Предложение В.В.Путина прокомментировал в интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов.
Прежде всего, вслушайтесь в само слово «сочинение» - это «соединение, союз чинов». Слово «чин» не просто однокоренное со словом «чиновник» - это основа миропорядка. «Ч» чередуется с «к», «и» с «о», таким образом, слово «чин» однокоренное со словом «кон», как сказано в этимологических словарях русского языка М.Р.Фасмера и П.Я.Черных. Слова «начало» и «конец» происходят от этого же корня, что и слово «чин». Проверьте по этимологическим словарям и убедитесь, что это так.
На что это указывает? Что «сочинение» - основа человеческой порядочности, если человек не сочинит в своих представлениях, в своем внутреннем мире, в сознании, в логике своей жизни ту иерархию чинопоследования и воссоединения людей с Богом, если угодно, возвращения блудного сына (которое и есть человеческая жизнь), упорядочивания хаоса и противоречий как следствий первородной греховности, то он будет незрелым. Поэтому сейчас мы вынужденно, под руководством умудренного событиями, происходящими в школе и стране, Президента, возвращаемся к практике сочинения как основы аттестата не только общего образования, но человеческой зрелости и совершеннолетия.
В совершенные лета человек должен себя со-чинить, то есть соединить свой внутренний мир в высшей точке с Богом, затем со всеми людьми: с предками, потомками, современниками на пути возвращения к Богу, к этой же высшей точке своей жизни. «Аз есмь альфа и омега, начало и конец всем» - это слова Божии из Священного Писания. Практика сочинений - это практика того словесного творчества, которое в течение 4-6 часов подводит итог всему курсу общего, основного образования человека, который и должен венчаться его совершеннолетием и зрелостью.
Более того, письменный текст сочинения раньше хранился достаточно большое количество лет в архивах управления образования как основной документ об окончании школы, свидетельствующий о том, что аттестат человека подлинный, а не фальшивый. И если у кого-то из ректоров университетов или работодателей появлялось сомнение в том, что этот человек образованный, а аттестат его липовый, они обращались к этому архивному документу, сопоставляли почерк человека с почерком на сочинении, вчитывались в текст и убеждались, что человек образован и порядочен, то есть может созидать порядок в мире, а не хаос, или он вор, халтурщик и мошенник, присвоивший себе чужой аттестат.
Сейчас такого документа нет, потому что компьютерный «фиговый листочек» с древа познания, который называется «бланком аттестации ЕГЭ», заполняется печатными буквами, почерк отсутствует, в любой момент можно обнулить, стереть, и никто не уловит человека, купившего аттестат. У него 100 баллов, а он по-русски ни читать, ни писать не умеет. Тогда система не только высшего образования, но система найма на работу по образовательному цензу рушится, обваливается, что в России и произошло!
В России правят сейчас во многих областях экономики и культуры двоечники, которых Путин на этом же собрании назвал «слишком креативными людьми», которые «докреативились» до того, что развалили систему преподавания русского языка и литературы дальше некуда! Это могли сделать люди, которые абсолютно не в состоянии сочинять живое, несовершеннолетние, незрелые в своем внутреннем мире. Это детская игра в образовании.
Я приведу пример из своей практики. Когда у меня была своя школа «Гуманитарий», просуществовавшая 19 лет в Царском Селе, мы выпускали многих, в том числе золотых медалистов. До этого я работал в государственной школе, и когда был классным руководителем в государственной школе города Пушкина №530, один из моих выпускников во время выпускного сочинения из 4-х часов 3 часа просидел с чистым листом бумаги. Когда я к нему подошел и поинтересовался, почему он ничего не пишет, он ответил, что выбрал очень сложную тему о том, какой путь он изберет. Тема звучала «Кем ты хочешь быть?» Я ему предложил написать что-нибудь по другой теме, про Катерину в «Грозе» Островского.
Он отклонил предложение, заявив, что действительно должен ответить на этот вопрос, потому что обязан выбрать, кем стать. За оставшийся час он написал великолепнейшее сочинение-рассуждение на тему кем быть в форме диалога со свои другом, который на два года старше него и попал на Первую Чеченскую войну. Он написал, что хотел бы быть таким же, как друг, но не чувствует в себе сил, вряд ли из него получится хороший воин. Поэтому он хочет стать поэтом. Текст был настолько ярким и живым, что он получил пятерки за сочинение. Я знаю этого человека. Он состоялся, окончил вуз, хороший предприниматель, у него свой бизнес, но при этом он пишет стихи, и я встречаюсь с ним по воскресеньям в храме за молитвой и Причастием. Это значит, что человек не только стишки пописывает, он поёт Богу, служит Слову Божьему.
Тот его жизненный выбор, который он сделал за четыре часа по итогам всего своего среднего образования, написав достойное сочинение, стал для меня показателем того, что такого рода экзамен не просто трудное испытание, но возможность для выпускника школы ответить для себя на самые важные жизненные вопросы, подвести итоги своему образованию, чтобы сделать следующий шаг осмысленно и мудро. Сочинение - это подведение итогов всего образования.
2. Re: «Сочинение - это подведение итогов всего образования»
1. Re: «Сочинение - это подведение итогов всего образования»