Евангелие в красках

Протоиерей Александр Шаргунов об иконопочитании

0
287
Время на чтение 4 минуты

Церковь совершает память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которые утвердили иконопочитание. Это было в 787 году после продолжительной борьбы с ересью иконоборцев. Догмат иконопочитания, говорят святые отцы, является печатью всех догматов нашей Церкви. Он утверждает прежде всего тайну Боговоплощения. Оттого что Бог стал человеком, Неописанный дает Себя описать, Свет неприступный, в котором пребывает Бог, становится видимым. Именно так говорит святой апостол Иоанн Богослов о тайне Богочеловека, Которого «мы видели и слышали, Которого осязали руки наши». Икона - это дар Божий. Представьте себе храм без иконы. Без присутствия в нем Господа, Божией Матери и святых. Евангелие в красках изображается на стенах храмов. Икона - богомыслие в красках, как говорят святые отцы, доступное самому простому уму и сердцу.

Подлинные иконы - особое духовное и художественное явление. Их можно сравнить с детскими рисунками. Детские рисунки отличаются тем, что в них есть такое качество, которого не может достигнуть самый величайший художник. В них нет плотяности, тяжести, той земной неодолимой притяженности, которая естественно присутствует в произведениях всякого взрослого человека. И пока взрослый человек подвигом святости не достигнет такой чистоты и простоты, которая есть у детей - как говорит Сам Христос, («если не будете как дети, то не войдете в царство Божие»), - он не сможет избавиться от своего естественного недостатка, который с неизбежностью будет присутствовать в самом блестящем его шедевре.

Мы знаем имена многих знаменитых святых мастеров-иконописцев, начиная от апостола и евангелиста Луки, преподобного Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия, преподобного Алипия Печерского. Но большинство из них безымянны. И вы не найдете нигде икону, которая была бы подписана именем того, кто создал это чудо. Икона принадлежит Церкви. Она - высшая духовность, когда сам человек с его постоянной претензией на что-то, на свою личную славу, полностью исчезает. Преподобный Силуан Афонский говорит, что святые отличаются от всех прочих людей тем, что они не говорят ничего от себя. Бог говорит через них. И то же самое мы видим в богословии в красках. Часто великие мастера работали в содружестве со множеством других художников-иконописцев, очень талантливых, которым даже и в голову не приходило, что их имя нигде не будет упомянуто. Они знали, что этот труд Господу посвящается, и Господь принимает их приношение. Когда иконы освящаются, они обретают живое присутствие Бога, Божией Матери и святых.

Нередко Господь дарует Свои милости через образы - необязательно чудотворные. Я знаю одного молодого человека, который глубоко обратился к вере именно тогда, когда приложился в Великую Пятницу к Святой Плащанице. До этого Евангелие, книги святых отцов, которые он открывал, казались ему мудростью, красотой, но достаточно отвлеченными. Когда он, не думая ни о чем, отстояв в очереди, приложился к Святой Плащанице, он прикоснулся не просто к иконе, а к той самой Плащанице, в которую был положен бездыханный Господь. Нетленная пасхальная жизнь коснулась его.

Одна женщина рассказывала, как на пороге веры, придя в храм, она купила маленькую бумажную иконочку Божией Матери. Это было в советские годы, качество изготовления икон было весьма скромным. Но когда дома она начала молиться перед этой иконочкой, ей вдруг открылось, что она молится перед Самой Божией Матерью, Которая лицом к лицу стоит перед ней. Такие обращения бывают, когда люди впервые берут в руки Евангелие, и Господь дает им узнать, что Он присутствует Своей благодатью в этих словах. И через самые простые, безыскусные иконы Он порой являет Себя.

Вот почему такой ненавистью врагов Православия всегда были окружены его святыни. Никогда не было такой страшной войны - ни против католичества, ни против протестантизма - как против нашей Церкви. Ужас охватывает при одной мысли о том, что делали с иконами. Их сжигали, расстреливали, выкалывали глаза на ликах, плясали на них обезумевшие люди, на помойку бросали, чтобы только их осквернить. Все богоборчество, все человеконенавистничество присутствовало в этом, потому что икона - это тайна Богочеловечества Христова. Это была война против Бога и человека. В этом были все ереси, какие только существовали, потому что догмат иконопочитания уничтожает все ереси, он - печать всех остальных догматов. Оплевание и заушение Христа во время Его Страстей обратилось теперь на Его лики, на изображение Божией Матери и святых. Все войны против человечества, все ГУЛАГи и освенцимы духовно в этом присутствовали. Сам диавол, сам антихрист, о котором апостол Иоанн Богослов говорит, что его первейшим признаком является отвержение тайны Боговоплощения и ненависть к Боговоплощению.

Мы сознаем, что без иконы, без предстояния нашей жизни перед лицом Божиим, перед Божией Матерью, всеми святыми каждый из нас стал бы легкой добычей греха, диавола и вечной смерти. И это относится ко всему православному народу. Что было бы с Россией, если бы не было когда-то Нерукотворного образа Спасителя во всех ее храмах и на боевых ее знаменах! Если бы не было чудотворных икон Божией Матери Владимирской, Казанской и Тихвинской, если бы не было других - тысяч чудотворных икон, благоуханной чудотворной иконы Царя-мученика, не было бы России. Она давно была бы уже кладбищем, мертвой пустыней.

Праздник святых отцов Седьмого Вселенского Собора призывает нас молитвенно почтить исповедников веры и великих иконописцев, всех православных христиан, которые оказались верными святыням Церкви. Как говорит преподобный Иустин Попович, недавно прославленный сербский святой, о святых иконописцах: они сражались с грехом, чтобы ум их становился оком, и душа имела бесчисленное количество очей, как у херувимов. И всякая добродетель была у них оком. Пост - оком, молитва - оком, любовь - оком, милосердие - оком, целомудрие - оком, терпение - оком. Так что им дано было видеть невидимое и изобразить его для нас.

А великие исповедники, защитники иконопочитания, являли не меньший подвиг. Такие, как преподобномученики Феодор и Феофан Начертанные, когда хулители икон, желая оскорбить православную веру, на их лицах выжигали каленым железом гнусные слова. А они отвечали: «На Страшном Суде прочтете то, что вы написали». Через эти страдания - их души, их лица, отражающие свет пречистого лика Христова, исполнялись небесной благодати.

Каждый из нас призывается хранить верность тайнам нашей Церкви. Пусть не будет никто из нас иконоборцем, - тем, кто, как говорят святые отцы, устами исповедует истинную веру, а жизнью дает ложное ее начертание, отвергая исповедание Церкви. Будем помнить о великой милости Божией, которая дается нам каждый день в храме во время богослужения. Когда священнослужитель обходит храм, совершая каждение перед иконами, тем же самым каждением он кадит всех предстоящих. Ибо каждый из нас являет собой образ Божий, по-гречески - икону. Надо, чтобы этот призыв к святости раскрывался во всей нашей жизни до самой смерти, и в вечности просиял Христовой красотой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06