Под патриотическими чувствами в законопроекте понимается эмоциональная связь человека со страной, гражданином которой он является, характеризующаяся любовью к этой стране, ответственным отношением к ее судьбе, уважением к ее истории и культуре. Оскорбление таких чувств Михеев предлагает приравнять к экстремизму и наказывать по 282-й статье УК, которая предусматривает санкции от штрафа в 100 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 5 лет.
Защита патриотических чувств недостаточно проработана в законодательстве, утверждает Михеев: наказывается лишь надругательство над флагом и гербом. Депутат приводит в пример «вакханалию», в которую превращаются дискуссии в преддверии Дня Победы. Эсер отмечает, что за оскорбление чувств верующих закон наказывает, а патриотические чувства можно оскорблять совершенно безнаказанно, хотя патриотически настроенных людей, по его подсчетам, гораздо больше, чем религиозных.
Это предложение вызвало оживленную дискуссию в обществе. Так, депутаты считают, что к вопросу нужно подходить очень тщательно: «… каждое изменение закона — это основание для обращения в суд», «тут всё может зависеть от одной запятой».
В свою очередь председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты Николай Сванидзе считает, что эта инициатива дискредитирует понятие «патриотизм». «Я считаю, это просто издевательство над самим понятием «патриотизм». В результате таких идиотских предложений они добьются обратного: над патриотизмом, над святым люди просто начнут смеяться», — подчеркнул общественник в интервью газете «Известия».
Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать законопроект Олега Михеева.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что пока мы уповаем только на законы, т.е. на юридическую сторону всех событий, мы не найдем решения вопроса.
«Представим ситуацию: приходит к отцу малолетний член семьи и говорит, что не любит ни маму, ни папу, а будет любить бабушку из Америки, потому что она богатая и подарки дорогие дарит, а вы, мол, бедные и никчемные. Папа в таком случае берет ремень и начинает воспитывать этого малолетнего будущего гражданина. Конечно, это упрощенная картинка. Воспитывать патриотизм надо не кнутом и не пряником. Людей надо просвещать: что такое любовь к родине, что означают понятия «отец» и «мать», откуда это все взялось. Любовь к родине - это духовная категория, бездуховные люди не способны ни созидать, ни служить своей стране, они не опора, а ржавое железо. Бездуховный и безнравственный человек не способен даже любить, он способен только потреблять и разрушать. И если мы хотим из железа сделать острое оружие, надо сначала посмотреть, что за материал мы имеем, с кем мы вообще общаемся. Надо людей достойно готовить с детства, воспитывать с молоком матери, и мать саму воспитывать, в школе, в учебных заведениях, на производстве – везде», - продолжил он.
«Патриотизм - величайшая сила, для его воспитания нужны колоссальные усилия. Но у нас в прошлом веке было уничтожено почти 120 тысяч священников, а теперь некому заниматься просвещением, потому что священников осталось около 30 тысяч. А подготовить священника – на это надо минимум 10 лет, это дело кропотливое, непростое. Мы тратим огромные деньги на правоохранительную деятельность, а на просвещение денег никто не тратит, т.к. не видят в этом смысла: сегодня важны псевдоценности. Так что одним законом тут не обойтись, это капля в море, надо много других усилий», - заключил священник.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что «при принятии закона о защите чувств верующих было понятно, что эта тема о защите всего и вся может привести к откровенной издевке, когда действительно становится просто смешно».
«Патриотические чувства не так легко описать. Для верующего есть абсолютные ценности, а в вопросах патриотизма так нельзя сказать. Любовь к истории, к родине, вера в ее предназначение и ее исключительность. Это важные чувства, близкие к священным. Вместе с тем о путях родины, о ее настоящем и будущем можно и нужно рассуждать. Иногда можно это делать, увеличивая "градус" дискуссии, и тут важно понимать, где мера этому. В вопросах патриотизма есть ограничения - флаг, герб, которые и так защищены законом. А в споре об исторических личностях, о выборе пути страны можно "оскорбить" чувства оппонента чем угодно, - и сам не угадаешь, где. Так что законопроект не совсем верен. Если у нас государственные символы недостаточно защищены, это, может, и стоит обсудить. Но чувство патриотизма у каждого свое. Будучи монархистом, я сам сталкивался с людьми, которые в любви к монархии не допускали мысли, что наши самодержцы могут в чем-то ошибаться, то есть канонизация власти происходила в голове, и они были оскорблены, когда им говорили, что тот или иной правитель допускал какие-то ошибки. Так что в отдельно взятой голове патриотизм может пониматься по-разному, не стоит регулировать эту сферу законодательно», - заключил священник.