В начале «перестройки» в одном подмосковном храме приходской священник публично выступил против главы администрации района, который был связан с местной мафией. Речь шла о запрещенном законом строительстве коттеджей на территории усадьбы, имеющей культурно-историческое значение для всей России, так называемой заповедной зоны. И новые русские, кровно заинтересованные в этом строительстве, пришли в ярость. Вечером к храму подъехало несколько иномарок, из них вывалились бритоголовые, и один из них, по прозвищу «Паша», помощник главы администрации, сказал вышедшим навстречу женщинам: «Передайте вашему попу, что я его убью». Прихожане пошли к священнику и сказали: «Мы сегодня будем провожать вас до дома, потому что Паша не зря сыплет угрозами. Мы знаем, что этот уголовник, недавно выпущенный из тюрьмы, способен на все». Молодой священник решительно отказался от всякой защиты и отправился домой один через темный лес, и ничего с ним не случилось.
Несколько лет спустя Паша попал в тяжелую автомобильную аварию и будучи на смертном одре в больнице, желая исповедоваться, он послал позвать к себе того самого священника. «Батюшка, - сказал он, - а ведь в ту ночь я действительно намеревался Вас убить. Я подстерегал Вас у лесной тропы, когда Вы проходили мимо меня». - «Почему же Вы не исполнили свое намерение?» - спросил священник. «Что значит «почему?» Кто были те двое, которые сопровождали Вас?» - «Со мной не было никого», - ответил священник. «Но эти люди были с Вами, - сказал Паша, - я видел их». Тогда священник понял, из этой предсмертной исповеди, что Бог послал Своих ангелов, чтобы защитить его.
Господь показывает нам через это событие нечто важное. Прихожане этого храма из послушания священнику не пошли с ним, но, очевидно, так молились за него, как будто пошли. И потому Господь послал вместо них Своих ангелов. Не так ли было в древней Церкви, о чем нам рассказывает книга Деяний святых апостолов? Вся Церковь прилежно молилась об апостоле Петре, когда Ирод посадил его в темницу, чтобы убить его. «И в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, ангел Господень предстал, свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду и иди за мной. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им. Они вышли и прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал ангела Своего и избавил меня из руки Ирода, и от всего, чего ждал народ иудейский» (Деян.12,6-11).
Как о каждом верном печется Господь, так и о всех нас, о всей Церкви нашей, о всем Отечестве нашем. Одна из самых волнующих страниц русской истории связана с освобождением Москвы от Тамерлана в 1395 году. Мы помним, как, сея ужас по всей земле, татаро-монгольские полчища приближались к нашей столице, а народ православный во главе с пастырями молился с плачем и покаянием, встречая Владимирскую икону Божией Матери. Возложив все упование на Господа, русские люди, включая стариков и детей, готовы были принять смерть, но не отступить. И мы знаем из летописей, как устрашило Тамерлана и заставило его отступить видение Жены, сияющей, как солнце, в окружении воинства небесного с мечами в руках, которое грозно устремилось на завоевателя.
В этот праздник мы должны еще раз задуматься, от чего зависит судьба нашей Церкви, нашего Отечества, каждого из нас. Как грандиозно духовное сражение, в котором Господь сподобляет нас участвовать! Начиная с падения ангелов, оно не кончается ни на одно мгновение. Битва в небе между Архангелом Михаилом и древним змием, соблазнителем всего мира, продолжается на земле людей. Все наши искушения и испытания, все события нашей истории, хотим мы этого или нет, сознаем мы это или нет, являются составной частью этой битвы между Женой, облеченной в Солнце, и драконом. И пока не придет конец, когда Господь предаст царство Богу и Отцу и упразднит всякое начальство, и всякую власть и силу, как говорит апостол Павел, это сражение будет и Его, и нашим в течение всей жизни. Чем ближе конец, тем неистовее сражение. И мы слышим, как Господь обращается к нам сегодня: «Так говорит имеющий с обеих сторон меч, знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в эти дни». Чем неистовее сражение, тем более нуждаемся мы в помощи ангелов. Ангелы существуют, чтобы напомнить нам, что Бог постоянно и таинственно вмешивается в нашу жизнь, направляя, утешая, укрепляя и защищая нас.
Когда наши ангелы-хранители приближаются к нам, мы начинаем видеть все происходящее в мире в подлинном свете. Ангелы говорят нам, что вселенная, в которой мы живем, не является замкнутой самой в себе, но всегда открыта Божией любви и общению с теми, кто этой любви причастен. Ангелы удостоверяют нас, что наш мир не материален, что в нем не только есть материя, как бы ни торжествовала сегодня философия нового материализма, мир духовен. В нем есть Бог и ангелы. И ангелы показывают нам, что в духовном мире существует не только диавол, который ходит повсюду, как лев рыкающий, ища, кого поглотить - в этом духовном мире также ангелы Божии, и они защищают нас на всех наших путях.
Люди сегодня более всего нуждаются в уверении, что не все подконтрольно диаволу. Их уже не надо убеждать, что диавол существует. Они это знают, они видят его присутствие в жизни окружающего мира и иногда в своей собственной жизни. Им необходимо видеть, что это не все. Что есть свет, есть силы, превосходящие зло. Есть ангелы Божии, служебные духи, посылаемые для служения всем, кто имеет наследовать спасение, как говорит Писание. Сегодняшний праздник и начало каждой недели - каждый понедельник, посвящаемый Церковью святым ангелам, - будем запечатлевать особенной памятью об этом. С этого начинаются все дни недели - и все дни нашей жизни.
Тайна духовной жизни проста: видеть невоображательно среди мрака событий присутствие Сил Небесных. Самое ужасное, говорит святитель Василий Великий, когда мы грешим и не каемся. Тогда мы прогоняем грехами своими наших ангелов-хранителей, которых Господь посылает, чтобы защитить нас от бед и опасностей. Но больше радости бывает у ангелов на небесах об одном грешнике кающемся, чем о девяносто девяти праведниках, как будто не имеющих нужды в покаянии. Вопрос заключается в одном: какой молитвой должна молиться Церковь, чтобы небо касалось земли, и ангелы становились участниками нашей жизни.
Наша молитва неложна, если мы исполнены решимости делом осуществить то, о чем мы просим в нашей молитве, и осуществляем, если это от нас зависит. Если же это превосходит наши силы, Господь, глядя на нас, посылает к нам Своих ангелов. Где сражение за целомудрие и смирение, где пламенеющая ревность по истине и правде, там летят нам на помощь ангелы Божии.
Но более всего их привлекает любовь ко Господу, Который и доныне в мире наготует и страждет. Когда одного молодого человека, недавно принявшего крещение, спросили, какое духовное служение, если бы от него это зависело, он избрал бы, он сказал, что хотел бы быть тем ангелом, который укреплял Господа в Его Гефсиманском борении. Кажется, слишком высоко забирает этот юноша. Но Господь говорит, чтобы мы все были такими ангелами по отношению к нуждам других людей. Заботой, внимательным слушанием другого человека, молитвой, стоянием рядом с тем, кто в горе, утешительным словом, несением тягот других, противостоянием нечистому духу, смрадно дышащему на юные души, - даже до смерти.
«То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне», - говорит Господь. Кто умолит сегодня Господа о погибающей в грехах нашей России? Кто поможет выйти из сегодняшней беды, кто наполнит изнемогающие сердца надеждой, кто направит заблудившихся на путь правды и приведет ко Христу? Ангелы Божии будут с нами, Божия Матерь и Сам Господь сил, если мы поймем, что именно в этом заключается сегодня наше главное служение.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
7. Re: Чем ближе конец, тем неистовее сражение
6. Ответ на 4., Адриан Роум:
5. Ответ на 4., Адриан Роум:
4. Ответ на 3., Ёжик :
3. Ответ на 1., Адриан Роум:
2. Re: Чем ближе конец, тем неистовее сражение
1. Re: Чем ближе конец, тем неистовее сражение