На протяжении своей истории комсомол сильно менялся. Если поначалу он объединял небольшую часть молодежи и представлял собой «летучий отряд» партии большевиков, действовавший в окружении в лучшем случае равнодушном, а то и прямо враждебном, то в последние десятилетия СССР в комсомол принимали почти автоматически: выбором (причем редким) становился отказ вступать в комсомол, а не членство в нем.
Сегодняшнему взгляду в истории ВЛКСМ заметны и дурные, и добрые дела, которые делались руками комсомольцев: от травли верующих в годы «безбожной пятилетки» и деятельного участия в «раскулачивании» до комсомольских отрядов в годы Великой Отечественной.
В последние годы в связи с возросшим пониманием важности духовно-нравственного воспитания молодежи возрождается интерес к опыту ВЛКСМ в воспитании подрастающего поколения и организации созидательного труда. В этой связи многие вспоминают также, что комсомол довольно успешно выполнял роль кузницы управленческих кадров.
«…Именно комсомол занимался подготовкой, воспитанием кадров, дефицит которых мы сегодня ощущаем так остро. В современной России нет системы подготовки кадров – у всех в глазах рубли, доллары, евро. Поэтому-то во власти и появляются фигуры типа Ливанова», - обратил внимание сенатор Арнольд Тулохонов.
«Каковы ваши личные воспоминания о комсомоле и как вы его оцениваете? Возможно ли сегодня создание подобной организации, и нужна ли она вообще?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к православным священнослужителям.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, отметил, что роль комсомола в Советском Союзе в самом деле была очень важной и необходимой.
«Комсомол действовал в рамках той системы ценностей, которая сформировалась именно в том государстве. Другой вопрос, что в реальности собой представлял комсомол, когда там было записано по формальному признаку очень много людей, а в начале 80-х годов комсомол начал потихоньку вырождаться, потому что во всем чувствовался кризис коммунистической идеи, и то, что говорилось, думалось и чувствовалось – это были три разные вещи. Сегодня невозможно создать аналогичную организацию, потому что комсомол действовал в рамках единой идеологии, которой сейчас нет. Сегодня идеальная форма работы с молодежью - это множество разных проектов, клубов, патриотических или спортивно-патриотических объединений. Они объединяются вокруг глобальных, важных, глубоких и интересных ценностей. Каких? Это отдельный вопрос. А мои личные впечатления – комсомол являл собой кузницу замечательных управленческих кадров, в его рамках действовали школы, институты. Многие, кто прошел ту школу, сегодня занимают видные посты в руководстве многих регионов или организаций. Пожалуй, нет такой структуры, где бы не было людей вышедших из системы комсомольских школ», - подытожил священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заметил, что «сейчас совершенно необходима молодежная организация с явно выраженной гражданской и патриотической направленностью».
«Когда я был в комсомоле, уже не было никакого коммунистического фанатизма, - его тогда вообще уже ни у кого не было. Но была ярко выраженная гражданская патриотическая позиция. И она нужна не только для того, чтобы "ковать" кадры, а чтобы молодежь стремилась исполнять свои обязанности перед государством. Сейчас происходит индивидуализация. Если она будет продолжаться, это приведет к внутреннему распаду нашего Отечества. А если внутри все падет, то никакие внешние скрепы его не соединят. И эту функцию по-своему выполнял комсомол. Когда я туда вступил, никакой тяготы и идеологического давления не испытывал, а вот причастность к общественным, гражданским и патриотическим веяниям придавала всем нам определенный смысл жизни», - продолжил он.
«Конечно, этот смысл не был полноценным, потому что не был наполнен духовным содержанием. Но Россия такая страна: если ты ей служишь, то духовное содержание у тебя уже есть. И я бы хотел, чтобы наши власть предержащие, основываясь на здравом опыте советского периода, создали подобную комсомолу организацию, сумели направить молодежь на созидательную деятельность, чтобы они чувствовали себя гражданами своей страны, чувствовали радость и наполненность, в том числе, и духовную. И это будет не благодаря патриотическим и пропагандистским процедурам и технологиям, а благодаря православию. Все, в том числе и пионерию, надо восстанавливать на основе духовной российской традиционности. И не надо меня упрекать в воссоздании теократического общества. Просто другого цемента духовной доминанты в России не было, нет, и не будет. Общество должно быть вполне светскими и доступным для всех людей, всех религий, а общим знаменателем должно быть служение России и обществу», - заключил священник.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что молодежи свойственно жить в идеалистических мирах.
«Когда мне было 16 лет, мы мечтали об идеальном обществе, хотелось делать добро. И в этом я вижу самое главное: чтобы молодые люди сейчас хотели делать добро, а то "доллары-евро" начинают забивать им головы начиная с детского сада. Родители детей сегодня так ориентируют: "Ты должен уметь просчитать свою выгоду". А комсомол в какой-то степени пытался воплощать идеи юных мечтателей – были комсомольские ударные стройки, строительные отряды… Но раздражало именно чиновничество. Ты попадал в систему, наполненную ложью. Либо ты мечтатель, либо карьерист, а это вещи взаимоисключающие. Поэтому если появятся организации волонтеров, людей с горящими сердцами - это хорошо. А вот взваливать на них обязанности по подготовке управляющих кадров не надо. Для этого у нас есть университеты: куда ни ткнешь, везде готовят менеджеров, управленцев. Нужно, чтобы молодежь мечтала, горела, жила идеалами, а организации по подготовке кадров у нас давно уже есть», - заключил священник.