Ноябрьские соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза, несмотря на все заверения Виктора Януковича и его команды, принесут крайне негативные последствия для экономики страны в целом. И здесь можно говорить не о каких-то политических манипуляциях или надуманных угрозах. Речь идет о конкретных проблемах в экономике страны, которых на Банковой (резиденция украинского президента в Киеве находится на ул.Банковой. - Ред.) не понимают. Или делают вид. Но уже просчитали, как сделать на этом прибыль для «семьи», оставив население страны в глубоком кризисе.
Главным результатом подписания ассоциации станет то, что Украину захлестнет поток дешевых и в то же время качественных (по сравнению с украинскими) товаров из стран «европейского дома». Готова ли к этому экономика самой Украины? Скорее всего, нет. И это понимают многие украинские экономисты. Будут уже не те проблемы, с которыми столкнулся украинский производитель после вступления в ВТО. Тактика и действия европейского рынка намного жестче, по их правилам выживает сильнейший, и сильнейшим в этой игре будут отнюдь не украинские товаропроизводители.
Положение украинских товаропроизводителей осложнится и тем, что Украина превратится в «зону реэкспорта» европейской продукции на рынок СНГ, что не может не вызвать озабоченности у его членов. Производители Содружества рассчитывают на формирование интегрированной экономической системы, которая благодаря механизму недавно созданной Зоны свободной торговли (ЗСТ) позволила бы товарам стран бывшего СССР иметь преимущество над аналогичной продукцией из других стран мира. Присутствие же товаров из ЕС на рынке ЗСТ СНГ будет встречено негативно и может повлечь соответствующие санкции в отношении самого «реэкспортера», вплоть до исключения Украины из своих членов. Зачем иметь в своем составе страну, которая благодаря своей «двойной игре» подрывает сам смысл создания ЗСТ, допуская на него (при этом в одностороннем порядке) товары из конкурирующей организации? Любой экономист посчитает это неразумным, а уж если вопрос касается дел экономической безопасности, то решения будут носить более чем экстренный и рациональный характер.
Исключение Украины из ЗСТ СНГ отразится на экономическом сотрудничестве со странами Содружества, которые выступают основным направлением экспорта украинских товаров. В случае подписания соглашения, по отношению к ним будет проводиться политика, ни чем не отличающаяся от политики по отношению к производителям из ЕС. Если украинские предприниматели готовы предоставить всю соответствующую сертификацию, а также подтвердить соответствующий уровень качества поступающих товаров (согласно нормам европейских стандартов), то вопросов к их продукции возникать не будет. Однако ситуация, возникшая в августе этого года, говорит об обратном, и то, что украинский производитель за столь короткий срок успеет поднять качество и уровень абсолютно всей своей продукции к ноябрю, вызывает большие сомнения. По мнению как российских, так и зарубежных экономистов, это будет способствовать введению еще большего списка ограничений по отношению к украинской продукции, поступающей на рынок стран-участниц ЗСТ СНГ.
Не будем забывать и о том, что Украина является в первую очередь аграрной страной. Так было на протяжении всей ее истории, упадок промышленного производства в последние годы также способствовал тому, что именно экспорт сельскохозяйственной продукции для страны остается приоритетным. Но уже после ноября этого года украинский рынок будет заполнен европейской сельхозпродукцией. Европейские производители уже давно нуждались в новом рынке сбыта, которым и станет Украина.
Другой вопрос в том, куда же самим украинским аграриям сбывать выращенное непосильным трудом на бескрайних плодородных просторах Украины? В Европу? Нет, там рынок и без них переполнен. Россию? Нет, потому как последствием подписания соглашения об ассоциации станут и ограничения на поставки сельхозпродукции: ведь не секрет, что под видом украинской может поставляться продукция европейских производителей. Отсутствие же возможности экспорта в Российскую Федерацию повлечет за собой исчезновение рынка сбыта, что приведет к еще большему кризису в сельскохозяйственной отрасли страны.
Но, как говорится, беда не приходит одна. Изменение геополитического курса страны заострит и извечную проблему посторанжевой Украины - «газовый вопрос». Место в Европе равно европейским ценам на него. И здесь уже никакие обвинения в адрес России в вопросе ценообразования не помогут. Будет действовать исключительно рыночная методика. Правда, на повышении газовых цен для населения будет настаивать Международный валютный фонд, который уж в чем-чем, а в газовой политике имеет устоявшуюся точку зрения. Цены на газ и весь спектр ЖКХ пойдут вверх семимильными шагами, в то время как зарплаты рядовых украинцев меняться столь же стремительно не будут. О них почему-то команда Януковича успела забыть.
Простые граждане будут страдать и от тщательнейших досмотров на границе Украины со странами Таможенного союза. А ведь ни для кого не секрет, что абсолютное большинство населения приграничных регионов, как с российской, так и с украинской стороны имеют родственников по ту сторону границы. За время работы российско-украинских еврорегионов был проделан громадный труд по смягчению практики пересечения границы, вводились дни вообще без таможенного досмотра, в последнее время жители одного еврорегиона могли перемещаться в его пределах, не заполняя миграционных карт. И к чему ведет складывающаяся ситуация? А к тому, что весь труд по лоялизации границы, который осуществлялся на протяжении последних лет, окажется напрасным. Если даже во времена запрета на ввоз в Российскую Федерацию продукцию фабрики «Roshen» конфеты олигарха Порошенко все равно продавались в регионах России, то с ноября 2013 года подобного больше не повторится. Не зря Петр Алексеевич подумывает о переносе своих производств на территорию Российской Федерации. Понимая формирующуюся ситуацию, уже многие украинские олигархи строят планы аналогичного переноса.
Сомнительно, что подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом принесет какие-либо значимые выгоды для населения страны, та же Турция уже 57 лет является ассоциированным членом ЕС и никак не может стать полноправным. Но именно факт ассоциации может выступить «весомым» аргументом в речах украинских политиков. Слова, аналогичные «заграница нам поможет», будут сыпаться из уст украинских чиновников, как из рога изобилия, однако нести за собой реальных действий со стороны уже еврочиновников не будут. Вспомним, что в вопросах по газу, несмотря на многочисленные заявления украинских политиков, Европейский союз не сделал никаких шагов на пути давления на Россию. Аналогичная ситуация будет и сейчас. Россия, как и все страны ЕС, в своих действиях не будет нарушать существующего таможенного законодательства, как и каких-либо экономических процедур. Только действовать она будет теперь исключительно в рамках законов, которые до сего момента применялись с пониманием того, что ведутся отношения с БРАТСКИМ народом и страной - стратегическим ПАРТНЕРОМ.
Прогнозируемый экономический кризис нанесет удар и по привычному положению дел в украинской политике. Народ больше не будет голосовать за партию и лидеров, приведших к их разорению и еще большему уничтожению экономики. Юго-восток страны, традиционно голосующий за Партию Регионов и Виктора Януковича, станет наиболее протестным электоратом, способным поддержать абсолютно любую оппозицию в лице тех движений, которые ранее казались маргинальными, но ратовали за сближение и интеграцию в рамках Таможенного союза. Для жителей наиболее развитого в промышленном отношении региона страны знаковой при выборе будет способность политической силы вывести страну из складывающегося кризиса. И здесь уже перестанет работать система понятий «свой - не свой», когда на последних выборах в Верховную Раду население Донбасса голосовало за кандидатов из ПР исключительно исходя из этого принципа, особо не вникая в программу партии, из которой уже были исключены понятия «федерация» и «русскому языку статус государственного».
О том, какие последствия ждут Партию Регионов как единую «партию власти» после подписания соглашения об ассоциации с Европейским союзом, можно будет судить уже в следующем году, когда команда В. Януковича в преддверии президентских выборов обнаружит отсутствие поддержки у населения. Уже сейчас партия трещит по швам и различные группы ведут борьбу за доминирование. Во всей сложной партийной игре нужно учитывать и мнение спонсоров-олигархов, которые придерживаются принципа, что каждая вложенная гривна должна принести тот или иной бонус их корпорациям. Сложившееся на настоящий момент хрупкое равновесие вполне логично будет разрушено ноябрьскими соглашениями и последствия их станут катастрофическими.
Последствия ноябрьского соглашения об ассоциации с Европейским союзом станут не только кризисными для многих отраслей экономики страны. Новый статус в отношениях с ЕС заставит Украину начать процесс прекращения каких-либо связей как в экономической, так и промышленной, социокультурной, научной, творческой и прочих сферах со странами-участницами Таможенного союза. Чем обернется для страны формирующийся кризис, не известно, но пора бы уже действующей власти вспомнить хотя бы «оранжевую революцию» и те заявления, которые произносились в Северодонецке, да только теперь «партия власти» окажется по другую сторону баррикад.
Антон Бредихин, политолог, аспирант кафедры изучения постсоветского зарубежья РГГУ