«Нам нужен внутренний анализ ситуации в Церкви»

Протоиерей Геннадий Беловолов о статье директора ВЦИОМ, посвященной российской идентичности и ее религиозному аспекту

0
2442
Время на чтение 9 минут
На сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) размещена статья директора Центра Валерия Федорова «Трансформация - это нормально!» Публикация посвящена описанию идентичности граждан России.

Говоря о религиозном аспекте российской идентичности, социолог отмечает, что «сегодня более 80% россиян называют себя православными, а Русская Православная Церковь получила полугосударственный статус и имеет большое влияние на политику властей в значимых для нее сферах. Драматические события последних двух лет еще больше укрепили союз между Патриархом Кириллом и Президентом Путиным. Налицо российский вариант «симфонии», православного идеала сотрудничества мирской и священной власти, первосвященника и императора. И тем не менее престиж церкви в течение этих двух лет в обществе пошатнулся. Прежде всего исчезло неофициальное табу на критику РПЦ, существовавшее на протяжении более чем двух десятилетий. Либеральная часть общества перешла в открытую оппозицию церкви. Если прежний патриарх находился вне любой критики, то новый подвергается постоянным нападкам и упрекам. Церковь, как на закате Российской империи, все больше теряет имидж национальной и приобретает характер государственной».

«На этом фоне, - продолжает он, - даже забытый после крушения коммунизма атеизм постепенно возвращается на сцену. Но гораздо более опасна для РПЦ миссионерская активность неправославных христианских конфессий, прежде всего протестантских, а также распространение ислама за пределы его традиционного ареала обитания. Нередкими стали случаи перехода в ислам этнических русских - и на Кавказе, и в Поволжье, и на Урале. Количество протестантских общин быстро растет, хотя надежной статистики по этому поводу нет. Что самое важное, сила веры новообращенных протестантов и мусульман на порядок превосходит ту, которой располагают прихожане РПЦ. Опросы показывают, что подавляющая часть православных ограничивается обрядом крещения и празднованием Пасхи, а также участием в традиционных полуязыческих ритуалах. Наши православные в абсолютном большинстве не читают Библию, не знают десяти заповедей, не посещают церкви и не принимают участия в жизни православных общин. Более того, значительная часть из них даже не верит в загробную жизнь».

«Дискуссии и конфликты вокруг моральных тем углубляют раскол между консервативным большинством, поддерживающим государство и РПЦ, и либеральным меньшинством, чью религию было бы правильно назвать поклонением идеализированному образу Запада. Но еще более опасный вызов православной составляющей российской идентичности - ее неспособность способствовать моральному возрождению российского общества, в котором сегодня царит неуважение к праву, бытовая агрессия, отвращение к производительному труду», - заключает Валерий Федоров.

Проблемы, поднятые в статье директора ВЦИОМ, анализирует в интервью «Русской народной линии» известный петербургский пастырь, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов:


«В статье затронуты важные вопросы, которые должна задавать сама наша Церковь, прежде всего самой себе, и ставить всему обществу, и давать на эти вопросы ответы и словом, и делом. Но когда эти вопросы отдаются на откуп внешним аналитикам, то в итоге ответы получаем неадекватные церковному сознанию. По многим высказанным позициям приходится давать прямо противоположные варианты оценок.

1. Об идентичности

Самый главный вопрос, затронутый в публикации, - это вопрос идентичности русского народа в наше время. Это вопрос касается самого главного нерва жизни народа, его внутреннего самосознания, его идеологии. Он предполагает ответ самим себе на вопрос: "Кто есть мы? Кто есть каждый из нас?" Манипуляция и подмена идентичности чрезвычайно опасна для бытия народа. Люди могут продолжать жить на той же территории, быть носителями той же генетики, говорить на своем языке, - но у них при этом может быть подменена идентичность. На вопрос о самоидентификации  люди могут давать совершенно другой ответ, нежели их предки в прежние века. В итоге они могут осознавать себя совершенно другой общностью, не имеющей отношения к предыдущим поколениям и к своей собственной истории. Мы должны почаще задавать себе вопрос "кто мы такие?", сверяя ответ с тем, что отвечали наши предки.

Подмена самоидентификации - самоубийственный акт, капитуляция народа.

В ХХ веке было предпринято несколько агрессивных попыток изменить внутреннее самосознание русского народа. В этом смысле нельзя иначе как положительно оценить оценить тот факт, что несмотря на все катаклизмы последнего века, большая часть нашего народа (80 %!) и ныне продолжает себя называть и сознавать православным народом. Это, безусловно, большая духовная победа нашего народа, если вспомнить, каким разрушительным ударам подвергалось русское самосознание в последние десятилетия, сколько было брошено сил, чтобы подменить нашу идентичность. Тем не менее мы выстояли и считаем себя теми же, кем были 1000 лет назад при святом князе Владимире, в XV веке при царе при Иване Грозном, в XVIII веке при императоре Петре Первом. Самое главное в своей душе наш народ сохранил.

2. О симфонии Церкви и государства

Нужно также положительно оценить тот факт, что эта идентичность ныне восстанавливается как в области религиозной жизни, так в политической, культурной и общественной жизни. Сотрудничество Церкви и государства относится к достижениям этого плана. Ныне вновь сформулирована идея симфонии как модель отношений Церкви и государства. Однако считать, что она уже имеет реальное воплощение в политической жизни страны, было  бы преждевременно. Те отношения Церкви и государства, которые мы имеем сегодня, весьма далеки от сути смысла понятия «симфонии». Симфония предполагает не просто хорошие отношения церковной и светской власти, выраженное в лояльности глав Церкви и Государства. Такая этикетная симфония весьма непрочная конструкция, которая очень зависит от конкретных личностей и политической конъюнктуры и может в любой момент изменить свой вектор вплоть до прямо противоположного.

Симфония должна иметь юридическое выражение. При этом важно не столько закрепление за Церковью официального статуса, сколько согласование законов государства с Законом Божьим, то есть, государственные законы, как минимум, не должны противоречить Закону Божию. Симфония буквально означает «созвучие», «согласие». Необходимо конституцию привести в согласие с Евангелием. Именно такая симфония была в Царской России. Законы Российской Империи были согласованы с заповедями Божиими и церковными канонами.

Есть ли у нас именно такая симфония? Закон Божий запрещает убийство детей во чреве, считает это великим грехом. Закон государственный не запрещает делать аборты, и любая женщина может убить своего ребенка во чреве в первые месяцы его бытия. Государственный закон грубо попирает Закон Божий и саму совесть народа. Какая же это симфония? Важно отметить, что при такой формулировке симфония будет вполне приемлема и и для других религий в России, ибо многие фундаментальные установки совпадают в традиционных религиях: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй».  Сейчас ни один закон не проходит экспертное заключение религиозных лидеров на предмет соответствия духовным ценностям народа. Приходиться констатировать факт юридической невыраженности очевидной идентичности русского народа. О реальной симфонии можно говорить лишь как о будущем проекте.

3. Церковь и народ

В последнее время в СМИ очевиден определенный заказ на критику Церкви. Без внимания не остается ни оно ЧП с участием священнослужителей от патриарха до монаха. Более того, прямо провоцируются скандалы вокруг Церкви, самым ярким примером является история кощунниц, устроивших панк-шабаш в главном храме страны. Эти нападки выстраиваются в системную дискредитацию Церкви и являются частью идеологической войны против нашей идентичности. Задача состоит в устранении Церкви из общественной жизни и  окончательном отделении Церкви от народа. Русский народ никак не должен себя идентифицировать  с Русской церковью. Церковь должна существовать только как учреждение в одном ряду с многочисленными НКО.

Само понятие "Церковь" в переводе означает "собрание" и русское самосознание всегда воспринимало Церковь как собрание всего русского народа. Церковь есть церковный народ, синоним понятия "русский народ". Это выразил в известном афоризме Ф.М.Достоевский "русский и православный - синонимы". Это один из столпов нашей самоидентификации. Мы идентифицируем свою страну как Святую Русь, а свой народ как Церковь.

У Церкви должны быть механизмы внутренней критики. Мы не должны ждать, когда очередной батюшка "прославится" на всю страну ДТП или скандалом. Мы не должны бояться внутренней критики, чтобы не отдавать ее на откуп неприятелям, ведущим войну на поражение против нашей идентичности.

4. О силе веры

Глубоко не согласен с аналитиком, когда тот утверждает, что «сила веры новообращенных протестантов и мусульман на порядок превосходит ту, которой располагают прихожане РПЦ».  Странно читать такие утверждения светского аналитика. В каких единицах он измеряет силу веру, каким прибором он ее измерил?! Может быть, отсутствие террористических актов со стороны православных ему кажется слабостью веры?! Как с такой «слабой» верой Церковь восстанавливается десятки тысяч разрушенных храмов, окормляет миллионы людей, посещает больницы и тюрьмы, собирает многотысячные крестные ходы (полтора месяца назад в Петербурге по Невскому на праздник Святого Князя Александра прошло более 70 тысяч человек). В конце концов, за что убили священника Даниила Сысоева?

В последнее время в связи с терактами мы услышали имена т.н. «русских» ваххабитов. В Интернете можно встретить несколько случаев перехода русских в мусульманство.

Что касается русских перешедших в мусульманство, они должны понимать, что автоматически теряют свое право называть себя русскими. Русский это не чисто этническое понятие, но еще и религиозное (по Достоевскому). В восприятии народа перешедший в другую веру перестает быть русским. Само словосочетание "русский мусульманин" - оксюморон. Если русский человек принимает мусульманство, значит, он отрекается от своей русскости. О таком приходится сожалеть как о потерянном сыне своего народа. Это наша утрата и наша боль.

С другой стороны, любой священник может рассказать о многих случаях перехода мусульман в православие. Просто, в нашей Церкви, чтобы не создавать напряжение в межнациональных и межконфессиональных отношениях, эти случаи не становятся предметом пиара. Мы знаем, что по законам ислама переход в другую веру карается смертью, и не хотим подставлять этих бесстрашных людей, принявших Православие. Можно отметить любопытную тенденцию увеличения числа крещений и переходов в Православие именно после совершения терактов. К примеру, было большое количество случаев крещений после бесланской трагедии. Я знаю случай, когда азербайджанец пришел в церковь в Беслане и сказал: "Я хочу быть христианином. Христиане детей не убивают".  В итоге Вахид стал Вадимом, - это реальный случай, но о нем не трубят в интернете.

На последней воскресной службе у нас в храме была женщина из Средней Азии, приехавшая в Санкт-Петербург. Она тоже приняла Православие, крещена с именем Алла, исповедовалась и причастилась. Есть даже православные священники, перешедшие из мусульманства. Я лично знаю двух священников, родившихся в традиционно мусульманской семье, которые приняли Святое Крещение и стали на путь служения Христу в священном сане.

Я абсолютно уверен, что если взять статистику, то куда больше мусульман переходит в христианство, чем наоборот.

Что касается «силы веры», то если считать ее проявлением экстремизм и террористические акты - то да, здесь мы, слава Богу, не можем составить конкурeнции с представителями других религий. Наша сила веры - в молитве, в постах, в богослужении, в делах милосердия. Православная служба, даже будничная, продолжается 1,5 - 2 часа, а праздничная до 3-4-х часов. Чтобы побыть на службе, нужно проявить терпение, и силу, и веру, тогда как протестантские богослужения - это короткие собрания, где все сидят, зачастую развлекаются эстрадной музыкой. Назвать это религиозным действом трудно.

Мусульманская служба также краткая. Впрочем, я что-то не вижу, чтобы гастарбайтеры из Средней Азии особенно молились на стройках Санкт-Петербурга.  Поэтому даже не могу понять, о какой "силе веры" идет речь?! Как раз, когда человек ищет глубину веры, он приходит ко Христу, обретая полноту духовной жизни.

5. Женский вопрос в Церкви

У нас в церкви есть одна существенная проблема, которая как раз остается за рамками многих обсуждений,  - это феминизация веры. Ныне в Церкви носителями веры выступают, прежде всего, женщины. Мужчины оказались на вторых ролях.  Именно женщины чувствуют себя хозяевами в храме. Женщин поют на хорах, читают на клиросе, встречают в лавке. Среди прихожан также подавляющее большинство - женщины. За мужчинами остался только алтарь. Поэтому не удивительно, что мужчина чувствует себя в храме гостями, и соответственно посещают храм в гостевом режиме - редко и кратко. Это особенно бросается в глаза, когда показывают мусульманские праздники, где в кадре одни мужчины. Очевидно, что такая ситуация является аномальной для Церкви. Нужно думать, как вернуть первенство мужчин. Это должен быть комплекс мер. Может быть подумать о каких-то специфических приемах. Почему бы, к примеру, не совершать т.с. «мужские литургии». Ведь есть у нас детские литургии, службы для воинов, для осужденных, для болящих, корпоративные литургии. Может быть, такие «мужские литургии», где именно мужчины пели, читали, молились бы, позволили бы привлечь их в храмы.

Заключу еще раз мыслью о том, что нам нужен внутренний анализ ситуации в Церкви, потому что со стороны это будет неглубокий и обманчивый анализ».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

133. Ответ на 131., Коценко Александр:

Честно говоря, уважаемый Александр, «женский» вопрос я обсуждать побаиваюсь. Наши сестры могут так «врезать», что любая война просто забавой покажется. Бывали ведь случаи, когда мужики от своих дам на войну сбегали))) А вот, что касается мужчин. Вы правы, мы должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, это наш долг, это долг любого христианина. Но ведь беда наша вот в чем, и вы правильно ее подметили. Мы изолированы друг от друга. Не буду говорить о нашей вине в этом, она безусловно есть. Мы обязаны сами знать где и кому трудно, кому в какое время необходима наша помощь. Но и бывает такой случай, когда и мы вынуждены и кашу варить, и с детишками сидеть, и памперсы менять, мало ли какие обстоятельства. Жена или в больнице, или в роддоме – всякое случается. Детишки, конечно, без присмотра не остаются. Но как бы выросли наши возможности, если бы наши приходы жили одной дружной общиной! Ведь наши бедные женщины в подавляющих случаях в одиночку тянут этот нелегкий воз хлопот домашнего хозяйства. Действительно. Часто мы видим мужика с тремя, четырьмя детьми в поликлинике, в храме, на детской площадке? Даже не говоря уже про мужчин, как могли бы улучшить свою жизнь женщины в нормальной общине. Пока не буду говорить и о вине нашей в том, что нет у нас пока таких общин. Ну, ладно. Теперь о нас любимых и слабых. Возьмем на себя ответственность за происходящее в стране и в церкви, или объясним все происходящее дурным влиянием среды, заедающей и пилящей нас? Про пилящую, я уже говорил, лучше промолчу, а вот заедающую конечно скажу. А то подумает кто, вот мол, дескать, какой рыцарь объявился, готов признать за собой вину. Общество. Нет, общество, экономика, политика – на мой взгляд это вторично. Начну по-другому. Церковь. Мы пришли в свой храм, в свою Церковь. Встретили там нас как встречают мужчин? Как рабочую бесплатную силу, да. Но мы и обязаны трудится на свою Церковь бесплатно. Как спонсоров, как источник денежный поступлений, конечно. Но мы и обязаны содержать свой храм. А вот встретили ли нас как личность, созданную Богом, как равного по служению Богу, как главу домашней церкви? Я думаю нет. И не только мужчину, но и женщину как члена равноправного церкви не встретили у нас в храме. Полы мыть – пожалуйста. Подсвечники драить – да сколько угодно, хоть до посинения. А позвал ли кто нас, к примеру, на приходское собрание? А посоветовался ли кто с нами какую сумму мы в этом месяце отчислим в епархию? Ну уж нетушки. Цыц. Епископ сам знает на какой ему машине ездить, и куда ему нашего попа заткнуть, если тот не понял этого. И мы мужчины после этого в храме? Не тряпки ли поломойные после этого? Но есть еще самый главный вопрос. На который у меня сейчас нет ответа. В чем отличие понимания нынешней церковной ситуации священника Алексия Уминского и, надеюсь, вашего с моим. Это очень тонкий вопрос, от которого будет зависит будет ли наш приход в Церкви, или, как это не раз обсуждалось про один знаменитый приход и братство при нем, над Церковью и, может даже вне Церкви Христовой. Где грань между уважением себя как равноправного члена Церкви и гордыней надменного духа. Что лучше требовать слома нынешней сложившейся традиции или потихонечку сетовать как наш всеми любимый и почитаемый батюшка Геннадий? Как отличить настоящего исповедника от горделивого лжемессии? И что лучше, путь одинокого смиренного труда или масштабного реформаторства? Надеюсь, что батюшка Геннадий даст нам ответ. Прошу молитв о мне многогрешном, уважаемый Александр. Помощи Божией и доброго здоровья вам и вашим домочадцам.
Сергий Агапов / 08.11.2013, 11:14

132. Ответ на 64., Сергий Агапов:

Тут, понимаете, вот какая проблема, уважаемый Александр. Да простит меня батюшка, но мне показалось, что он к проблеме присутствия мужчин в храме приступил чисто по женски. Ах мужчины…, а может мужские литургии организовать. Сейчас появилась запись лекции священника Алексия Уминского, человека взглядов резко противоположных нашим.http://www.youtube.c.../watch?v=E5QEGEQW_8IНо насколько глубже он подошел к обсуждаемой проблеме. Жизни людей в Церкви. Хотя и не только мужчин. Основной его посыл: если мы приобщаемся Тела и Крови, то это означает, что мы берем на себя и подвиг жизненный. Все. Мы теперь уже служим не себе, не своей семье только – мы воины Христовы. И наш приход, наша община есть уже одно целое. Не клуб по интересам, не комбинат духовного обслуживания. В качестве примера, в укор нам, отец Алексий приводит в пример обновленческие храмы, в частности священника Владимира Лапшина. Я знаю этот приход и могу засвидетельствовать, что в нем мужчины настоящие мужики, а не бабы в штанах. Как только мужчина появляется в храме, сразу к нему бросаются: Михаил у бабы Насти толчок потек, а Марии кран сломался, Василий, у Сергия собака брюхо разодрала необходима срочная операция, доктор, снова нужны редкие лекарства для Наталии…. И так без конца. Моют и полы мужики. И пыль протирают. Я раз грохнулся с лестницы, колонны у них протирал от пыли. Хорошо, что на пирамиду коробок попал, а то бы ногой сейчас набирал текст. И никаких мужских литургий. Правда бывают так называемые «миссионерскии». Но я сразу сбегаю. Боюсь.Посмотрите ролик, если будет возможность. Особенно про «товарно-денежные» отношения. С теми же певчими. О торговле духовным товаром. А потом и поговорим про мужиков в храме. Дело сложное, ролик спорный. Но нельзя же так по бабьи: «А… Тебе то хорошо, а мне как трудно…. Ты то что, пошел на фронт и убит там. Тебе хорошо, а я здесь одна должна колупаться» )С глубоким уважением Сергий.

Здравствуйте Сергей, извините за затяжку с ответом, у меня нет однозначного ответа, ощущение такое же «но нельзя же так по бабьи». Если женщинам часто достаточно посочувствовать друг другу и им больше не надо, то нормальный мужчина ищет решение проблемы, собственно творческий поиск решения и преодоление трудностей для достижения цели делает настоящего мужчину. «Мы теперь уже служим не себе, не своей семье только – мы воины Христовы.» Для война Христова починить толчек, кран и т.д. как-то не впечатляет. Причем часто Насти, Марии пришли в церковь от несостоявшихся отношений с мужским полом мужьями, сыновьями. Эти отношения ими так и не осознанны, остались лишь обиды и пустота, поэтому и толчек починить некому, не уверен, что в подобных случаях им стоит оказывать помощь. При этом, вы правильно указали, что учитывая занятость мужчины на работе, свободное время ограниченно, еще нужно уделить время семье, родителям, друзьям. С другой стороны есть те, кто нуждается в помощи и оказать эту помощи в наших силах. Приведу пример, мой друг детства тяжело болела, и ей было необходимо часто ездить на процедуры, машины у них нет, на такси не разъездишься. Мы еще с одним детским товарищем в режиме реального времени ей помогали, где то я отвезу ее в медицинский центр, а он заберет, где то наоборот, но вся нужда была закрыта, причем все это в процессе поездок на работу с работы и по рабочим делам. Всем хорошо. Наличие элементарной координации в отношениях может дать синергетический эффект при минимальных затратах, кто то может с ребенком посидеть, кто то с работой помочь, каждый обладает чем-то нужным другому. Когда каждый служит другому своими талантами и возможностями, это и есть реализация христианских смыслов на грешной земле. Как начать, вы тоже правильно написали, собрать отдельно мужиков и просто спросить, как каждый видит из них деятельность общины, узнать, что умеет и может каждый и на этом основании строить деятельность, без принуждения к «единственно верным» направлениям. Ролик посмотрел, противоположность взглядов не мешает искренним и хоть чуточку терпеливым людям находить истину. Ведь про «товарно-денежные» отношения все верно и про их причины, про непонимание прихожанином как живет храм, так же пример обособленных групп по интересам. Доходит до смешного, мы с товарищем познакомились и подружились случайно на учебе, а оказалось, что мы очень давно ходим в один и тот же храм. Хотя я пытался вначале хождения в храм общался с разными людьми, но ничего интересного не было, а необходимости нет круг друзей и знакомых и так достаточно широк.

131. Ответ на 117., Косьма:

Но ее тошнит от пота.

Нет, меня тошнит не от пота, а оотого, что эти разслабленные , выродившиеся существа так себя жалеют, что позволяют себе комофортненькую одежду, не стесняясь местом, где стоят.
Lucia / 03.11.2013, 19:53

130. Re: «Нам нужен внутренний анализ ситуации в Церкви»

Да оставьте вы Косьму в покое. Он даже еще не женился, нервничает...
Lucia / 03.11.2013, 19:51

129. Re: «Нам нужен внутренний анализ ситуации в Церкви»

К сожалению, по известным причинам не могу свободно выразить своего мнение по поводу .... "Косьма". Но, вы же и так се поняли )))
М.Яблоков / 03.11.2013, 14:15

128. 126. Косьма :

"Не нужно вешать на меня ярлыки." - сказал Косьма. Что толку? Вы повесили - я снял, мы же не у следователя,хе-хе.
электрик / 03.11.2013, 14:13

127. Ответ на 123., Анна Фёдоровна:

Косьма - уранополит, последователь Д.Сысоева. Как видите, ненависть, возведенная в добродетель, очень универсальна.

Не нужно вешать на меня ярлыки. Я никогда не заявлял что уранополит. Это все придумал Яблоков, что и подтверждает тут же подтявкивая. Уранополитизм, насколько понимаю, был своего рода стеб над отмороженными патриотами. Так что перестаньте повторять яблоковскую ерунду. Ни о какой "добродетели" также не говорил, это все ваши фантазии. Просто хочу чтобы женщины перестали быть гордыми. Все что могу сделать для этого - это сказать им об этом, а также молиться. Что и делаю.
Косьма / 03.11.2013, 13:53

126. Ответ на 122., Савва:

Человека от собственной гордости должно тошнить, и даже "больше", чем от всягой другой, чужой.

Этот вопрос гораздо сложнее чем может показаться на первый взгляд. Ведь такие женщины кроме всего прочего еще и соблазняют мужчину (да женщин тоже — подавая дурной пример). А про таких Господь сказал: лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море.
Косьма / 03.11.2013, 13:42

125. Ответ на 123., Анна Фёдоровна:

Косьма - уранополит, последователь Д.Сысоева

Так точно.
М.Яблоков / 03.11.2013, 11:20

124. Re: «Нам нужен внутренний анализ ситуации в Церкви»

Косьма - уранополит, последователь Д.Сысоева. Как видите, ненависть, возведенная в добродетель, очень универсальна. Она охватывает не только ненависть к Родине и своему народу, но и к женщинам вообще (в данном случае). Ну что же, это хорошее свидетельство об уранополитизме и его приверженцах.
Анна Фёдоровна / 03.11.2013, 11:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
С днём Православного Священства!
О юбилейном вечере памяти 195-летия со дня рождения св.Иоанна Кронштадтского и 25-летия Мемориального Музея-Квартиры
11.11.2024
«Иоанн Кронштадтский - Жизнь во Христе»
Учреждена юбилейная медаль о.Иоанна Кронштадтского
08.11.2024
Русский ответ Хэллоуину
Учредить в день рождения о.Иоанна Кронштадтского День православного священника!
30.10.2024
Россия сдаёт экзамен на духовную зрелость
О реакции общества на возвращение душегуба Кашпировского
17.10.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06