Сразу признаюсь, что когда я узнал о подобной инициативе депутата Госдумы, я испытал и восхищение и грусть. Восхищение от смелости Елены Мизулиной и грусть от ожидаемой со стороны интернет-троллей атаки в виде изысканных словесно-фотошопных помоев. Понимаю, что на мерзость не надо ровняться, но и игнорировать ее нельзя.
Будучи администратором Православного форума Поморья, после появления новости об инициативе перенес обсуждение и на наш форум для изучения реакции наших пользователей, среди которых есть и православные и лютеране и убежденные атеисты и среди которых, слава Богу, нет «словесно-фотошопных» троллей, что является хорошим основанием увидеть адекватную реакцию на инициативу Елены Мизулиной.
Скажу честно, что всякий раз заходя в форуме в соответствующую тему, я испытывал некий трепет от ожидания чего-либо шокирующего, что поразит все попытки оправдать внесение упоминания «особой роли Православия» в преамбулу к действующему закону - Конституции. Но, прошло уже несколько дней и со спокойной совестью и ровной душой могу засвидетельствовать. Даже у тех, кто обладает высшим юридическим образованием, нет ни одного убедительного, выдерживающего критику довода, который разбивал бы в пух и прах все попытки Елены Мизулиной и всех ее поддерживающих, в намерении внести соответствующий комментарий в преамбулу. Просто - ни одного довода, мало-мальски оправдывающего замораживания подобной инициативы.
Например, есть такие утверждения: «Наше Государство многонационально, многоконфессионально и к тому же светское», «Всякое упоминание «об особой роли Православия» будет причиной межрелигиозных и межнациональных конфликтов». Что здесь можно сказать? Мне всегда интересно наблюдать за тем, как некоторые собеседники умело пытаются отделить человека от его совести, народ от его истории, государство от его корней. Конечно, по законам юриспруденции для разрешения самых разных вопросов нам необходимо завязать тряпкой глаза не только Фемиде, но и совести, правде, истине, любви... Для того чтобы все было «по закону», открытыми, ясными глазами смотреть нельзя, иначе все сведется к тому, чем жили, например, в свое время Иудеи - Закону Божию. В богоборчестве человек может быть весьма изобретателен и, что удивительно, сам может и не знать о том, что он богоборец, а не тот, кого можно величать как человека, который ищет и отстаивает истину. Как об этом и говорится в Евангелии (Ин.16:2). Так и нынешнюю инициативу иные, подкованные в знании Законов, готовы убить, ради служения собственному богу, носящему имена «справедливость», «законность», «правда».
Кстати, насчет «законности», мы это уже проходили. В свое время можно было «по закону» класть людей пачками в печи крематориев. В свое время можно было «по закону» привязывать людей к бревну и сбрасывать их под гору на Соловецком острове. В свое время можно было «по закону» без суда и следствия расстреливать «контрреволюционную шваль» за погостом. Так что, у нас много примеров «законности», являющих свою действительность в нечеловеческих ужасах.
Говоря «светский», нельзя под этим термином подразумевать антирелигиозный. Светский - это тот, кто не отдает предпочтения какой-либо определенной религии, но воспринимает любые религии равные в своих правах и ответственности перед Законом. И только. С понятиями «многонациональный» и «многоконфессиональный» немного сложнее. Самая главная сложность - в трактовке понятий, в восприятии смысла этих терминов.
Когда многонациональность противопоставляют Православию, всегда поступают недобросовестно в отношении истории. Здесь, в данной ситуации, религиозному человеку легче, чем безбожному «Ивану не помнящему родства». Всегда надо помнить о том, кто на чем вырос. Конечно, например мое поколение - поколение советских школьников с достаточно плотно промытыми мозгами оккультно-атеистической идеологией, но кто мешает заняться самообразованием и узнать историю нашего (не этого, а нашего) Государства из иных, отличных от советских учебников исторических источников? Изучить историю Государства Российского не только в рамках школьно-безбожной и отчасти оккультной программы, но и таких авторов как «История государства Российского» Н.М.Карамзина, «Курс русской истории» В.О.Ключевского, Костомарова, Соловьева и т.д. Тогда отпадут всякие попытки спекулятивно оправдать нежелание признать реальность, действительность и важность роли Православия в историческом и культурном становлении России как великой державы.
Многонациональность нашего государства, как раз, является ярчайшим подтверждением уникальности Православного Христианства как покровителя самых разных национальностей с их уникальностью и неповторимостью. Православие обладает удивительной способностью сохранять самым разным национальностям собственную самоидентичность, не растворяя ее с иными культурами.
Все то же самое можно сказать и о многоконфессиональности. Когда задают вопрос: «Россия страна православная или многоконфессиональная» - так же поступают недобросовестно в отношении исторической правды. Уже в самой фразе содержится попытка противопоставить и сравнить «черное» и «квадратное», то есть ложь. Опираясь на историю, можно ответственно заявить, что только там, где общим покровителем была Православная вера, все остальные религии и конфессии чувствовали себя защищенными. Только там, где Православию была отведена «особая роль», только там религии и конфессии сохраняли между собой мир.
Более этого говорить не о чем. Если кому-то интересна «особая роль Православия» как основы «национальной и культурной самобытности России», изучите историю. Внимательно вглядитесь, кто и что позволяло и стимулировало формировать уникальную русскую культуру и неповторимую российскую государственность.
Помогай всем Бог.
Иеромонах Даниил (Плотников), руководитель отдела по тюремному служению Архангельской и Холмогорской епархии
4. Ответ на 3., Андрей Карпов:
3. Re: Наши оппоненты сравнивают «черное» и «квадратное»
2. Россия есть, остаётся и всегда будет православным государством.
1. Re: Наши оппоненты сравнивают «черное» и «квадратное»