«Добродетель — не груша»

Протоиерей Александр Шаргунов о наставлениях преподобного Амвросия Оптинского

0
766
Время на чтение 8 минут
«Добродетель — не груша, ее сразу не скушать» — наверное, всем православным известны эти веселые и в то же время очень серьезные слова. Их любили повторять преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий Оптинский. Великий русский святой преподобный Амвросий Оптинский из своего личного опыта знал, как непросто обрести решимость всецелого посвящения себя Богу, о которой преподобный Серафим говорил как об обязательном условии святости. И сколь многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное. Смысл жизни святого — не только самому спастись, но и передать этот опыт всем ищущим спасения.

От юности преподобный Амвросий был верующим человеком, учился в семинарии. Однако ему никогда и в голову не приходило стать монахом. Но вот он заболел так, что, кажется, не было надежды на выздоровление. И он дал обет, если выздоровеет, пойти в монастырь. «После выздоровления, — рассказывает он, — я целых четыре года жался, не решался сразу покончить с миром». Однажды, молясь у раки преподобного Сергия о благодатном укреплении, «он ощутил предчувствие какого-то громадного захватывающего счастья». Но, вернувшись домой, продолжал, по его словам «жаться». Наконец, решился бежать в Оптину, тайно от всех. Там, по принятии пострига, Господь посетил его новым тяжким недугом, после которого он никогда уже не поправлялся. Он был столь слаб, что не мог совершать Божественную литургию, еле передвигался. А через некоторое время ему была послана новая болезнь, и с тех пор он уже не мог ходить в храм Божий, и должен был причащаться в келлии. Всю жизнь он благодарил Господа за эти скорби и говорил в утешение всем страждущим, что Дух не требует подвигов телесных, а только принятие с верой данного нам креста.

Преподобный много трудился в Оптинской обители, был помощником своего старца, преподобного иеросхимонаха Макария, был духовником монастыря, участвовал в переводах и изданиях творений святых отцов, книг духовного содержания. Самое главное его служение начинается, как у преподобного Серафима Саровского, когда он достигает духовной зрелости. Господь благословляет его на подвиг духовничества не только братии монастыря, но всех приходящих в обитель. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих со всей России. Приезжали за советом многие искушенные в земной мудрости знаменитости. Такие писатели и философы, как Федор Михайлович Достоевский, Владимир Сергеевич Соловьев, великий князь Константин Константинович Романов, Алексей Константинович Толстой, Лев Николаевич Толстой, Михаил Петрович Погодин, Константин Николаевич Леонтьев, принявший в конце концов монашество в обители. Но каждый человек, самый простой, был для него не менее дорог, потому что он смотрел не на внешнее его положение, а на душу. Непостижимо, как, пригвожденный к страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, он мог принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем.

Всем он был утешение, всем говорил просто и глубоко о том, что такое жизнь. «Как жить?» — слышался со всех сторон общий и весьма важный вопрос. И по своему обыкновению старец отвечал: «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Или так: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». В день памяти святого старца хорошо нам остановиться на некоторых его наставлениях, которые по своему значению можно сравнить с удивительной беседой преподобного Серафима Саровского «О цели христианской жизни».

Снова и снова вслед за всеми святыми отцами напоминает нам преподобный своим простым, иногда шутливым, но всегда исполненным высокого смысла языком, о трех основаниях духовной жизни: о смирении, о покаянии, о терпении. «Когда человек понуждает себя смиряться, — поучал он одну монахиню, — то Господь утешает его внутренне, и это-то и есть та благодать, которую Бог дает смиренным».

Терпение необходимо не только в болезнях, но и во всех многоразличных скорбях, которых становится все больше по мере приближения кончины мира. Он говорил: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет». Господь не дал такой заповеди, чтобы нас любили, уважали, хорошо относились к нам. Этого нет в Евангелии. Наоборот, сказано, что если кто ударит тебя по правой щеке, обрати к нему и другую. Преподобный Амвросий объясняет, как это нужно разуметь. Если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет означать ударение по правой щеке. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо. Подставь и левую щеку, то есть вспомни свои неправые дела. Господь врачует твою душу, и Он открывает тебе путь к самому главному дару, ради которого Церковь существует, — к обретению благодати Христовой. Если ты теперь невинен, то, может быть, прежде много грешил, и достоин наказания.

Одна сестра как-то сказала старцу: «Батюшка, научите меня терпеть». Он ответил, что учиться надо терпению находящих на нас неприятностей с самого малого. В духовной жизни необходимы постепенность и постоянство. Не следует отчаиваться, если мы видим, что у нас сердце никуда не годное. С помощью Божией мы можем исправить свое сердце. Это, конечно, нельзя сделать вдруг, предупреждал преподобный, но Господь долготерпелив и многомилостив. Он только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность. Или же когда не видит в нем никакой надежды на исправление.

Наставления преподобного Амвросия просты и ярки, и всегда связаны с житейскими примерами. Как Сам Христос в Евангелии, показывая на птиц, на рыб, на цветы, на сеяние, на жатву, говорит, что через все, что есть в нашей жизни, раскрывается тайна Царствия Божия, так и преподобный Амвросий. «Смотрите, — говорит он, — как тянут: тяни, тяни, тяни, отдай, отдай. Не все вдруг, а понемногу. Знаешь ли ты, что такое рожон на корабле? Это шест, к которому привязаны все веревки корабля. Если тянуть за него, то потихоньку и все тянется. А если взять сразу, то все испортишь, и ничего не получится. Невозможно никому сделаться сразу бесстрастным. Всякий раз, чувствуя свою греховность, говори от простоты сердца: "Господи, прости меня". И Господь один силен вложить в сердце человека любовь».

Как обрести нам сердце милующее? Преподобный напоминал совет святителя Иоанна Златоуста: начни отдавать неимущим, что у тебя лишнее, а потом будешь в состоянии давать больше, и даже с лишением себя. Наконец, готов будешь отдать и все, что имеешь. И так во всяком нашем духовном делании. Требуется постоянный труд, потому что леность неизбежно сопряжена с состоянием уныния. «Скука — унынию внука, а лени дочь, чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет и усердие придет», — в обычной своей, созвучной народным присловьям, манере повторял преподобный.

Надо помнить, что борьба с грехами — борьба с диаволом. И без помощи Божией невозможно одержать победу. Не сегодня начались попытки утверждения греха как нормы и отрицание реального существования нечистой силы. Пришел как-то к преподобному Амвросию господин, неверующий в существование бесов. Батюшка рассказал ему следующее. Приехал один барин в деревню в гости к своим знакомым. Выбрал себе комнату для ночлега. Ему говорят: «Не ложитесь в этой комнате, в ней неблагополучно». В воспоминаниях о преподобноисповеднике Сергии Сребрянском, духовнике преподобномученицы великой княгини Елизаветы, есть похожий рассказ. Прибыл к нему некто в деревню. Гостя предупредили, что не следует спать в таком-то месте, чтобы избежать страхований. Но тот не поверил, и только посмеялся над этим. Лег, но вдруг чувствует среди ночи, что кто-то дует ему прямо в лысину. Он укрылся с головой одеялом, тогда этот «кто-то» перешел к его ногам и сел на постели. Гость испугался и со всех ног бросился бежать оттуда, уверившись собственным опытом в существовании темной силы. Но и после сего рассказа господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Но ведь и математику не все понимают, однако она существует». Еще прибавил: «Как же бесы не существуют, когда знаем из Евангелия, что Сам Господь велел бесам войти в стадо свиное». Господин возразил: «Но ведь это иносказательно». «Стало быть, — продолжал убеждать его старец, — и свиньи иносказательны. И свиней не существует. Но если существуют свиньи, значит, существуют и бесы». Если свиньи наших грехов существуют в нас, то это — от бесов. Конечно же, мы не можем сразу одолеть диавола, но в течение всей нашей жизни должны приобщаться Крестной Христовой силе.

Некоторые, говорил преподобный Амвросий, отрекаются от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. Это было пророческое слово. То, что произойдет очень скоро, во время революции, покажет, сколь массовым может быть отречение. И, конечно же, революция 1917 года не была последним испытанием Церкви. Преподобный Амвросий рассказывал, как один человек не верил в Бога. Во время войны на Кавказе довелось ему драться, и в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, он пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: «Пресвятая Богородица, спаси нас». А потом, когда он вспоминал об этом, товарищи смеялись над ним, и он отрекся от своих слов. Батюшка говорил, что такая вера есть лицемерие, которое хуже неверия.

Нечувствие и бесстрашие — самое ужасное состояние человека. «Смерть не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши». Мы помним его, так же оказавшиеся пророческими, слова — не только о приближающейся революции, но и о нашем времени: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце будут говорить: до нас еще очередь нескоро дойдет». Вот его назидательный рассказ, который мы встречаем также у святителя Игнатия (Брянчанинова) и у других святых отцов. Бес сидит в образе человека и болтает ногами, а видящий этого беса духовными очами, спрашивает: «Что же ты ничего не делаешь?» А бес отвечает: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать. Люди все делают лучше меня». Ни про какое время, как про наше, точнее не скажешь.

И, наконец, его постоянный призыв к покаянию. Он говорил, что покаяние должно быть у нас прежде всего искренним. «Какое настало время, — с горечью восклицал он. — Бывало, если кто искренне раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую. А теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробностях, а затем опять за свое принимается».

Велика сила покаяния, говорит преподобный Амвросий. Самое главное, чтобы никто не отчаивался. О всепобеждающей силе покаяния он говорит так: «Один все грешил и каялся. И так всю жизнь. Наконец, покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». Господь говорит: «Нет, он каялся». – «Да ведь хоть каялся и опять согрешал». Тогда Господь ему сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его к себе, после того как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием. Ты забываешь, что ты зол, а Я благ». Труден путь ко спасению, говорит преподобный Амвросий: «Грехи — как грецкие орехи. Скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно». Труден путь, но он даром Христовым совершается.

В праздник преподобного мы слышим на утрени в Евангелии слова Христа: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Господь обещает всем труждающимся и обремененным радость и покой. Значит ли это, что христиане будут защищены от скорбей, что их обойдут испытания, которые даются всем? Мы знаем, что это не так. Наоборот, в мире, лежащем во зле, — чем ближе человек к Богу, тем тяжелее его бремя. И речь, конечно же, не идет о том, чтобы хоть в какой-то степени умалить беспощадно высокие требования Евангелия. Но все дело в том, что Господь несет на Себе наши скорби. Через эти скорби, если мы смиренно принимаем их, мы обретаем нашу личную связь с Богом, Его любовь, и приобщаемся ей. Любовь делает даже самое тяжелое бремя легким. Когда мы помним о любви Божией, когда мы узнаём благодатно, что наше бремя — любить Бога и любить людей, тогда бремя становится радостным и легким. Более того, из среды самых великих скорбей мы можем приносить Господу хвалу и благодарение, ибо нам открывается, что в самом центре жизни находится Крест Христов, которым приходит радость всему миру.

Подвиг преподобного Амвросия, его заветы оказались плодоносными для всей Церкви. Множество душ были уготованы им для огненного искушения, в котором они стяжали мученические венцы. И ныне как из пепла возродилась Оптинская обитель. Замечательно, что с самого начала в основание этого возрождения был положен подвиг мучеников наших дней — священномученика Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убитых сатанистом после пасхальной службы. Вместе с преподобным Амвросием и всеми оптинскими святыми старцами до скончания мира они возвещают своим колокольным звоном, что где самая великая скорбь, где Крест Христов, — там Пасха Господня.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22