Церковь совершает память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которые утвердили иконопочитание. Это было в 787 году после продолжительной борьбы с ересью иконоборцев. Догмат иконопочитания, говорят святые отцы, является печатью всех догматов нашей Церкви. Он утверждает прежде всего тайну Боговоплощения. Оттого что Бог стал человеком, Неописанный дает Себя описать, Свет неприступный, в котором пребывает Бог, становится видимым. Именно так говорит святой апостол Иоанн Богослов о тайне Богочеловека, Которого «мы видели и слышали, Которого осязали руки наши». Икона - это дар Божий. Представьте себе храм без иконы. Без присутствия в нем Господа, Божией Матери и святых. Евангелие в красках изображается на стенах храмов. Икона - богомыслие в красках, как говорят святые отцы, доступное самому простому уму и сердцу.
Подлинные иконы - особое духовное и художественное явление. Их можно сравнить с детскими рисунками. Детские рисунки отличаются тем, что в них есть такое качество, которого не может достигнуть самый величайший художник. В них нет плотяности, тяжести, той земной неодолимой притяженности, которая естественно присутствует в произведениях всякого взрослого человека. И пока взрослый человек подвигом святости не достигнет такой чистоты и простоты, которая есть у детей - как говорит Сам Христос, («если не будете как дети, то не войдете в царство Божие»), - он не сможет избавиться от своего естественного недостатка, который с неизбежностью будет присутствовать в самом блестящем его шедевре.
Мы знаем имена многих знаменитых святых мастеров-иконописцев, начиная от апостола и евангелиста Луки, преподобного Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия, преподобного Алипия Печерского. Но большинство из них безымянны. И вы не найдете нигде икону, которая была бы подписана именем того, кто создал это чудо. Икона принадлежит Церкви. Она - высшая духовность, когда сам человек с его постоянной претензией на что-то, на свою личную славу, полностью исчезает. Преподобный Силуан Афонский говорит, что святые отличаются от всех прочих людей тем, что они не говорят ничего от себя. Бог говорит через них. И то же самое мы видим в богословии в красках. Часто великие мастера работали в содружестве со множеством других художников-иконописцев, очень талантливых, которым даже и в голову не приходило, что их имя нигде не будет упомянуто. Они знали, что этот труд Господу посвящается, и Господь принимает их приношение. Когда иконы освящаются, они обретают живое присутствие Бога, Божией Матери и святых.
Нередко Господь дарует Свои милости через образы - необязательно чудотворные. Я знаю одного молодого человека, который глубоко обратился к вере именно тогда, когда приложился в Великую Пятницу к Святой Плащанице. До этого Евангелие, книги святых отцов, которые он открывал, казались ему мудростью, красотой, но достаточно отвлеченными. Когда он, не думая ни о чем, отстояв в очереди, приложился к Святой Плащанице, он прикоснулся не просто к иконе, а к той самой Плащанице, в которую был положен бездыханный Господь. Нетленная пасхальная жизнь коснулась его.
Одна женщина рассказывала, как на пороге веры, придя в храм, она купила маленькую бумажную иконочку Божией Матери. Это было в советские годы, качество изготовления икон было весьма скромным. Но когда дома она начала молиться перед этой иконочкой, ей вдруг открылось, что она молится перед Самой Божией Матерью, Которая лицом к лицу стоит перед ней. Такие обращения бывают, когда люди впервые берут в руки Евангелие, и Господь дает им узнать, что Он присутствует Своей благодатью в этих словах. И через самые простые, безыскусные иконы Он порой являет Себя.
Вот почему такой ненавистью врагов Православия всегда были окружены его святыни. Никогда не было такой страшной войны - ни против католичества, ни против протестантизма - как против нашей Церкви. Ужас охватывает при одной мысли о том, что делали с иконами. Их сжигали, расстреливали, выкалывали глаза на ликах, плясали на них обезумевшие люди, на помойку бросали, чтобы только их осквернить. Все богоборчество, все человеконенавистничество присутствовало в этом, потому что икона - это тайна Богочеловечества Христова. Это была война против Бога и человека. В этом были все ереси, какие только существовали, потому что догмат иконопочитания уничтожает все ереси, он - печать всех остальных догматов. Оплевание и заушение Христа во время Его Страстей обратилось теперь на Его лики, на изображение Божией Матери и святых. Все войны против человечества, все ГУЛАГи и освенцимы духовно в этом присутствовали. Сам диавол, сам антихрист, о котором апостол Иоанн Богослов говорит, что его первейшим признаком является отвержение тайны Боговоплощения и ненависть к Боговоплощению.
Мы сознаем, что без иконы, без предстояния нашей жизни перед лицом Божиим, перед Божией Матерью, всеми святыми каждый из нас стал бы легкой добычей греха, диавола и вечной смерти. И это относится ко всему православному народу. Что было бы с Россией, если бы не было когда-то Нерукотворного образа Спасителя во всех ее храмах и на боевых ее знаменах! Если бы не было чудотворных икон Божией Матери Владимирской, Казанской и Тихвинской, если бы не было других - тысяч чудотворных икон, благоуханной чудотворной иконы Царя-мученика, не было бы России. Она давно была бы уже кладбищем, мертвой пустыней.
Праздник святых отцов Седьмого Вселенского Собора призывает нас молитвенно почтить исповедников веры и великих иконописцев, всех православных христиан, которые оказались верными святыням Церкви. Как говорит преподобный Иустин Попович, недавно прославленный сербский святой, о святых иконописцах: они сражались с грехом, чтобы ум их становился оком, и душа имела бесчисленное количество очей, как у херувимов. И всякая добродетель была у них оком. Пост - оком, молитва - оком, любовь - оком, милосердие - оком, целомудрие - оком, терпение - оком. Так что им дано было видеть невидимое и изобразить его для нас.
А великие исповедники, защитники иконопочитания, являли не меньший подвиг. Такие, как преподобномученики Феодор и Феофан Начертанные, когда хулители икон, желая оскорбить православную веру, на их лицах выжигали каленым железом гнусные слова. А они отвечали: «На Страшном Суде прочтете то, что вы написали». Через эти страдания - их души, их лица, отражающие свет пречистого лика Христова, исполнялись небесной благодати.
Каждый из нас призывается хранить верность тайнам нашей Церкви. Пусть не будет никто из нас иконоборцем, - тем, кто, как говорят святые отцы, устами исповедует истинную веру, а жизнью дает ложное ее начертание, отвергая исповедание Церкви. Будем помнить о великой милости Божией, которая дается нам каждый день в храме во время богослужения. Когда священнослужитель обходит храм, совершая каждение перед иконами, тем же самым каждением он кадит всех предстоящих. Ибо каждый из нас являет собой образ Божий, по-гречески - икону. Надо, чтобы этот призыв к святости раскрывался во всей нашей жизни до самой смерти, и в вечности просиял Христовой красотой.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России