«Коллективной амнезией» назвали состояние исторической памяти в современной России участники международной конференции «Осмысление истории как общеевропейская задача», прошедшей 21 октября в Уральском федеральном университете Екатеринбурга, передает Regions.Ru.
Как отечественные, так и зарубежные историки отмечают, что в современной России происходит обеление тоталитарного прошлого. Историк, доцент кафедры европейских исследований Департамента международных отношений УрФУ Светлана Быкова привела выдержки многих западных учёных о том, что для России сейчас характерны скорее ностальгические идеализированные описания прошлого и «коллективная амнезия» в отношении трагедии ГУЛАГа и других проявлений массового террора. В частности, доктор истории, научный сотрудник Центра изучения Холокоста и геноцида (Нидерланды) Ненси Адлер считает симптомами такой амнезии сохранение советского гимна и голосование в Государственной Думе в декабре 1998 года о возвращении на Лубянку памятника Дзержинскому. Кроме того, Адлер указывает, что коммунистическая партия, инициировавшая массовые репрессии, так и не признана виновной, морально не осуждена, а в российском обществе продолжается дискуссия по вопросу о реабилитации бывших руководителей НКВД и следователей, проводивших массовые аресты и допросы с применением морального и физического давления.
Докладчик привела пример и другого историка — британского исследователя Дональда Рейфилда, который указывает, что «Российское государство не хочет окончательно отречься от Сталина и его палачей… Престарелые жертвы сталинизма уже не пользуются ни привилегиями, ни уважением, а их престарелые мучители получают большие пенсии и с гордостью носят ордена».
«Согласны ли вы с диагнозом «историческая амнезия» и с тем, что сейчас в обществе происходит обеление тоталитарного прошлого? Кто и как должен этому противостоять?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к клирику храма Сорока Севастийских мучеников, главному редактору журнала «Наследник» протоиерею Максиму Первозванскому.
«Я не могу поддержать выводы, к которым пришли участники этой конференции, - заявил он. - Есть такое хорошее понятие: управление прошлым. Так вот, наше прошлое, а точнее представления о нем, сегодня в значительной степени управляются из-за рубежа, различными политически ангажированными группами. Понятно, что знать о своей истории, своем прошлом абсолютно все общество не может – для этого не хватит и всей человеческой жизни. Поэтому речь может идти не о знании прошлого, а об определенных схемах, истолкованиях, помогающих его осознать, а также проводить некоторые параллели между прошлым, настоящим и будущим».
«После того, как СССР проиграл "холодную войну", стране-победительнице в лице Соединенных Штатов было принципиально важно переписать нашу историю в ключе, выгодном ей самой, - убежден отец Максим. - Если кто помнит, в 90-е годы первым делом стремились очернить историю Великой Отечественной, пытаясь ставить знак равенства между нацистским режимом в Германии и коммунистическим режимом в Советском Союзе. Эти попытки продолжаются и сейчас. Чтобы их предотвратить, государство ищет сейчас средства, чтобы установить, в том числе законодательным путем, невозможность дальнейшей фальсификации нашего прошлого. Этой же цели служат и планы по созданию единого учебника истории для российских школ. Государство должно защищать себя от попыток фальсификации и манипулирования отечественной историей. В противном случае общество будет понимать свою историю так, как это предложит какое-либо иное государство».
«Когда в стране померкли коммунистические идеалы, обществу взамен были предложены идеалы западного либерализма. Однако сегодня народ начинает понимать, что это обманка, которая ведет нас не в свое собственное, а в какое-то чужое будущее, где нашей стране будет отведена второсортная роль сырьевого придатка, государства, не имеющего своей культуры, духовности, традиций. Люди, пусть в большинстве своем и интуитивно, понимают: приговор нашему коммунистическому прошлому, прозвучавший в 90-е годы, глубоко необъективен и тенденциозен. Он был сделан явно не в интересах нашего народа и государства, а прежде всего для того, чтобы манипулировать общественным сознанием», - считает пастырь.
«Я далек от мысли, что сегодня в России идеализируется советское прошлое, обеляется тоталитаризм. Просто происходят поиски некоего объективного образа нашего прошлого, попытки примирить нас с самими собой. К сожалению, общество до сих пор делится у нас на "красных" и "белых". Участники же прошедшей конференции, судя по всему, искали не пути его примирения через объективное понимание нашей истории, а, напротив, пытались нанести еще больший удар, чтобы противостояние "красных" и "белых" продолжилось», - заключил протоиерей Максим.