В частности, правительству Российской Федерации поручено «принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учёта при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».
Поручение Президента должно быть выполнено не позднее 1 марта 2014 года, так что школьное сочинение по русскому и литературе на выпускных экзаменах может появится уже в этом учебном году.
О необходимости вернуть сочинения говорили многие – и прежде всего учителя-словесники – давно, с самого момента его отмены. Отмечали и полную непригодность ЕГЭ как формы тестирования по литературе, и утрату школьниками способности связно излагать свои мысли, и все больший процент ничего не читающих учеников – а значит, уход русской классики из культурного кругозора молодых поколений, и многие другие печальные последствия отмены школьного сочинения.
Журналист и учитель литературы Ирина Лукьянова, комментируя это решение Президента порталу «Православие и мир», отмечает:
«С одной стороны, сочинение — прекрасный способ проверить, как выпускник владеет русским языком, как усвоил школьную программу, как он мыслит. Другой вопрос — что это будет за сочинение. Все мы помним выпускные сочинения, которые списывали с предисловий и книжек «Сто золотых сочинений». Выпускное сочинение как я его помню — совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований.
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Ну хорошо, введем сочинение. Кто будет выбирать темы и определять критерии оценки? Боюсь, как только мы начнем административными мерами внедрять сочинение, получатся опять все те же благоглупости, от которых однажды уже отказались. Если вводить сочинение — то к разработке этого экзамена надо привлекать умных и грамотных специалистов, а не передоверять все методистам, которые все формализуют до невозможности. Сейчас, например, выпускнику могут на ЕГЭ по русскому языку снизить баллы за то, что он написал просто «Фонвизин», а не "Д.И.Фонвизин".
Кроме того, сейчас в школах есть базовые группы и группы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин; сочинение не может быть одинаковым и для тех, и для других. Что мы проверяем? Владение русским языком? Умение размышлять и рассуждать? Знание текста? Литературоведческие познания? Все это требует обсуждения прежде всего в профессиональном сообществе.
Коней на переправе не меняют. Дети в последние два года много готовятся к экзамену по русскому языку, и полностью изменить его форму или вбросить принципиально новый экзамен за два месяца перед выпуском — нечестно и некрасиво по отношению к детям. Если уж вводить какие-то новшества, то со следующего года, заранее объявив правила игры, а нынешним выпускникам дать возможность сдать те экзамены, к которым они готовились».
«Как бы вы прокомментировали возвращение сочинения в экзаменационную практику? Видите ли вы в этом шаге какие-нибудь минусы и опасности?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, отметил, что «для частных гимназий, для тех школ, которые еще продолжают учить по-настоящему, где есть люди, которые умеют учиться, - это будет большим плюсом».
«Общеобразовательные школы, которые просто натаскивают к многочисленным тестам, боюсь, не откажутся от пагубного пристрастия к необучению. Проблема сегодняшней школы в том, что сейчас никому не нужно умение логически мыслить и выстраивать логические цепочки речи. Боюсь, возвращение сочинения не решит проблему, потому что поезд уже ушел. Как говорится, поздно пить "Боржоми", когда почки отказали. Не нужно было разрушать старую систему образования. Сейчас молодежь и дети не занимаются чтением серьезной литературы. Будет сочинение – они просто зазубрят или спишут где-нибудь клише, готовые традиционные формы», - заключил священник.
Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, сказал, что сочинение - это лучше чем ничего.
«Но какой смысл плакать по волосам, потерявши голову? А мы воспитали за «эпоху ЕГЭ» немое поколение, - людей, не умеющих говорить. У нас сочинения не умеют писать не только дети. Судя по количеству списанных диссертаций, не умеют писать люди при очень больших портфелях и серьезных постах. Так что одним возвращением сочинений проблему не решить. А как изучают сегодня литературу? Как изучают Пушкина, что говорят о Бродском? В советское время говорили о Шолохове, что он хороший автор, теперь он плохой, поскольку писал о революции, - а он, между прочим, нобелевский лауреат! И если мы от педагогики с клиповым мышлением не перейдем к попытке заставлять думать, только одни сочинения не помогут» ,- продолжил он.
«Я для начала предложил бы поэкспериментировать. Например, попросить учителей написать школьные сочинения, которые независимые люди проверят на грамотность и стилистическую последовательность. Понимаю, что мои слова возмутят педагогическое сообщество, но мы имеем деградацию по обе стороны: и у тех, кто за партами сидит, и у тех, кто у доски преподает. Конечно, возвращение сочинения - это шаг вперед, но надо безотлагательно принять меры, чтобы вернуть минимальный уровень образования в гуманитарной сфере. Надо признать, что есть важнейшие сферы жизни, имеющие отношение к национальной безопасности в стране, они могут иметь отложенный эффект. Грубо говоря, изучение Пушкина, хотя и прямо не содействует обороноспособности страны, но ничуть не менее важно, чем работа физика-ядерщика, потому что учит думать, а если страна не будет думать, то ракеты скоро будем покупать у Индии, потому что их некому будет у нас проектировать и строить. Семь лет в нашей стране гробили образование, а теперь 107 лет понадобится на его восстановление, только потом родится микро-Ломоносов, а потом уже и настоящий. Надо терпеть: и дикость терпеть, и преподавать историю как историю, а не как набор анекдотов, и нельзя секвестрировать расходы на образование. Тогда ситуация у нас, возможно, и изменится», - заключил священник.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, сказал, что очень трудно лечить каждую отдельную болезнь, когда у человека нет иммунитета.
«Тогда царапина или простуда могут оказаться причиной серьезных печальных последствий. В образовании смена личной экзаменационной проверки формальным тестированием в принципе снижает роль и значение учителя, а, следовательно, кажется мне, понижает и результативность самого процесса образования. Никакими тестами невозможно заменить общение просвещенного и опытного наставника с учеником, осваивающим предмет. Поэтому сочинение как маленький шаг к возвращению столь важного элемента проверки знаний по литературе и русскому языку хотелось бы приветствовать», - продолжил он.
«Но будет много новых неустройств из-за того, что сейчас пренебрегается главное в образовании в угоду западным схемам. Учителя по-прежнему остаются одними из неуважаемых и низкооплачиваемых сообществ. Культура учительского мастерства хоть и выявляется на каких-то всероссийских и региональных конкурсах, но людям очевидно, что в нашей стране вопреки европейским примерам должность учителя вовсе не престижна. И даже учителя вузов с их мизерными зарплатами и бесконечными перегрузками в последние годы еще и обременены многочисленными отчетностями, вместо возможности повышать свое профессиональное мастерство чтением и наукой. Так что сочинение само по себе благо. Только вот кто будет судить и по каким критериям, если с последнего года прежде поощряемое отношение к религиозным и другим ценностям теперь становится поводом для снижения балла? Ориентируясь на разрушительные деградационные идеалы Запада – плотскую распущенность, разрушение семей носителем ювенальной юстиции по мизерным поводам – наше образование должно освобождаться от этих пут, а не завязывать в них вновь и вновь. Необходимо традиционное образование, только оно поможет оказаться на высоте», - заключил о. Лука.