В Пскове завершен первый этап реставрации древнего Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, сообщает Православие.ru. Монастырский комплекс XII века снискал всемирную известность благодаря фрескам домонгольского периода – единственным в России по степени сохранности. Стены интерьера Спасо-Преображенского собора в XIII-XIV веках были расписаны неизвестными греческими мастерами. Эти фрески не имеют аналогов в отечественных храмах и напоминают мозаики в некоторых соборах Сицилии того же времени, сообщает телепрограмма «Новости культуры».
Отметки на стенах, летописные свидетельства и утраты живописи говорят о том, как высоко поднималась вода в Спасо-Преображенском соборе. Самый древний храм Пскова, воздвигнутый в XII веке, построен на берегу реки Великой. На протяжение более чем восьми столетий он во время паводков затапливался водой. Сто лет назад вокруг церкви был сделан дренаж, залит бетонный пол, а стены укреплены цементом. Однако это не помогло. Цемент удерживал влагу, и стены продолжали разрушаться. Вода поступала в храм снизу, прямо из скалы, на которой он построен. Последний раз это случилось два года назад.
«На моих глазах эта плита приподнялась и из этих трещин хлынула вода. Плита как бы выдавливается снизу водой. Как гидравлика», – рассказал автор проекта реставрации Спасо-Преображенского собора архитектор Владимир Никитин.
Теперь стены собора укреплены изнутри и снаружи современными материалами и оштукатурены. Со стороны Великой установят решетку, которая не будет препятствовать отходу воды во время паводков. Под полом разместили водосборники. Из них легче откачать воду во время подтоплений.
«Сейчас образовалась ситуация, когда собор может сам регулировать режим внутри. Стены могут дышать, после просушки он будет отдавать излишнюю влагу, и собор сможет еще долго существовать», – пояснила главный хранитель фресок Спасо-Преображенского собора, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Таисия Круглова.
Между тем во время реставрации выяснилось, что о храме известно далеко не все. Так, например, были открыты заложенные при перестройке окна, дверные проемы и несколько ниш. Одна из них древняя - XII века. Это ниша жертвенника. В ней сохранились остатки живописи, над которой будут работать реставраторы. Это открытие подсказало, что у собора был еще один престол - небольшой храм в храме, посвященный, вероятно, Папе Римскому Клименту.
«В этой палатке в северо-западной нижней зоне находится фрагмент жития Климента. Вероятно, это был придел посвященный этому святому, культ Климента был очень популярен в домонгольское время. Первые мощи святых были привезены Владимиром-крестителем, после того как он и его дружина приняли христианство», – рассказала Таисия Круглова..
Еще одна фреска была открыта на фасадной части собора. Из-за плохой сохранности живописный слой пришлось снять. Теперь он хранится в фондах музея. В храме восстановили хоры, которые соединили помещения верхнего яруса. Сейчас разбирают строительные леса и просушивают стены. Уже в конце ноября туристы снова увидят знаменитые фрески.