«Народная культура требует поддержки»

В Общественной палате РФ прошли Общественные слушания «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства»

1 ноября открылся VIII Фольклорный форум «Живая традиция». В Общественной палате РФ прошли Общественные слушания «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства».

Освоение традиционной народной культуры, по мнению организаторов Форума, напрямую связано с основными проблемами, существующими в нашем обществе: и демографической, и образовательной, и культурной.

Председатель Правления Российского фольклорного союза, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, заслуженный деятель искусств России Н.Н.Гилярова отметила, что все усилия по собиранию Фольклорного союза направлены на сохранность и возрождение традиционной народной культуры, на взаимодействие общества и государства.

Ответственный секретарь Правления Российского фольклорного союза О.А.Ключникова в своём выступлении отметила: «Мы не только говорим о народной культуре, но и на практике представляем то, чем владеем». Она также рассказала о коллективах, которые примут участие в нынешнем Фольклорном форуме. Это ансамбли из Смоленской, Самарской, Волгоградской областей, ансамбль «Чапура» Фонда казачьей культуры (Санкт-Петербург), несколько московских и подмосковных детских и студенческих коллективов. Ольга Александровна сообщила о том, что в Фольклорном союзе существует персональное членство. В нём состоят учёные, фольклористы, этнографы, музыковеды. А главное, что Фольклорный союз собрал под своё крыло двести коллективов народного творчества.

Помощник министра культуры РФ А.С.Миронов в своём выступлении заявил, что в культурной политике государства планируется уделить более основательное внимание традиционному народному творчеству.

О необходимости разделять досуговую культуру и народное творчество, начиная с работы Домов культуры, сказал исполняющий обязанности генерального директора Государственного республиканского центра русского фольклора А.В.Ефимов. При каждом Доме творчества, по мнению Ефимова, должен работать специалист, знающий местные традиции, историю края, архивные документы.

Заместитель генерального директора по научной и методической работе Государственного центра русского фольклора, кандидат искусствоведения Е.А.Дорохова рассказала о том, что сотрудники Государственного института искусствознания подготовили Закон об охране нематериального культурного наследия. Он прошёл четыре слушания на комиссиях Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ. Во второй половине ноября предстоят итоговые слушания уже на самой Ассамблее. Хочется надеяться, что этот закон будет принят. Дальше предстоит ратификация в Государственной Думе РФ.

Конвенцию ЮНЕСКО о нематериальном культурном наследии ратифицировали к октябрю 2013 года более 140 стран, в том числе Украина, Беларусь и Казахстан. А Россия отказывается от ратификации под предлогом того, что это будет способствовать разжиганию межнациональной розни.

Е.Дорохова также отметила, что к концу XIX века, когда Россия, присоединила к себе народы Кавказа, Сибири, Азии, царское правительство в первую очередь провело масштабную культурную политику по изучению культурных традиций этих народов. Таким образом, удалось сохранить культурное своеобразие малочисленных народов и избежать межнациональных конфликтов, а российская этнография к началу ХХ века занимала лидирующую позицию во всем мире. Обращение к своей национальной культуре сближало народы и в постсоветское время. Е.Дорохова рассказывает: «Когда мы привезли коллектив русской народной песни в Литву в тяжёлые годы перестройки, на концерт пришли молодые люди в кожанках и цепях. Мы думали, нас убьют. А они после концерта стали кричать: “Москва, браво!”».

На Общественных слушаниях обсуждались проблемы, связанные с вымыванием из общества народной культуры. В своих докладах педагоги и учёные отметили, к примеру, что в детских садах теперь не применяются воспитательные методики с элементами фольклора, во многих ВУЗах закрыты специальности, связанные с изучением народного творчества.

Заведующий отделом по работе с фондом фольклорно-этнографических материалов Вологодского областного центра культуры А.В.Кулев в своём докладе отметил, что пока государство относится к народной культуре, как к чужой, оно будет чужим народу.

А.В.Кулев убеждён, что этнические культуры не разделяют, а наоборот сближают нации и работают на преодоление межэтнических конфликтов. По наблюдению экспертов, при внедрении изучения народной культуры в школах на 67 % снижается уровень преступлений среди подростков, улучшается их физическое здоровье.

Зав. кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения Г.В.Лобкова предложила создать комиссию, которая объединила бы педагогов, учёных и фольклористов, оказавшихся перед проблемой закрытия музеев в провинции, сокращения кадров в ВУЗах, ставок хранителей в музеях.

Более ободряющие вести прозвучали из Сибири. Президент Межрегионального центра русского боевого искусства «Русский щит», председатель региональной общественной организации «Ассоциация патриотических организаций Новосибирской области Патриот» Д.Н.Семёнов рассказал о работе патриотических клубов на основе традиционной народной культуры в Новосибирской области. Такая методика оказалась возможной в сегодняшнее время: руководители клубов обращаются к главе района, заключают с ним договор, и на базе района или области создаётся учебно-методическая площадка, в которой задействованы представители администрации, образования, культуры, молодёжной политики, епархии. С 1997 года в Новосибирске работает летний лагерь «Полевой стан», где обучают детей традиционной воинской культуре. «Молодёжь – все, кто участвует в работе клубов, – считают себя продолжателями традиций предков», – говорит Д.Семёнов. Важно отметить, что патриотический лагерь финансируется за счёт областного бюджета и дети принимаются в лагерь бесплатно.

Руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко в своём выступлении заявил, что «Фольклорный союз занимается богоугодным делом, поскольку народная культура сохраняет сам этнос, т.е. народ». Виктор Гаврилович обозначил постулаты, которые включает в себя «традиционная народная культура». Это – вера, язык, менталитет народа, обычаи, обряды, праздники, декоративно-прикладное искусство… Народная культура, по мнению В.Захарченко, в самую тяжёлую годину собирала народ и помогала ему выстоять.

Верно, ещё на прошлогоднем Фольклорном форуме заметил киновед, В.Фомин, что русское (советское) кино развивалось только тогда, когда оно опиралось на народную культуру. Сегодняшний провал в нашем кино связан в частности, с тем, что оно отошло от фольклорной культуры.

В мероприятии приняли участие артисты: гармонист Юрий Щербаков (Волгоград) исполнил старинную песню «Шумел-горел пожар московский»; Александр Келарев (Архангельская область) представил слушателям дивную игру на тальянке; фольк-музыкант, вокалист, мультиинструменталист Сергей Старостин показал своё умение игры на жалейке и пастушьем рожке.

Пока на повестке дня остаётся открытым самый острый вопрос: возьмёт ли государство в свои руки сохранение и поддержание традиционной народной культуры.

Ирина Ушакова
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Только один вопрос к правительству...

Было время и не такое уж отдалённое, когда народная культура не нуждалась в поддержке,ибо т.н. нынешние "поддержки"- это из области балета. Было время, когда в каждой школе, училище, институте,как правило, были и успешно функционировали народные оркестры, хоры, ансамб ли,танцевальные коллективы и т.д.и т.п. Иными словами народная культура, которую почему-то называют "традиционной", сама по себе определяла всю нашу жизнь, и это была золотая пора...Но вот явились-не запылились горе-либералы, и случилось следущее. Только по одной Тверской губер-нии вместо 453 народных коллективо оста- лось 38, народных оркестров вместо нес- кольких десятков осталось...2, практичес-ки рассыпались хореографические народные студии, прекратился сбор и обработка народных песен. Мог бы этот печальный список и продолить, но вывод для всех нас следущий.Преступный толерантно-масонский тезис о растворении русской культуры был жёстко введён в действие (к исполнению), и, не смотря на истеричные протесты, исполнен...Российская национальная куль-туры была фактически РАЗГРОМЛЕНА, а то что чудом сохранилось, на ладан дышит.Лживый и насквозь провокационный масонский тезис о "разжигании вражды между народами" использовался и используется для прекращения всякой "поддержки" русским народным талантам, и у нас во всех ДК, вся работа,в основном, за свои же деньги, где процветает "йога", евро-поп,рок,экстравангандный танец, музыкальный "гламур", но ничего русского, народного почти не осталось. И сегодня к правительству, премьеру, ми- нистерству культуры может быть только один вопрос: ПОЧЕМУ, КОГДА, НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ГОСУДАРСТВО НАШЕ ОТКАЗАЛОСЬ ОТ СВОЕЙ ЖЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬУРЫ?!!

Ирина Ушакова:
За честь России и Сербии
Участники Вечера памяти предложили выдвинуть Илью Михайловича Числова на соискание Государственной премии России в области литературы и искусства
28.01.2020
«Мы не могли предать свою любовь»
Беседа с писателем, главным редактором литературного интернет-журнала «МОЛОКО»
27.12.2019
«Сокол любит высоту полёта»
Памяти слависта Ильи Михайловича Числова
17.12.2019
Все статьи автора