По его словам, это выступление есть посильный вклад в совершенно новое дело – в партийную школу «Гражданский университет».
«Мне бы хотелось оттолкнуться от той мысли, которую Андрей Константинович Исаев уже высказал: мысль, связанная с тем, что у вас очень развиты технологические наработки, различного рода политтехнологии, обучение лидерству, обучение организации, партийный менеджмент, здесь вы профессионалы, и этот профессионализм подтверждается каждый день, и это видно в единый день голосования, когда вы побеждаете. Но мне думается, что нужно смотреть и вперёд, нужно прогнозировать будущее и, более того, прогнозировать – это дело кабинетных учёных, а ваше реальное дело – это будущее создавать своими руками, потому что правящая партия – это та партия, которая управляет будущим, а не прошлым и не настоящим. Вот настоящая функция правящей партии. То, что вы придумаете, то будет завтрашнем днём страны, поэтому мне думается, что если мы так ставим вопрос, то вопрос о том, чему обучаться в "Гражданском университете" и в партийной школе – ключевой вопрос, второй вопрос – как этому обучаться. Вот Андрей Константинович высказал мысль, что надо активно включать в составление контента, в содержание учёбы наших учёных, наверное, очевидны шаги, и я, как представитель сообщества учёных, этим польщён, но в то же время должен сказать следующее: мне думается, что вы необычный университет», - считает Поляков.
«Обычно учёные, которые находятся на передовых рубежах данной отрасли науки, в нашем случае политологии, на самом деле выступают генераторами новых идей, выступают дальше их трансляторами, обучая дальнейшее поколение, возможно, будущих учёных, теоретиков. Но в вашем случае, когда речь идёт о конкретной политической практике, у меня такое впечатление, что помимо запроса или заказа нашей общественности и в системе академии наук, и в системе вузовского образования у вас есть огромный собственный ресурс, который нужно включить, и мне думается, что именно этот ресурс может дать неожиданное, очень важное и очень серьёзное содержательное наполнение, образование в рамках «Гражданского университета»», - отметил политолог.
По его словам, «этот ресурс заключается в том, что сама партия "Единая Россия", как партия довольно необычного типа, содержит в себе всё идейное и идеологическое многообразие, я сейчас говорю не только о трёх платформах, про которые периодически вспоминают, периодически забывают, это совершенно необычная структура внутри самой партии, вызывающая дискуссии». «Вот эти три направления: государственно-патриотическое, социальный консерватизм и консервативные либералы, это три направления вокруг которых можно расположить ещё несколько идейных течений. В России это действительно необычная структура, все привыкли, что у нас моноидеологические партии, и все стремятся к этому, все стремятся чётко отделиться от остальных, а вы как-то действительно предпочитаете включать в себя всё, и это до сих пор приносило стратегический успех, потому что массовый избиратель, пока ещё чурающийся жёстких идеологических и партийных разграничений, скорее привлекается партией конкретных дел без чёткого акцента на определённую идеологию, но, как мне кажется, мы находимся в точке поворота», - добавил Поляков.
Политолог также напомнил собравшимся одно место из недавнего выступления Президента Владимира Путина в Валдайском клубе. «Он говорил следующее: мы должны сегодня чётко сознавать, что Россия вступила в новый этап, постсоветский этап, на котором разворачивается глобальная конкуренция, перед страной стоит очень серьёзный вызов, либо войти в число глобальных лидеров, либо отстать в этот раз навсегда, больше шансов не будет, конкуренция разворачивается следующим образом, на нескольких уровнях, это экономико-технологическая и в тоже время идейно-информационная, дальше не буду пересказывать, многие из вас читали или слушали эту речь, которая, на мой взгляд, столь же сильна и столь же важна, как в своё время мюнхенская – 2007 года. Если это так, если действительно в дальнейшем глобально и в самой России акцент политической борьбы будет смещаться в идеологическую сферу, то нужно ли просто ждать, что какой-то профессор предложит вам прорывную идею, или нужно попробовать самим учиться генерировать новые смыслы. В той же речи Путина есть подсказка, помните, когда он говорит, что мы должны научиться формировать нашу идентичность в процессе диалога, причём открытого диалога при том со всеми политическими силами, это соответствует новому этапу политической реформы, вы сами на себе этот этап испытали, когда в политический процесс вошли новые лидеры, лидеры несистемной оппозиции, это создало принципиально новый политический контекст, в частности здесь, в Москве, нам это ощутимо и понятно. Но только ли за счёт того, что в политический процесс включаются новые игроки, которые несут новые некие идеологические смыслы, только ли за счёт этого можно начать учиться производить смыслы и создавать для себя новую идеологию, которую Путин назвал "идеологией национального развития", вот эти два последних слова "национальное развитие", мне кажется, точный ответ в виде краткой формулы на то, какой запрос сейчас существует, мы должны развиваться как нация на собственной основе, исходя из своей идентичности, перестать заимствовать, копировать и бегать за другими. В этом смысле модернизация – это не копировать лучше всех, это развитие. Зная, кто мы, мы получаем уникальный шанс для того, чтобы продвигать себя в будущее», - продолжил политолог.
Он полагает, что «Гражданский университет» является такой площадкой, где на всех уровнях партийной школы, на уровне университетской структуры в любом региональном отделении внутри самой партии можно попытаться воспроизвести этот ключевой диалог поиска основных направлений, основных принципов этой идеологии национального развития. «Мне кажется, что это тем более востребованное направление работы в рамках университета. Если я правильно понимаю, вы также партия, которая первая решилась на смелый отчаянный шаг, я имею ввиду, что ЕР в отличии от остальных уставно приняла у себя принцип внутрипартийной конкуренции как за внутрипартийные посты, так и за право выдвигаться на выборные должности в системе органов муниципальной и государственной власти, ни одна другая партия этого не делает. Я вам могу сказать, зная политическую теорию, вообще это очень сильный и непривычный вызов, потому что со времён известного политического социолога конца XIX века – начала XX века Роберта Михельса существует железный закон олигархии, не в том смысле как у нас понимают олигархов, а в том смысле, что даже в самых продвинутых демократических партиях всегда вырастает некая жёсткая управленческая структура, которая никого уже не пускает, к сожалению, такой закон есть, и мне кажется, то, что ЕР ввела уставной принцип внутрипартийной конкуренции, - это серьёзный шаг, чтобы этот железный закон сделать чуть-чуть помягче как минимум», - добавил Поляков.
«Я понимаю, что вы делали только первые шаги на пути к внедрению конкурентного принципа в свою партийную структуру, и я помню, когда Дмитрий Анатольевич предлагал на Съезде это решение, и вы его поддержали, высказывали в кулуарах и не только в кулуарах публичные опасения по поводу того, что вообще этот принцип опасен, потому что, если вы переносите конкуренцию людей на внутрипартийной структуры, то неизвестно какие будут последствия. Но если эту конкуренцию внутри партии свести не к лобовому столкновению людей, которые одержимы страстью занять какой-то пост, а свести эту конкуренцию к тому, чтобы соревновались люди, предлагающие прорывные идеи, я думаю, что эффект будет двойной. Во-первых, внутри самой партии эта конкуренция будет честной, принципиальной, и вы сами увидите, кто у вас самые идейные лидеры, а во-вторых, если получится продуцировать внутри себя такую конкуренцию идей, то на следующий большой избирательный цикл в 2016 и в 2018 гг., я думаю, что ЕР обязательно выступит базовой поддержкой будущего президента, имя которого мы уже можем предположить, мы знаем ответ Владимира Путина в Валдайском клубе. Если вот такая обучающая схема внутри университета каким-то образом вам пригодится, то я буду считать, что не зря потратил время всей страны, от Камчатки до Калининграда. Спасибо большое», - заключил Леонид Поляков.