Повторилось. И повторяется все эти годы. Значит, ТАК не было сделано?
Что же нужно сделать, чтобы ситуация была не только «взята под контроль», но решительно переломлена?
Думается, что все те меры, которые ныне предлагаются и делаются для решения национального вопроса в стране, не касаются главной причины, корня зла, а потому и не могут привести к коренному перелому положения к лучшему. А нужен именно перелом, чтобы больше ни один русский человек не был убит на своей земле.
Ни шагу назад, – такого приказа Верховного Главнокомандующего, как в 1942 году, ждет наш народ сегодня. Потому что только после знаменитого приказа № 227, который вышел в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, произошла великая Сталинградская победа, наступил перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Что это значит сегодня?
Это значит, что русский народ вновь должен занять свое первенствующее место в России как народ государствообразующий, как народ державный. Тогда и будет достигнут национальный мир в нашей стране.
Действительно, что обезпечивает единство любого коллектива, любой общности людей?
Принцип единоначалия.
Когда в коллективе два начальника, коллектив распадается на две половины.
Принцип демократии атомизирует общество, единоначалие собирает его воедино.
На основе единоначалия строятся Церковь, Армия и Семья.
Для единства семьи Богом установлено, что глава семьи – муж. Не потому, что мужчины лучше, чем женщины. Святитель Иоанн Златоуст говорил: Потому Господь поставил нас над ними, чтобы мы терпели их немощи.
Так же и в государстве.
Как достигалось национальное единство у нас в стране во все времена, кроме смутных? Ответ ясен: единоначалием русского народа.
Это единственно возможное реальное решение национального вопроса. Все остальные меры касаются лишь следствий главной беды и потому не могут привести к реальному улучшению положения в стране.
Весь опыт русской цивилизации говорит о том, что на наш народ Богом была возложена миссия быть объединяющим, державным народом в России. Не привилегия, а ответственность, тягло, крест: терпеть немощи вошедших в нашу общую державу народов – просвещать их, защищать, приобщать к русской и мировой культуре, мирить друг с другом.
И другие народы об этом знали, и у них не вызывало сомнения, что это справедливо. Они пользовались благами этого единства.
Один мусульманин еще недавно говорил своему сыну: «Увидишь православного – поклонись ему, это твой старший брат».
Мы имеем тот реальный исторический опыт, который у всех людей старшего поколения был перед глазами – опыт советского времени, опирающийся на традиции Российской империи. Тогда, когда в государстве русский народ справедливо считался руководящим народом («Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь», – пелось в нашем государственном гимне), когда это было важнейшей частью государственной политики, то все другие народы с привычным уважением относились к русскому народу, признавая его реальное первенство и его власть в созданной им стране.
Это единоначалие – наша вековая государственная традиция – скрепляло самую большую в мире многонациональную страну. Разумеется, применяя власть, данную от Бога, которую государство вынуждено и обязано применять, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2), по слову святого апостола Павла. Так что на эту тему не нужно бояться либеральной демагогии, такой подход ничего до сих пор не решил и не способен решить. Даже во взрывоопасных в национальном отношении районах страны – таких, где живут рядом армяне и азербайджанцы, - сохранялся относительный мир. Когда же ослабела центральная власть, то здесь сразу началась резня, а окраины страны превратились в «горячие точки». Стоит непредвзято сравнить потери среди народов Советского Союза с теми потерями, которые они понесли после развала страны и продолжают нести, – и станет ясно, что нужно делать сегодня, чтобы выжить завтра, в том числе и перед лицом международных угроз.
Господь сподобил меня служить солдатом в Закавказском военном округе в 1975-76 годах. Как и во многих частях Советской Армии, в нашем небольшом дивизионе служили русские, украинцы, молдаване, литовцы, чеченцы, грузины, осетины, армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики… Весь Советский Союз. Военкоматы, особые отделы следили за строгой национальной равномерностью в каждой части. При этом ни у кого не вызывала сомнений первенствующая роль русского народа. Межнациональных конфликтов почти не было.
Именно это единство и эта руководящая роль русского народа привели народы нашей страны к Великой Победе в 1945-м году.
Сторонники единства великой страны были не только во время проведения знаменитого референдума 1991 года, они остаются и ныне среди всех народов бывшего СССР, и, может быть, их стало за это время даже больше. Здравомыслящие люди есть во всех народах, и стремление к единению особенно сильно среди простых людей.
Русский народ создал, защитил и возвысил русское государство, просветил, сохранил и сплотил вошедшие в него многочисленные народы. Соответственно, государство в нашей стране должно защищать русский народ: его интересы, права, достоинство и безопасность, – ради блага всех народов страны.
Сегодня в русских СМИ отменены отчества и русская интонация, в городах насаждается чуждая нам архитектура – это разве случайно? Этим никто не руководит целенаправленно, чтобы у нас не было русского духа?
Разве случайно в русских школах детей лишают великой русской литературы, по радио не слышны великая русская музыка, русские песни, а «толерантность» существует только в одну сторону – против русских?
Святитель Николай Сербский писал, что, согласно евангельской заповеди Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5: 5), самая большая территория на земле дана самому кроткому народу в мiре. Так справедливо ли искать решения национального вопроса в требованиях еще большей кротости от русского народа, а не от тех, кто его угнетает и уничтожает? Не будет ли справедливым восстановить сначала хотя бы его равноправие с другими народами на нашей общей родине, а затем вернуть ему его державную роль?
Уже давно стоит вопрос о необходимости принятия закона о русском народе, таких статей в нашей Конституции, которые бы закрепили статус русского народа в России как титульной нации, как государствообразующего народа, особую роль Православия в русской истории в течение тысячи с лишним лет, в становлении русского народа, его характера, его культуры, в его понимании смысла жизни, в определении главных его ценностей. Закон должен закрепить ведущее значение русского языка в жизни общества. Поставить русофобию в России вне закона. 282-ю статью уголовного кодекса о «разжигании национальной розни», печально известную как «русскую», поскольку она применялась исключительно против русских, повернуть не против русского народа, а против тех, кто разжигает яростную ненависть к нему, и прежде всего в СМИ. Кто, наживаясь на нем, пользуясь его христианской добротой и смирением, его временным безправием в собственной стране, унижает его достоинство, оскорбляет его, насилует его детей, девушек и женщин, убивает его юношей и мужчин.
Закон против оскорбления чувств верующих должен стать прежде всего законом против оскорбления чувств православных, ибо только они нуждаются в защите закона в своей православной стране.
Нет сомнения в том, что у президента и у его единомышленников в руководстве страны есть желание сделать всё для того, чтобы больше ни один русский юноша не был убит на своей земле наглой рукой «гостей», выселения которых из наших городов и сел всё настойчивее требует наш народ. Понятно и то, что не все во властных структурах страны поддерживают курс на укрепление Российской государственности на основе духовно-нравственных и государственных традиций русской цивилизации. Но именно поэтому этому курсу нужна всенародная поддержка. Если у этого курса будет реальное властное обеспечение, то он не останется только хорошей идеей.
Нужны срочные и решительные меры. И лучше, если они будут исходить от руководства страны, чем будут происходить стихийно, а тем более направляться злой силой. Лучше, если само государство возглавит – искренне, глубоко, серьезно, мощно, – неизбежно нарастающее патриотическое, самообороняющееся, самосохраняющее движение русского народа, людей доброй воли других народов нашей страны. Возглавит, усилит, приведет к победе.
Со всеми мерами, которые потребуются для осуществления этого курса, вплоть до самых серьезных, наш народ будет солидарен. Он ждет этого. И прежде всего – кадровых мер. Кадры, как известно, решают всё.
Если народ убедится в том, что руководство страны не ограничивается полумерами, но перешло к реальным действиям, что оно действительно выражает его коренные интересы, то вместе с народом такая власть сможет сделать даже невозможное. Еще святой благоверный князь Александр Невский говорил: Не в силе Бог, но в правде.
Никакие такие решения не оттолкнут от нас граждан бывшего СССР, а напротив, заставят нас уважать.
Это движение сможет стать по-настоящему авторитетным и действительно непобедимым, если оно будет освящаться благословением Русской Православной Церкви, если будет опираться на ее авторитет и исторический опыт, на ее достойное место в обществе, соответствующее ее роли в собирании, укреплении и защите нашей державы, на всенародную молитву.
Что касается мнения на сей счет «пятой колонны» и всех врагов нашего народа, то оно нас не очень интересовало ни в 1380-м, ни в 1612-м, ни 1812-м, ни в 1941-м годах. К тем, кто посягал на свободу и независимость нашего Отечества, мы никогда не были толерантными. Только поэтому наш народ жив до сих пор.
Ничего нарушающего права человека тут нет. Во всех демократических странах мира защищаются права прежде всего своего основного народа: в Америке – американского, в Германии – немецкого, в Китае – китайского… Зачем же и нам отставать от всех цивилизованных стран?
Вопрос сегодня стоит ребром: будет ли у нас национальная государственность, выживет ли наш народ, сохранится ли великая русская цивилизация, обогащающая все народы Земли.
Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово, г. Жуковский Московской области, член Союза писателей России
Выступление на секции Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России 30 октября 2013 г.
59. Ответ на 58., samovarov:
58. Ответ на 57., Лариса Чушикина :
57. Ответ на 56., samovarov:
56. Ответ на 55., Лариса Чушикина:
55. Ответ на 54., samovarov:
54. Ответ на 52., Лариса Чушикина:
53. Ответ на 49., Иван Зайцев:
52. Ответ на 48., samovarov:
51. Ответ на 50., Иван Зайцев:
50. Ответ на 46., Лариса Чушикина: