Был крайне удивлён, когда СМИ сообщили о презентации в Санкт-Петербурге любительских работ американского качка-актёра Майкла Сильвестра Гарденцио Сталлоне, в миру известного всё больше под кличками своих кровожадных киногероев - Роки и Рембо.
Не возникало бы вопросов, если эти рембовские полотна выставлясь где-нибудь на «винном заводе» каким-нибудь провокатором от искусства типа Марат Гельмана. Однако такой чести «голливудский гигант кисти и мольберта» был удостоен одним из лучших музеев России и мира, а именно Русским музеем в Санкт-Петербурге.
Напомню: Государственный Русский музей был учрежден в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II в 1895 году и торжественно открыт для посетителей 7 марта 1898 года, став первым в России государственным музеем русского изобразительного искусства. В 1992 году Указом Президента Российской Федерации отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России. Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.
Между прочим: В древнерусском отделе широко представлены иконы XII-XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII - начала XX века.
Так вот, «шедевры» от 67-летнего любителя живописи Сталлоне (Роки-Рембо) будут выставлены на показ до 13 декабря сего года в Михайловском замке Северной столицы. Музейные почитатели ранее неведомого России «таланта» - живописца из Голливуда - на официальном сайте музея восторженно написали: «Его живописные образы - это своего рода цитаты, новеллы из собственной жизни. Художник творчески переосмысляет традиции живописного модернизма ХХ века, в первую очередь американского абстрактного экспрессионизма послевоенного времени». А некоторые специалисты относят картинки от Сталлоне (Роки-Рембо) даже одновременно к «импрессионизму» и «экспрессионизму».
СМИ цитируют слова директора Государственного Русского музея В.А.Гусева, произнесённые им во время пресс-конференции, устроенной в честь презентации данного события: «Не возникает вопросов, когда речь идет о выставках Шишкина, Айвазовского, Брюллова, Пластова, Малевича, Малявина и так далее», но, по свидетельству директора Русского музея, «есть выставки, которые возникают вне плана, в силу различного рода обстоятельств». Оказывается, Владимир Александрович после просмотра репродукций полотен голливудского любителя-художника Сталлоне, решил, что эти «полотна» должны быть представлены в Инженерном замке.
Завершая презентационную часть мероприятия, В.А.Гусев отметил, что Русский музей никогда не делает заведомо слабых выставок и добавил, что не обязательно каждая новая экспозиция должна понравиться всем без исключения посетителям. «Дело в том, что мы имеем дело с настоящим художником. Это не занятие дилетанта, а серьезные работы, которые меняются от раннего периода к более позднему. Здесь абсолютно точно виден личный стиль автора, экспрессивность, динамика, темперамент. Это не только открытие выставки, но и открытие нового мастера XX-XXI веков, - восхищался талантом голливудской звезды Владимир Александрович. - Это - настоящая, очень экспрессивная, напряженная живопись, в которой виден темперамент человека неравнодушного. Живопись, иногда агрессивная, как наш мир, наше общество и тот спорт, которым занимался господин Сталлоне. И это - живопись ХХ - начала XXI века».
Конечно, у меня нет оснований сомневаться в компетенции директора Русского музея Владимира Александровича Гусева, - как никак, он - кандидат искусствоведения, действительный член Российской Академии художеств, член Ученого совета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, автор многочисленных научно-исследовательских работ и телевизионных программ и т.д. Но гложет сомнение, что дело тут не в художественных достоинствах, а в тех «различного рода обстоятельствах», о которых обмолвился мэтр на презентации.
А коли так, то нельзя исключать, когда Владимиру Александровичу попадутся на глаза репродукции картинок экс-дважды президента США Джорджа Буша-младшего, который после своей отставки также увлекся рисованием, зрители будут «иметь удовольствие» лицезреть творения еще одного «классика современной живописи». Говорят, младший из Бушей берёт уроки рисования, обожает жанр автопортрета, особенно в категории «ню». По информации интернет-изданий, экс-дважды хозяин Белого дома написал, по крайней мере, два своих изображения в ванной. На одной картине он принимает душ и смотрит на нас в зеркало, на другой художник изобразил свои ноги, когда он сидит в ванной. Не удивлюсь, если следующим этапом поисков талантов на американской земле станет именно этот живописец из Техаса.
Но, вернёмся к «шедеврам» Рембо, которые были размещены в стенах Русского музея под названием «СИЛЬВЕСТР СТАЛЛОНЕ. Живопись. 1975-2013» и представлены полотнами в количестве 36 штук, выполненных между голлливудскими съёмками любителем-живописцем.
Корреспондент «Известий» Анастасия Семенович подчёркивает, что во всех картинах Сталлоне ощущается двойственность и рассеченность. Кроме того, картины Сталлоне никак не воплощают волю к жизни и победный оптимизм. Неспроста искусствоведы, говоря об этой выставке, пользуются термином «экспрессионизм». В его работах налицо тотальное отчаяние, оцепенение, ужас и прочие выплески нокаутированного сознания. Многие персонажи работ - примитивные фигуры, в которых угадываются киногерои автора, или страдающие мутанты, от которых веет первобытной силой Голема и Франкенштейна.
А вот так отреагировал интернет на открытие этой скандальной выставки, только несколько мнений пользователей мировой сети (без указания ников и имён):
«Боже мой! еще и выставка, еще и в Русском Музее! Мой сын 6 лет, когда остается без присмотра наедине с красками выдает идентичные работы».
«Честно - не поняла картин Сталлоне. Видимо не доросла еще... Многие из нас могут и в сто раз лучше, вот только имя и фамилия не те, нет так называемого бренда...».
«Трезвый такого не нарисует. Тут муза должна посетить».
«Уважаю Сталлоне как актера:) Но, как правильно он сам сказал, картины - это элемент самовыражения и психотерапии. Их совсем не обязательно выставлять и тем более продавать. А то, что купили 2 его картины - так это он заработал своим именем, а не художественным талантом. Зато теперь кто-то может похвастаться, что у него есть картина Сталлоне)».
«Ладно вам, зубоскалы. Человек качался, снимался, детей растил, рестораны открывал, рисовал . Это называется жить полной жизнью... Как может так и рисует».
Действительно, сколько людей столько и мнений. Наверное, не стоит слишком критиковать 67-летнего актера, у которого была детская мечта - стать художником. Любопытно, что любимый художник Рембо - Казимир Малевич и его «Чёрный квадрат». Сотрудники Русского музея уже пригласили голливудскую звезду в Петербург на выставку К.Малевича, презентация которой запланирована на начало декабря. Эта экспозиция будет посвящена 135-летию со дня рождения художника и столетию «Черного квадрата».
Речь идёт не о самом Сталлоне и уровне его художественного таланта, а о выставочной политике руководства Русского музея, которое докатилось до уровня «шедевров» от Рембо. Символично, что нынешняя экспозиция работ Сталлоне проходит в здании Михайловского замка, отмеченного печатью трагических событий - дворцовым переворотом 1801 года и убийством российского Императора Павла I, произошедших в результате заговора гвардейских офицеров, т.е. по смыслу самых верных подданных Государя, которые должны были его оберегать.
Памятуя эту печальную историю Михайловского дворца, невольно задумываешься: а не совершают ли устроители подобных выставок предательство в отношении тех, кто придёт в Русский музей, кто приведёт своих детей, чтобы приобщить к шедеврам мировой культуры, высокой живописи?! Не является ли подобная выставка заморской голливудской звезды открытым навязыванием дурного вкуса всем нам, особенно молодому поколению россиян?! Не есть ли это «переворот и убийство» в отношении самого Русского музея?!
P.S. Как сообщили СМИ, партия «Коммунисты России» резко выступила против этой выставки никому неизвестного живописца Сталлоне, открытие которой сопровождалось агрессивной пиар-компанией. По их мнению, проведение выставки Сталлоне - это «вызов российской культуре, оскорбление всем тем, кто сожалеет о распаде СССР, и пощечина ветеранам боевых действий в горячих точках». Представители партии «Коммунисты России» подчеркивают, что выставка Сталлоне дискредитирует традиции музейного дела в России, прививая посетителям низкопробный вкус, дезориентируя молодежь.
«Коммунисты России» даже требуют возбудить в отношении Сталлоне дело по 242 статье (незаконное изготовление и оборот порнографических материалов), 354 статье (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны) и 282 статье (возбуждение ненависти или вражды) УК РФ. В заявлении коммунистов в полицию говорится, что актер является главным действующим лицом порнографического видеофильма «Итальянский жеребец», а также «основным организатором его незаконного распространения на территории СССР и РФ». Кроме того, считают коммунисты, в фильме «Рембо», главный герой является организатором публичных призывов к развязыванию агрессивной войны, разжиганию расовой и межнациональной розни в отношении граждан СССР, Вьетнама и других стран.
Альберт Битюцкий, публицист, Хабаровск
7. Re: Зачем «Русскому музею» выставка картин Рембо?
6. Re: Зачем «Русскому музею» выставка картин Рембо?
5. Re: Зачем «Русскому музею» выставка картин Рембо?
4. Ответ на 2., электрик:
3. Re: Зачем «Русскому музею» выставка картин Рембо?
2. Re: Зачем «Русскому музею» выставка картин Рембо?
1. Зачем «Русскому музею» выставка картин Рембо?