Минобрнауки до конца 2014 года представит Президенту России Владимиру Путину и правительству проект Национальной стратегии развития и воспитания в Российской Федерации. К разработке документа планируется привлечь представителей Минкультуры, Минздрава, Минтруда, Минспорта, МВД, региональных органов власти и педагогического сообщества.
«Стратегия потребует формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, - пояснили «Известиям» в Минобрнауки. - До конца года нужно разработать план и примерный проект документа».
Стратегия будет затрагивать три социальных института — семью, систему образования и общественность. После подготовки концепции появятся правительственные и ведомственные акты, регламентирующие сферу воспитания.
Уже известны три группы вопросов, которые должны войти в будущую стратегию. Во-первых, в документе будут положения формирования российской гражданской идентичности, культуры, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия. Во-вторых, вопросы, касающиеся борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией. В-третьих, в национальной стратегии будет раздел о расширении сети детских и юношеских творческих объединений, лагерей труда и отдыха, развитии разнообразных форм туризма и краеведения, поддержки музейных учреждений и школ искусств.
«Чего, на ваш взгляд не хватает в этом списке?» - с таким вопросом корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, считает, что трудно оценивать эту стратегию, поскольку пока это лишь красивые слова, общие декларации и демагогия. «Как будут заявленные цели работать на практике – большой вопрос. Как сказал Господь: судить нужно не по словам, а по делам. Сегодня нет абсолютно никакого доверия Министерству образования, которое готовило этот документ. Это одно из самых коррумпированных российских министерств, действующее фактически на западные гранты. За последнее время большинство его новаций было направлено не на развитие системы нашего образования, а на ее уничтожение, о чем говорит нынешнее состояние в стране и средней, и высшей школы», - сказал отец Артемий.
«Посмотрим, что мы получим в реальности от воплощения в жизнь этой стратегии. Но государственная политика в области воспитания и образования подрастающего поколения очевидна: правительство нацелено на сокращение финансирования этого направления, так что ничего хорошего в ближайшее время здесь не предвидится. Можно придумать очень привлекательную по своему содержанию и смыслу программу, но если она будет подкреплена ни финансовыми, ни административными ресурсами, все эти благие пожелания так никогда и не "заиграют"», - полагает пастырь.
«В целом же процессы развития и воспитания общества должны быть основаны на определении четкой концепции, которая являлась бы техническим оформлением целостного мировоззрения. У нас сегодня это в принципе недостижимо, поскольку Основным законом не предусмотрено формирование понятной всему обществу государственной идеологии. А в современном мире ее отсутствие может замещаться лишь культом денег и потребления. Что такое хорошая школа? Это та школа, которая может научить ребенка получить хорошую профессию. А в понимании общества потребления к хорошим профессиям относятся только те, которые могут приносить большие деньги. К сожалению, если поскоблить красивые обертки, которыми покрыты все предлагаемые сегодня концепции развития современного российского общества, за ними непременно откроется эта простая и горькая максима», - заключил священник.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, заявил, что у него скептическое отношение к идее этой стратегии. «Работа по воспитанию и развитию общества должна формироваться вокруг каких-то основных, важных идей. Но сегодня это очень сложно себе представить, поскольку общество у нас раздроблено, в нем нет целостности. Я бы сказал, что российского общества как такового не существует. У нас есть, к примеру, высокообразованная интеллигенция, есть академики РАН, а есть аспиранты где-нибудь в провинции. Все они по-разному мыслят, имеют свои представления о системе ценностей», - сказал пастырь.
«Может, будет и неплохо, если эта стратегия будет соотнесена с уже утвержденной и действующей стратегией государственной национальной политики. Но проблема в том, что и этот документ довольно путаный и умозрительный. В нем нет четкости, нет ответа на вопрос, чего мы хотим. Если мы ходим единства, то непонятно, на какой основе, какую модель предлагается взять на вооружение – американскую, европейскую, или периода Российской империи. В действующей Конституции у нас записано: мы, многонациональный народ России. В этом уже заложена какая-то абсурдность, потому что никаких многонациональных народов быть не может. Что касается понятия "россиянин", которому до сих пор пытаются придать некое объединяющее значение, то оно всецело из области игры словами – никакого реального содержания здесь нет», - считает протоиерей.
«Вообще, по большому счету нужно кончать со всеми этими стратегиями. Пора заниматься тактикой, конкретной работой. Недавние события в Бирюлеве в очередной раз подтвердили, что мы до сих пор не в состоянии предвосхищать события, понимать природу конфликтов, чтобы вовремя их предотвращать. Потому и на все события мы реагируем в большей степени спонтанно, реактивно. В российских регионах, как правило, создаются "для галочки" советы по межнациональным отношениям, которые не занимаются разбором реальных проблем и назревающих конфликтных ситуаций», - заключил священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Здесь сразу приходит на ум старинная поговорка: дай Бог нашему теляти да волка поймати. У людей, которые работают над этой стратегией, не хватает и не будет хватать полномочий определять направления такой программы, которые невольно затрагивают конституционные основы нашего государства. Чиновники из российских министерств не могут заниматься вопросами, связанными с одной из ключевых тем нашего бытия. Эти вопросы должны рассматриваться в высших эшелонах власти, прежде всего законодательной. Тут должно быть принято серьезное законодательное решение, причем, основанное на определенном пересмотре Конституции. А иначе как чиновники, работающие над подобным документом, смогут перешагнуть через статью нашего Основного закона, в соответствии с которой в России не допускается никакая государственная идеология? Если сегодня такая идеология отрицается, значит все, о чем будет говориться в данной стратегии, будет пустопорожним. И даже не только пустопорожним, но и незаконным, противоречащим Конституции».
«Появление такой стратегии спровоцирует лишь очередной протест со стороны наших либеральных СМИ и деятелей типа Людмилы Алексеевой. В итоге вся ее идея будет загублена на корню», - заключил отец Александр.