обращается к нам человеческим языком со страниц священной книги», - сказал Его Святейшество.

«Замечательно сказано в Послании к Евреям о силе слова Божия, которое "живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, и проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (см. Евр. 4:12). Священное Писание действительно является критерием истины, критерием правды, и пока оно остается таковым, у людей остается возможность идти по пути, который Бог определил человеческому роду. По милости Божией прошли те времена, когда Библия была запрещена на территории пастырской ответственности нашей Церкви. Еще многие из здесь присутствующих помнят, что было очень непросто приобрести Библию. Сегодня же она доступна для всех и для каждого. Постоянно издаются святоотеческие толкования, различные исторические и филологические комментарии, которые помогают глубже понять смысл библейских текстов. Проникновение в библейский мир, чувство сопричастности священным событиям истории нашего спасения — это действенное средство укрепления веры и утверждения в благочестии. Вместе с тем хорошее знание Писания необходимо, в том числе, и для понимания православного богослужения, которое, как все мы хорошо знаем, имеет совершенно особое значение для духовной жизни православного христианина. Богослужение пронизано библейскими текстами, и поэтому знание Библии, понимание библейских слов очень важно для широкого круга людей и для наших прихожан, с тем чтобы разумно усваивались слова богослужения», - подчеркнул Святейший Владыка.

«Пастырям, помимо объяснения в проповеди, как это обычно бывает, рядового зачала или апостольского чтения, нужно постоянно обращаться к богослужебным текстам, в которых отображается библейская мудрость. Нужно организовывать также соответствующие занятия на приходах — об этом мы сейчас много говорим и многое в этом отношении делается. Встречаясь с архиереями, с духовенством, я постоянно настаиваю на том, чтобы работа с прихожанами, в том числе с молодежью, осуществлялась на основе изучения Библии, библейских занятий. Обращенный к молодому человеку вопрос, как он понимает тот или иной библейский текст, есть вызов, на который он должен ответить; и механическое восприятие текста не сработает, когда человека просят сказать нечто о его собственном, личном понимании библейского текста. Нет ничего более значительного, чем соприкосновение человека с библейским текстом. Нет ничего более значительного, чем размышление над библейскими текстами, - считает Первоиерарх. - И когда это происходит в группе людей под руководством опытного наставника — священнослужителя или катехизатора, знающего, в том числе, святоотеческие толкования Библии, тогда подобные занятия действительно становятся школой изучения Священного Писания и его применения к обстоятельствам нашей жизни».

«Хорошее знание Слова Божия должно быть отличительной особенностью монашествующих и частью иноческого делания, - отметил Его Святейшество. - Об этом мы тоже много говорим. Именно Слово Божие должно быть настольной книгой того, кто посвящает свою жизнь молитве. Но и в более широком смысле можно сказать, что невозможно быть православным христианином и не знать Писания. К сожалению, с таким явлением мы сталкиваемся очень часто. Осуществление должным образом всего того, о чем мы сейчас говорим, возможно лишь при условии развития библейских исследований на высоком академическом уровне. Ведь те, кто преподает слово Божие, кто ведет библейские занятия, библейские кружки, должны сами хорошо владеть экзегетикой и знать историю изучения Священного Писания. В настоящее время в ряде высших учебных заведений Русской Православной Церкви учреждены кафедры библеистики. По соответствующей тематике защищаются магистерские, кандидатские и докторские диссертации, проводятся специальные библейские конференции, а также библейские секции богословских конференций и чтений. Однако нужно признать, что мы находимся в начале трудного пути по выстраиванию современной системы библейского образования и науки в нашей Церкви. В послереволюционные годы отечественная школа библеистики была практически разрушена, многие традиции прерваны, а то, что удалось сохранить, недостаточно для полноценного развития, так как за последнее столетие мировая библейская наука проделала огромный путь. Впечатляет один только список разнообразных находок XX века: это шумерские, аккадские, угаритские клинописные таблички, кумранские свитки, вновь открытые папирусы, археологические раскопки в Палестине и Восточном Средиземноморье…»

«Поэтому сегодня нельзя ограничиваться простым повторением сказанного великими русскими библеистами XIX и начала XX века, таких как Юнгеров, Олесницкий, Глубоковский, которые действительно очень многое сделали для создания нашей русской школы изучения Библии. Материал, которым сегодня могут располагать исследователи, превышает — и по объему, и по значению — все то, что было во времена ученых, о которых мы сейчас говорили. Наша задача заключается в том, чтобы освоить опыт мировой библейской науки, критически его оценить и взять на вооружение все лучшее из того, что дошло к нам из прошлого. Считаю весьма полезным, что наши духовные учебные заведения устанавливают и развивают связи с зарубежными исследовательскими и учебными центрами, с библейскими институтами и кафедрами. Тем самым восстанавливается традиция наших международных научных связей, насильственно прерванная почти 100 лет тому назад», - напомнил Патриарх Кирилл.

«Если вчитаться в то, о чем писали наши замечательные ученые, такие как Глубоковский, Болотов и некоторые другие исследователи церковной истории и Священного Писания, то обращает на себя внимание обстоятельство, что чаще всего они находились в некоем диалоге с представителями западной и, в первую очередь, протестантской библеистики. Постоянные ссылки на Гарнака, поддержка и опровержение взглядов Гарнака и многих других зарубежных исследователей находились в центре богословской мысли русских библеистов. Думаю, это хороший пример того, как нужно развивать международное сотрудничество и как нужно изучать опыт других. Не должно быть слепого копирования, не следует подпадать под обаяние авторитетов — нужно иметь возможность критически воспринимать мысли даже самых выдающихся людей, налагая на все эти мысли свой собственный критерий, который проистекает из православного Предания», - считает Святейший Владыка.

«Глубоко убежден, что для нас важно иметь сотрудничество и с российскими учебными и научными учреждениями. Навскидку назвал бы два: Московский университет и Российский государственный гуманитарный университет, но знаю, что и в других высших учебных заведениях сегодня уделяется внимание изучению Библии. В светских вузах существуют авторитетные центры изучения классических языков, древней истории, гебраистики. Полезны такие формы сотрудничества, как обмен преподавателями, посещение нашими студентами университетских занятий, организация совместных конференций. Еще раз хотел бы сказать, что особенно важно уделять внимание изучению древних языков — еврейского, арамейского, греческого и латыни, ведь заниматься библеистикой без знания древних языков значит обрекать себя на отсутствие всякой оригинальности, потому что петь придется с чужого голоса. Но знание языков дает человеку возможность самому читать тексты в подлиннике и, применяя соответствующие научные методы исследования, приходить к таким выводам, к которым никто раньше не приходил», - отметил Первоиерарх.

«В настоящее время, как вы знаете, в рамках Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви обсуждаются наиболее важные вопросы церковной жизни, и некоторые из них непосредственно связаны с библеистикой. Во-первых, это "Богословское осмысление творения мира и человека". Казалось бы, очень многое уже сказано, многое известно и понятно. И, тем не менее, до сих пор эта тема является камнем преткновения для многих людей малорелигиозных или невоцерковленных — особенно связанных с научным миром, но не только. Недавно я получил письмо от одного бывшего монаха. Конечно, он оставил монашество не по той причине, о которой написал, — были другие причины, но вот поводом стало его несогласие с церковным толкованием Шестоднева. Так вот, чтобы исключить такие поводы, нужно, чтобы у нас в семинариях и академиях было организовано научное изучение текста, которое помогало бы сопрягать современные научные знания с подлинным святоотеческим пониманием библейских текстов. Если мы сумеем такого рода сопряжение передать современным людям в тех категориях мысли и такими словами, которые их убеждают, мы решим очень важную апологетическую задачу», - сказал Его Святейшество.

«Кроме того, в повестке дня Межсоборного присутствия представлены темы "Издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении", а также "Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг". Я посмотрел программу конференции и порадовался тому, что во многих докладах эти темы так или иначе будут освещены. Надеюсь, что нынешняя конференция, которая проходит в соответствии с решением Священного Синода нашей Церкви, внесет свой вклад в обсуждение означенных тем, а также будет способствовать развитию библейской науки или, по крайней мере, пробуждению интереса людей к изучению Библии. А потому я хотел бы сердечно пожелать всем вам успеха в предстоящих трудах», - заключил Предстоятель Русской Церкви. 

Митрополит Волоколамский Иларион представил программный доклад «Переводы Библии и современность».

На первом пленарном заседании с докладами также выступили митрополит Бориспольский Антоний («Переводы Священного Писания на украинский язык: история и современность») и архиепископ Винченцо Палья («Роль Библии и современных библейских переводов в жизни Католической Церкви»).

Конференция, организованная Синодальной библейско-богословской комиссией, продлится до 28 ноября.

Среди ее участников иерархи и священнослужители, ученые-библеисты из России и из-за рубежа, представители синодальных отделов, церковных учебных заведений, светских учебных и научных структур, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Среди важнейших тем богословского форума — вопрос о церковной рецепции достижений современной библейской науки. Ряд заседаний предполагается посвятить современным историко-филологическим исследованиям Библии, а также современной библейской археологии. На конференции также будут представлены традиционные для российской библеистики темы: святоотеческая экзегеза Священного Писания, Библия в православном богослужении.

Конференция призвана сыграть важную роль в обсуждении тем, вынесенных на обсуждение Межсоборного присутствия: «Богословское осмысление творения мира и человека», «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг», «Издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении».

В программе конференции — секции «Библия и ее исторический контекст», «Экзегеза Библии в церковной традиции», «Перевод Библии», круглые столы «Шестоднев и его контекст», «Перевод Библии на языки народов, составляющих паству Русской Православной Церкви».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06