«Как вы к этому относитесь?» — «Да никак»

Протоиерей Александр Шаргунов размышляет о милосердном самарянине и расстреле Российского Парламента в 1993 году

0
1473
Время на чтение 5 минут
«Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» — спросил Господа законник. — «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостию твоею, и ближнего твоего, как самого себя».

Да, еще в Ветхом Завете знали, что без любви к Богу не может быть любви к человеку и что без поста и молитвы невозможно приблизиться к Богу. Но только Христос показал, как мы встречаемся с ближним своим.

На одного человека, шедшего из Иерусалима в Иерихон, напали разбойники. Они сняли с него одежду, избили до полусмерти и оставили умирать на дороге. Проходили той дорогой три человека, один за другим. Двое из них были служители Церкви, а третий — неверующий, или, скажем так, не знающий истинной веры. Одним словом, как презрительно говорили о таких иудеи — самарянин.

Как же случилось, что те, которые как будто ближе были к Богу, прошли мимо умирающего человека и не помогли ему? Может быть, это было так. Священник мимо прошел; путь его, возможно, был встречный, в Иерусалим, и он торопился в храм на службу. Наверное, он хорошо помнил о ветхозаветном правиле в книге Чисел: тот, кто прикоснулся к мертвому человеку, в течение семи дней считается нечистым. Конечно, он мог ошибиться, но было все-таки опасение: а вдруг этот человек мертв. Прикоснуться к нему значило лишиться чреды служения в храме, и он решил не рисковать. Для него требования веры оказались выше требований любви. Но разве вера и любовь могут противоречить друг другу, разве не верою питается любовь? Да, говорит Господь, путь людей идет от веры и через веру. Но для того и даются нам испытания, чтобы мы могли убедиться, не сбились ли мы с пути. И если непонятным образом храм и молитва заслоняют от нас боль человеческую, значит мы идем не туда, не в небесный Иерусалим. Христианство без Христа — не более чем христианская идеология, а всякая идеология страшна тем, что идея для нее — все, а человек — ничто.

Следом за священником через какое-то время появился левит. Такое впечатление от евангельского рассказа, что он подошел ближе к раненому человеку. Но, видимо, он отличался крайней осмотрительностью и осторожностью. Сколько раз он, наверняка, слышал эти истории, как один из разбойников притворяется полумертвым, и когда сострадательный путник наклоняется над ним, другие разбойники бросаются из-за засады и поражают его. А вдруг здесь та же ловушка, зачем рисковать? Но вера вся — только риск. Вся — как шествие апостола Петра по воде: каждый шаг таит гибельную бездну. От нас зависит только идти, но не утонуть и достигнуть спасительного вечного берега — это только путь веры, это только Господь.

И нам здесь почти воочию показано, каким путем восходит к познанию истинной веры этот полуязычник самарянин. Среди страшного бесчеловечия и немилосердия всех он один исполнен жалости к незнакомому человеку. В этой жалости чудо, в ней не слабость, а сила Божия. И очевидно, что по мере того, как он заботится об этом человеке, открывается ему самая главная тайна веры, которая будет открыта всем на Страшном Суде, Сам Бог открывается ему. Его можно сравнить, наверное, разве только с самарянкой, которая в беседе со Христом, начав с правдивого признания своих грехов, постигает все большую и большую глубину правды — и вот уже нет дна, и одно милосердие, и перед нею Спаситель мира Христос.

Вот, видим мы, самарянин останавливается возле незнакомца, он перевязывает его раны, возливая на них масло и вино; вот, посадив на своего ослика, привозит в гостиницу. Кажется, он уже исполнил свой долг — но нет, он идет дальше в своем сострадании и дает хозяину гостиницы деньги, прося позаботиться о больном. Ну теперь-то он сделал все, что мог. Однако самарянин говорит: «Если истратишь что больше, я, когда вернусь, заплачу тебе». Но ведь это — самое главное, что есть в христианстве, это же Сам Христос!

Страшно бесчеловечие и равнодушие, которое мы наблюдаем в мире. Богатые и сытые, равнодушно взирающие на голодных и нищих и не помогающие им равны убийцам — говорит святой Иоанн Златоуст. И есть испытание более страшное, чем нищета. Что им растление миллионов, что смерть — они равнодушны, и это потому, что относятся к человеку, как к бездуховному существу. Спрашивают в телеинтервью у прохожего:

— Там стреляют, убивают; как вы к этому относитесь?

— Да никак.

— Что, вам абсолютно все равно?

— Абсолютно.

И видно, что правда — все равно. Кто-нибудь, может быть, даже из людей церковных, скажет: «Неужели вы опять об этих событиях? Уже столько времени прошло, и нет никаких сил об этом больше слышать». (Речь идет о расстреле Российского Парламента в октябре 1993 года — двадцать лет исполнилось только что с этого определившего, как октябрьский переворот 1917 года, судьбу России события). Но вот, среди общего глумления и равнодушия раздается во вполне языческой газете живой человеческий голос: «Прошло столько времени, а мы до сих пор не знаем точное число убитых. Мы можем продолжать каким-то образом жить, но чувствовать себя людьми мы не можем».

А вот восклицает другой, тоже, может быть, неверующий журналист: «Весь наш народ — жертва. До тех пор, пока со словом “смерть” мы будем употреблять слово “около”, наш народ будет жертвой. То есть, каждый человек — говорит этот журналист-самарянин — каждый человек один-единственный и дороже всех, и дороже меня и моей жизни». Но разве не в этом, скажем снова, вся суть христианства? Разве не для того пришел Христос, чтобы каждого другого человека мы восприняли как самого ближнего своего, возлюбив его, как самого себя?

Когда слушаешь эти и другие слова далеких от Церкви людей, продиктованные их личной честностью, их личным мужеством, невольно думаешь о том, что, когда придет антихрист, многие не верующие во Христа, видя зло, происходящее в мире, исполнятся такого ужаса и сострадания, что ни за что уже не смогут молчать и окажутся впереди тех, кто как будто всю жизнь был со Христом. Как же некоторые говорят: «Что бы ни происходило в мире, наше дело — только пост и молитва»? Нет — отвечает преподобный Серафим Саровский — молитва и пост, какими бы они ни были важными, сами по себе цены не имеют. Вся цель и смысл христианской жизни — стяжание истинной любви.

Между прочим, на ум приходит и другое. Мы не можем с уверенностью утверждать, что служители Церкви, о которых рассказывается в Евангелии, были совсем равнодушны к чужому горю. Может быть, их сердце тоже сжималось от жалости. Но на деле это ничего не меняло.

Те, которые говорят, что главное — сохранить пост и молитву любой ценой, забывают видно, что цена молитвы, как и поста — вся тайна воплощения Божия, вся жизнь и смерть Христова. И путь, который эти люди предлагают, по слову священномученика Вениамина, митрополита Петроградского — погибель для Церкви. По определению святителя Феофана Затворника — внешняя видимость, в которой совершается «тайна беззакония» внутри Церкви. Единственная причина, по которой миллионы крещеных отреклись от своего крещения в годы гонений, а второе крещение Руси оказалось как будто бессильным переломить духовную ситуацию в обществе.

Да, есть опасность идти из Иерусалима в Иерихон с глазами, поднятыми к небу, и не видеть ничего и никого. Есть опасность плакать от жалости к раненому человеку и не возливать на его истекающее кровью тело масло и вино обыкновенной человеческой справедливости. Но Господь скажет на Страшном и Последнем суде, как и сейчас говорит: то, что вы сделали другому человеку, то сделали Мне.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: «Как вы к этому относитесь?» — «Да никак»

Вот таких http://galkina.spb.ru/?p=1861
Lucia / 24.11.2013, 11:17

3. Re: «Как вы к этому относитесь?» — «Да никак»

А может, таких вообще большинство?
Lucia / 24.11.2013, 11:16

2. Re: «Как вы к этому относитесь?» — «Да никак»

Простите, батюшка, что отнимаю время, но не напомните ли, кому из святых отцов принадлежат примерно такие слова:"Господу не нужны ваши молитвы и поститвы, если вы не радеете о ближнем своём...." А, может, кто помнит из братьев-форумчан? Заранее благодарю.
alexandr / 24.11.2013, 01:48

1. Re: «Как вы к этому относитесь?» — «Да никак»

Спаси Бог!!!
Егорий / 23.11.2013, 16:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06