Вчера, 20 ноября, на философском факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова состоялись XI Панаринские чтения, посвященные памяти выдающегося русского философа, профессора МГУ Александра Сергеевича Панарина, скончавшегося в 2003 году, сообщает наш корреспондент.
Панаринские чтения проходят ежегодно осенью. На этот раз темой Чтений была избрана «Умная политика и цивилизационные вызовы». Открыл Чтения декан философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН, доктор философских наук Владимир Васильевич Миронов, который напомнил о том, что А.С.Панарин еще несколько лет назад предсказал те процессы, которые сегодня происходят в мире, говоря об интеграции и дезинтеграции как двух сторонах одного процесса. Проиллюстрировал эту глубокую мысль Панарина профессор Миронов на примере своего участия в крупной международной конференции, которая состоялась в Конституционном суде России и в которой принимали участие представители нескольких конституционных судов европейских стран. Особенно запомнилось декану философского факультета МГУ выступление председателя Конституционного суда Австрии, который говорил об опасности разрушения национального права и национального государства, которое происходит в Европе, о кризисе конституционализма в связи с вступлением различных стран в ЕС и серьезной проблемой с правоприменимостью. По мнению В.Миронова, Европа сейчас остро переживает кризис даже самой демократии, поскольку решения сегодня принимаются не в результате волеизъявления народа, а на основе мнения евробюрократии. Очень характерным является недавнее выступление председателя Евросоюза Хермана ван Ромпея, который призвал отказаться от каких-либо попыток восстановления национальной идентичности, поскольку это мешает формированию общеевропейской идентичности. Эти тенденции, по мнению Миронова, очень беспокоят многих интеллектуалов, философов, правоведов в Европе.
После приветственного слова начались Чтения, которые модерировал известный ученый, друг и соратник Александра Панарина Валерий Николаевич Расторгуев. Он рассказал о регламенте Чтений, с сожалением отметив буквально накануне ставшую известной новость, что в Чтениях не сможет принять участие лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Михайлович Миронов, которому неотложные дела государственной важности не позволили выступить на Панаринских чтениях. Также в связи с недомоганием не приехали на Чтения постоянные их участники - известный ученый, академик, председатель Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия Евгений Петрович Челышев и одна из зачинателей Панаринских чтений доктор философских наук основатель Государственной академии славянской культуры Изольда Константиновна Кучмаева.
Тем не менее, Чтения были насыщены интересными докладами. Профессор Расторгуев отметил, что хотя официально нынешние Чтения 11-е, на самом деле, Панаринских чтений проходит значительно больше. В частности, осенью в Ливадии проходит ежегодный международный семинар, в котором когда-то участвовал А.С.Панарин, - в рамках этого семинара организаторы проводят День А.С.Панарина. Также нерегулярно Панаринские чтения проходят на других площадках, - в этом году проходили в Москве и Днепропетровске. В последнее время очень сильный интерес к Панарину проявляется сербскими политологами и философами. И теперь уже создана страничка в Фейсбуке, посвященная творческому наследию Александра Сергеевича Панарина.
Первыми на пленарном заседании выступили как раз гости из Сербии директор Института политических исследований из Белграда Живойин Джурич и сотрудник этого института Марко Пейкович. Перед выступлением господин Джурич поблагодарил организаторов Чтений за приглашение, рассказал об институте и изданиях этого известного в Сербии интеллектуального центра, а затем собравшимся был представлен доклад на тему «Значимость русской социальной и политической мысли для сербского национального идентитета». Сербские ученые особенное внимание уделили творческому наследию Ивана Сергеевича Аксакова, Константина Петровича Победоносцева и Александра Сергеевича Панарина, видя в их наследии плодотворные идеи, которые помогут современным сербам выработать основы идентичности в нелегких условиях современного мира.
Затем на заседании выступила доктор философских наук профессор МГИМО Наталья Николаевна Зарубина - вдова Панарина и известный социолог. Тема ее доклада: «Цивилизационные предпосылки инновационного развития России». Докладчица обратила внимание на попытки либералов трактовать отсутствие инноваций в России «как тяжелое наследие русской идентичности». Наталья Николаевна категорически не согласна с таким мнением и, опираясь на наследие своего покойного супруга, отметила, что речь ни в коем случае не идет о культурных препятствиях для инноваций, а нужно вести речь об институциональных препятствиях. К сожалению, адаптация современного человека к рынку происходит не за счет усложнения, а за счет упрощения и деградации, что, впрочем, предсказывал Панарин. Сегодня социологи приводят такие данные, что жить в достатке мечтают 40% россиян, тогда как о хорошем образовании мечтают 15%, иметь хорошую работу - 7%, а заслужить уважение общества только 4% россиян. Это свидетельство нарушенной системы приоритетов и ценностей в самосознании современного представителя российского общества.
Далее выступил известный журналист член Изборского клуба Максим Леонардович Шевченко. Его доклад вызвал противоречивые впечатления в ходе обсуждения в кулуарах, когда Шевченко уже отсутствовал, поскольку в формате пленарного заседания дискуссия не была предусмотрена. М.Шевченко выступил с резкими и весьма сомнительными оценками и суждениями, в частности, о том, что Романовская империя была чужда русскому народу, что революция 1917 года - это творчество русского человека и результат недовольства его той системой, которая существовала. Как будто принимавшие активное участие в революции евреи, поляки, финны, грузины мечтали помочь русскому человеку освободиться. Любопытно, что М.Шевченко в своем выступлении охарактеризовал как чуть ли не авангард русского народа старообрядцев, что не встретило понимания среди большинства участников Чтений. Впрочем, эффектная манера выступления Шевченко на некоторых произвела впечатление, - «мы словно побывали на телевизионной передаче», как тонко подметил один из ученых мужей.
С докладом на тему «Цивилизация и варварство в современном мире» выступил один из организаторов Панаринских чтений доктор философских наук, профессор, заведующий сектором истории русской философии Института философии РАН Михаил Николаевич Громов. Он отметил, что тенденция к варваризации и дегуманизации Европы началась еще в начале 20 века. Первая и Вторая Мировые войны во многом способствовали этому. Сегодня, по мнению Громова, старая Европа уходит в прошлое, подвергается нашествию варваров, как когда-то Рим. Михаил Громов, который был другом Панарина, отметил, что сам великий мыслитель прошел сложный путь от аутентичного марксизма к византийской и русской православной традиции, и этот путь - путь русского ученого - достоин внимания и уважения.
На Чтениях выступил философ и публицист Виктор Владимирович Аксючиц с темой «Цивилизационная миссия России и политический курс». Аксючиц отметил, что без присущей русскому человеку способности к сверхмобилизации Россия не стала бы великой державой, и именно здесь сокрыта тайна русской истории.
Следом слово было предоставлено государственному советнику, сотруднику аппарата Государственной Думы Наталье Александровне Малышевой, которая выступила с докладом «Социальная доктрина - цивилизационный выбор России». Докладчица отметила, что при выработке социальной доктрины она и ее единомышленники за основу брали «Социальную концепцию Русской Православной Церкви» как единственный успешный опыт реализации этого проекта. Тема Социальной доктрины стала предметом обсуждения на одной из секций Панаринских чтений.
С докладом «Доктринальный минимум национальной идентичности по А.С.Панарину» выступил профессор кафедры социологии и менеджмента общественных процессов Высшей школы современных социальных наук МГУ Евгений Александрович Карцев.
Заместитель декана философского факультета МГУ кандидат философских наук доцент Алексей Павлович Козырев предложил присутствующим доклад «Цивилизационный дискурс русской философии». Он отметил, что совсем недавно похожие темы обсуждались на конференции, посвященной 125-летию со дня рождения протоиерея Георгия Флоровского, известного русского богослова и философа. По мнению Козырева, русский цивилизационный дискурс родился из сочетания позитивизма и романтизма, и здесь он привел пример естественников по своему базовому образованию, но больших романтиков по своей историософии, - Николая Яковлевича Данилевского и Константина Николаевича Леонтьева.
С интересным докладом «Самоидентификация: соотношение этнического и национального» выступил доктор философских наук профессор МГИМО Владимир Сергеевич Глаголев. Он говорил о механизмах этнического регулирования, которые еще успешно функционируют у северокавказских и азиатских народов. В частности, он привел пример опроса студентов, которые проводили социологи, на тему отношения к эвтаназии. К сожалению, русские студенты не видят никакой опасности во внедрении эвтаназии, считая, что надо помочь человеку «достойно уйти из жизни», тогда как для студентов-кавказцев и представителей Средней Азии характерно абсолютное неприятие идеи эвтаназии, и, напротив, готовность ухаживать за находящимся в тяжелом положении старым человеком. Глаголев в этом справедливо видит сохранившиеся механизмы этнического регулирования, которые в данном случае прямо связаны с нравственными проблемами.
С докладом «Роль культурного наследия в сохранении цивилизационной идентичности российского социума» выступила в заключение пленарного заседания доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии профессор Академии славянской культуры Елена Николаевна Селезнева.
По окончании докладов участникам Чтений были представлены две презентации. Одна из них - это проект создания интеллектуально-просветительского комплекса «Национальный центр философии», который предложил бизнесмен, председатель попечительского совета Московско-петербургского философского клуба Александр Владимирович Захаров. Он во вступительном слове отметил, что отсутствие влияния философов на современные политические и общественные процессы ощущается в обществе, и этот вакуум необходимо заполнить. Реализация такого проекта благотворно повлияет не только на качество экспертного сообщества, но и в целом на общественное настроение.
Также была представлена собравшимся книга Изольды Константиновны Кучмаевой, посвященная истории Государственной академии славянской культуры. Книга составлена автором на примере портретов тех людей, которые создавали Академию и участвуют в работе. Об этой книге рассказали коллеги Кучмаевой профессоры Глаголев, Страховская, Климов и Громов. Сама автор книги с некоторой грустью, как сообщили ее коллеги, отметила, что не хотела, чтобы эта книга стала памятником Государственной академии славянской культуры. Как известно, сегодня Академия переживает не лучшие времена, предпринимаются попытки ее ликвидации. Это один из «подвигов» нового руководства Министерства образования. Ученые призвали предпринять все силы, чтобы помешать этим враждебным замыслам осуществиться.
В заключение пленарного заседания с блестящей проповедью выступил известный священнослужитель протоиерей Артемий Владимиров, который уже второй год подряд принимает участие в Панаринских чтениях. Отец Артемий попытался осмыслить духовный и интеллектуальный путь Панарина. Он также отметил, что тема, которая заявлена на Панаринских чтениях, имеет, очевидно, православные корни, поскольку она ассоциируется с умной молитвой. Умная политика, по его мнению, бывает тогда, когда в политических действиях государственных людей ясно проступает связь с нравственным законом. Примером умной политики, по мнению отца Артемия, было служение Государей Императоров из рода Романовых. Отец Артемий напомнил о той выставке, проходящей в эти дни в Государственном Манеже, которая помогает увидеть подвиг Государей. Выступление отца Артемия, таким образом, стало самой впечатляющей полемикой с выступлением нового апологета революции Максима Шевченко, хотя его выступления отец Артемий не слышал.
После перерыва, когда участники Чтений смогли пообщаться в кулуарах, работа была продолжена в 4 секциях, в одной из которых принял участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов с докладом «Православная цивилизация и базовая идеологема государственной стратегии России».