Город гнева

Выступление Виталия Аверьянова на заседании Изборского клуба в Сталинграде

Новости Москвы 
0
1464
Время на чтение 5 минут
Изборский клуб, побывав в Волгограде, на встрече с губернатором области и местной общественностью, призвал к полноценному возвращению имени Сталинград в честь величайшей в русской истории военной и нравственной победы. В этой связи клуб принял специальную Сталинградскую декларацию. РНЛ публикует одно из выступлений, прозвучавших в Волгограде на заседании 4.11.2013.

Нет ничего выше подвига положить душу за други своя. А на втором месте после него высочайшая честь для человека – это почитать подвиг, подвиг своих предков, подвиг своих святых. Это высшая человеческая способность, которая делает человека человеком, прямоходящим, смотрящим вперед и вверх. И в этом смысле нам очень важно огласить, озвучить эту мысль о том, что через имя, в том числе и через имя города-мученика, мы тоже выражаем свою способность почитать подвиг.

Отнятие имени Сталинград в 1961 году, понятно, тогда носило свою сиюминутную политическую подоплеку, но это была попытка отнятия не только имени, но и определенной метафизики победы. Один из бывших врагов, генерал Дёрр писал, что под Сталинградом Россия начала превращаться в мировую державу. Это признал враг. Несомненно, величие этого подвига беспримерно и многие из членов нашего клуба убеждены, что это величайшая победа в истории России, на которой, фактически, вращается, как на некоем стержне, наша история.

Возникает вопрос: но ведь это имя связано с именем Сталина. Мы знаем, что по-разному в нашем обществе относятся к Сталину. И более того, всегда будут относиться по-разному. Однако мы видим, что произошли две большие попытки десталинизации: хрущевская и перестроечная. И в ответ на эти две попытки в народе возникла сначала тихая, а потом все более мощная реакция, некий противоток. Он и сейчас происходит и даже усиливается.

Это говорит о том, что нет какого-то одного истинного образа исторического лидера. Так же как есть летописная история, допустим, образ Владимира Крестителя, Красное Солнышко, а есть былинный образ князя Владимира. Это разные образы, они во многом не совпадают. Но историки бесконечно дискутируют, переоценивают исторические факты, с каждым веком поворачивают их по-новому и предлагают новый их набор. А народ своей сверхрациональной интуицией постепенно намывает золото исторической правды. Народ создает собственный национальный миф, и этот миф не меняется. Потому что то, что передается из уст в уста, – это высшая истина, это интуитивная истина. Всякая ложь устной традицией отфильтровывается, отбраковывается. Народное сознание чувствую ложь и правду.

И вот такой же Сталин, Сталин эпический тоже постепенно возвращается на противотоке десталинизации, которая дважды осуществлялась сверху и чуть было не была запущена недавно в третий раз. Сталин возвращается не из документов даже архивных, не из каких-то отдельных высказываний, а из того, о чем сказано в Евангелии – по плодам их узнаете их, узнаете по результатам дел, по добру, которое было принесено.

Несомненно, Изборский клуб тоже родился на этом противотоке. При этом мы не считаем, что возвращение имени Сталинград означало бы торжество неосталинизма. Речь идет о возвращении совсем другого – исторической справедливости, правды исторической. К слову об истории этой земли, действительно, существуют разные трактовки того, почему город назывался Царицын. Но для русского народа, конечно же, Царицын не означал никогда понятия «желтая река» (тюркское «сары-су»). Все-таки, Царицын ассоциировался с высшей духовной реальностью, и для русского народа это был город Царицы небесной.

Переименование Царицына в Сталинград парадоксально оказалось очень точным. Я, как православный человек чувствую здесь глубокую связь, потому что в 1918 году, когда не стало русского государя, как известно православным, произошло явление Державной иконы Божией Матери, и было откровение, что отныне она будет опекать Русскую землю, будет непосредственно ее царицей. И вот так получилось, что, хотя совершенно невозможно было себе это представить в 20-е годы или в 30-е годы, но спустя десятилетия после Великой Победы мы все больше и больше начинаем понимать, что эти имена связаны. Потому что именно Сталин стал орудием в руках Царицы небесной, именно через Сталина Она вернула то, что, казалось бы, вернуть уже было невозможно: вернула державу, и даже вернула православие в определенной степени. Произошли и многие другие важные вещи, которые я сейчас не буду перечислять. Но эта интуиция мне очень дорога, и я считаю, что в этом смысле Сталинград и Царицын друг другу не противоречат. Это единая духовная реальность, прокаленная огнем великих страданий страшного XX века. Сталин был, конечно, проводником не столько милости, сколько гнева, оружием жестоким и кровавым. Милость приходила уже после гнева и наказания. Но важно понимать, что гнев не был чем-то внешним по отношению к народу, он воспламенял и сам народ.

Сталинградская битва произошла здесь еще и потому, что это место было очень притягательно для врага и с точки зрения геостратегической, и с точки зрения символической. Об экономических аспектах сталинградского наступления много и часто говорят. Но когда-то здесь была вторая столица Золотой орды, Сарай-Берке, буквально несколько десятков километров, насколько мне известно, от Сталинграда. Это место, куда приезжали князья за ярлыками на княжение. И в то же время это место, где Дон-батюшка и Волга-матушка сходятся очень близко, эти два великих бассейна, как мать и отец смыкаются и формируют лоно, в котором вырос русский народ. И наш народ всегда мечтал о том, чтобы можно было переплыть из Дона в Волгу. Раньше волоком корабли перетаскивали, а потом стали возникать проекты строительства этого канала. И первый проект восходит к Петру I, потом был проект уже в начале XX века. Но только в советский период и мощь техническая, и кадры необходимые, специалисты и та энергия, которую развил народ – позволили этот проект реализовать. Все это говорит о стратегическом значении этого места, захватив которое враг получал бы серьезные преимущества.

К слову о канале, все три великих русских канала были построены в эту трагическую и великую эпоху, эпоху Сталина. Известно, какой ценой достались они: Волга-Дон, Москва-Волга и Беломорканал. Я сам родился на берегу канала Москва-Волга, и еще в детстве видел вдоль него многочисленные проваленные могилы заключенных. И в то же время мы понимаем, что это было строительство не просто транспортных коммуникаций, это было строительство очага мировой цивилизации. Такие огромные свершения, такая огромная созидательная деятельность, которая была развита в ту эпоху, означает, что Россия была предназначена к высшему развитию цивилизации. Мы видим на многих исторических примерах, что когда у власти находятся те люди, которые не планируют превращать свою страну в великую цивилизацию, они ничего здесь не строят, они отсюда все вывозят, и таким образом помогают строить где-то в другом месте. Все это говорит о том, что то была действительно великая эпоха созидания, борьбы, и победы.

Нам думается, что возвращая это славное имя городу, мы будем способствовать возрождению и Волгоградской области, и всей страны. Потому что с именами связан продуктивный национальный миф. (Произнося слово миф, мы говорим это в сугубо позитивном смысле, – миф это не иносказания, не фигуры речи и не фантазии, миф это жизнетворческое начало, способность творить и воплощать то, чего еще сейчас нет или чего, кажется, что сейчас нет).

У еврейского народа на выходе из Второй мировой войны родился проект Холокост, символизировавший его жертву. А у русского народа до конца так и не сложился проект, символизирующий нашу победу. Я очень был близок с протоиереем Димитрием Дудко, у него была такая мысль: еврейский народ, несомненно, мессианский, и он сам себя называет богоизбранный. А русский народ тоже мессианский, но не богоизбранный, а богоносный. Как говорил отец Димитрий, это означает, что русский не может жить без Бога, не может оставаться человеком без Бога. Это два разных типа мессианства.

Наш ответ на страшную для всего рода человеческого угрозу гитлеризма и стоящих за Гитлером мировых разрушительных сил, сил сатанинских, был иной, чем у евреев. Наш ответ был связан с тем, что русский человек отвечает на зло активным воинственным началом, воинствующей, гневной борьбой за Божию правду. И вот это мессианство, мессианство гнева и было явлено здесь.

Виталий Аверьянов, доктор философских наук, исполнительный секретарь Изборского клуба
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Город гнева

Вот еще пример применения законов логики к геоистории: Закон двойного отрицания и оборона Севастополя. Ведь,по геоистории - что оборонялось? Принятие христианства князем (Владимиром). Помните,как поет А.Вертинский : "Чуть седой,как серебрянный тополь, Он стоит,принимая парад, Сколько стоил ему Севастополь, Сколько стоил ему Сталинград!" То есть оборона Севастополя (ее энтелехия) - влияние на общую СТРАТЕГИЮ в уме Верховного или Царя(первая оборона). В логике это - закон двойного отрицания:повторенное дважды отрицание дает утверждение. В обеих оборонах город сдан врагу:отрицание(сдача города) оттрицания(врагу).Но это не умоляет утверждения славы.Как же из поражения следует утверждение славы? А есть другой закон логики,объясняющий это:утверждение влечет двойное отрицание (обратный закон двойного отрицания). То есть из славных оборон и падений Севастополя следует появление некоего нового утверждения в главах Глав,в СТРАТЕГИИ.В истоках,подобных истоку Православия принятому Князем (Владимиром) на севастопольской земле. Ведь сразу,за падением Севастополя последовал приказ №227 ,"Ни шагу назад!".Сыгравшим ключевую роль в СТРАТЕГИИ. (А за падением первой обороны в 1854-1855 годов последовала отмена крепостного права в 1861 году). А такие законы логики как: Кортрапозиции;Транзитивности;Ассоциативности и комутативности - показывают,в применении к геоистории и стратегии хода Великой Отечественной войны того фактора- как,почему победила стратегия Советской Армии. Оно же - православие и западное христианство в Истории:стратегия. Историческое и логическое - единое и общее.И начинать надо с первых трех глав Библии.
Бондарев Игорь / 17.11.2013, 10:02

3. Re: Город гнева

Если Историю,отпечатанную на лице Земли назвать геоисторией,то геополитика - следствие этого. Например,тогда блицкриг следует понимать как геоисторический процесс.Причина блицкрига - христианская реформация,появление лютеранства. У нас - провал обороны в начале войны,следует рассматривать и в масштабе геоистории:принятие христианства и тут же обнаружение собственного вероломства князей,что привело к чрезвычайной рыхлости страны и вторжению орд татаро-монголов. Геополитика без геоистории - изучение модерна без понимания причины. Сталинград - одновременно и геополитический стратегический узел,и стратегический символ духа.Более того,даже не символ,а - источник духа,который проистекал в массы пропитанные геоисторией модерна.А ведь есть еще и неизвестные высоты,на которых шли бои достойные войти в историю.Не случайно. Это надо исследовать в общем контексте геоистории и геополитики.Все бои в Великой Отечественной войне - Исторические. Особенно те,где было проявлено упорство и героизм.Но,чтобы понять смысл их,надо владеть общим смыслом геоистории и геополитики. А начинать над с общего и единого понимания исторического и логического.Ибо с чего начинается мышление,с того же - История.
Бондарев Игорь / 17.11.2013, 07:44

2. точность - вежливость

Виталий Аверьянов - доктор философских наук, но когдато был и кандидатом. http://video.yandex.ru/users/ircvlad/view/2/ - здесь можно увидеть встречу с ним в студии Славянофил.
Славянофил / 16.11.2013, 20:43

1. Re: Город гнева

Модерн. Это - текст парадокса,в который попал христианский мир (и народы в нем). В этом "тексте" произошла девиация смысла.Можно сказать деизмизация (от деизм). Рассудок и разум,с одной стороны,под влиянием науки и материализма,- отделились друг от друга.С другой стороны, религиозные смыслы (христианские) аффицировались в цивилизационных знаках.То есть слились с "текстом" и стали собственно модерном. То есть религиозные смыслы оставаясь собой целыми,оставили религиозный "текст" и перекочевали в "текст" знаков цивилизации,по каналам прогресса и науки. В Германии христианство ,в конце концов ,перекочевало в нацизм и фашизм.А у нас - в коммунизм. Проблема в том,что христианство стало модерном,то есть цивилизацией.Религия стала государством.Но,разумеется не явно. Поэтому Вторая мировая война была войной религиозной,по духу. Но проблема в том,что религия потеряла связь с небом,и воплотилась на земле. Дух стал духом людей. Христианский Дух стал духом цивилизаций. Произошла девиация ума.Общая.А Дух став духом цивилизации,подчинившись ему,- не потерял своей сути Бога. Были ли Бог у немецкой армии ? Мало,но - был. У нас было больше Бога. Правда не мы,не они этого не могли знать.Модерн все это замаскировал в знаках той и другой цивилизаций. Вот почему дух советский людей был Духом,но скрытый в коммунистической цивилизации. Подобно - Дух немцев был скрыт в глубинах национал-социализма.Дух Истории.Дух христианский. Текст Модерна привел к войне.В войне же открылся Дух христианских народов. Вторая мировая война - общая война для христианских народов,в которой произошло как наказание цивилизаций,так и открытие в них Духа. Сразу стало видно - на фоне Духа - стоимость цивилизационного обмана.И немцев и русских.И евреев. Плоды Второй мировой войны зафиксировали Дух христианства в странах - с одной стороны,и стоимость цивилизационного обмана,- с другой стороны. Немцы - покаяние.Мы - торжество победы со слезами на глазах.Евреи - скорбь.
Бондарев Игорь / 16.11.2013, 18:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Владимирович Аверьянов
«Напишу немного о Сане Елисееве»
Умер Александр Елисеев
08.10.2024
 Глазами Русского, глазами Добровольца!
Летопись славянского подвига продолжается
23.08.2024
На смену демшизе кукловоды двинули антифа-шизу
Ещё раз об Иване Ильине как мнимой фигуре раскола
02.07.2024
Все статьи Виталий Владимирович Аверьянов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06