Последний энциклопедист

В Санкт-Петербурге прошел семинар «Великий русский православный философ Лосев А.Ф. - 120 лет со дня рождения»

0
238
Время на чтение 4 минуты
В минувшую субботу, 19 октября, в Санкт-Петербурге в Александровском лицее прошел семинар «Великий русский православный философ Лосев А.Ф. - 120 лет со дня рождения», сообщает наш корреспондент, принимавший участие в мероприятии. Конференцию вел председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз. С основными докладами выступили доктор философских наук, профессор Александр Казин и главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий.

По мнению профессора Казина, Алексей Лосев - один из величайших русских мыслителей. Философ считает, что XX век, вопреки распространенному заблуждению, не был провальным: он дал гениев не меньших, чем XIX век. Мыслители XX века трудились в жесточайших условиях в отличии от их коллег XIX века. Лосев работал во враждебной духовной и интеллектуальной атмосфере, в условиях сопротивления не только со стороны власти, но и со стороны большинства людей, не понимающих, чем занимается великий русский философ.

Александр Казин отметил, что Лосев - великий православный мыслитель и замечательный русский писатель, который сумел соединить в одно целое религию (веру), искусство (творчество) и науку (знание). Он был религиозным философом, строгим ученым, у которого вера была соединена с интеллектом. По мнению профессора Казина, триединством - вера, творчество и знание - никто, кроме Лосева, не мог похвастаться.

Лосев - прямой продолжатель и ученик отца Павла Флоренского, считает докладчик. Но если к учению отца Павла есть претензии со стороны строгого православного богословия, то в отношении учения Лосева они отсутствуют. Лосев в своем творчестве опирался на святоотеческую мысль и православное богословие.

Лосев оставил колоссальное наследие во всех областях искусства и науки. В работе «История античной эстетики» он описывает мировоззрение древних греков. Его уход в античность, считает докладчик, был возможностью высказаться. Профессор Казин сообщил, что великий философ в своей книге «Проблема символа и реалистическое искусство» сослался на его аспирантскую статью «Гносеологическое обоснование символа Андреем Белым». Философ занимался изучением символа. Символ - центральная проблема науки, искусства и религии. Символ - модель неограниченной смысловой нагрузки. Лосев пишет о взаимодействии между символом и образом: символ может быть образным, а образ - символическим. Эта работа основана на принципах рациональности и православного вероисповедания. Она имеет строгую логическую основу. В книге «Самое само» говорится, что каждая вещь больше совокупности ее определений и атрибутов. Замысел Бога о вещи первичен, а совокупность ее определений и атрибутов вторична. В работе «Владимир Соловьев и его время» дается объективная картина серебряного века со всеми его достоинствами и недостатками. В книге «Мировоззрение Скрябина» Лосев фактически анафематствует известного русского композитора, который, по его словам, взял на себя роль Прометея. Философ уподоблял Прометея сатане. В его «Эстетике Возрождения» гении этой эпохи названы вырожденцами, которые извратили христианскую классику, поставив в центр не Бога, а человека, фактически его обожествив. Эпоха Возрождения заложила основы нынешнего мировоззрения. Западное христианство сегодня - это по сути антихристианство, которое не видит границ между добром и злом. Эпоха Возрождения положила начало этому процессу во всех сферах, в том числе и религиозной. В творчестве Лосева, продолжил докладчик, показано отличие классического христианского вероисповедного мировоззрения и модернистского, антропоцентристского мировоззрения.

Философ занимался изучением мифа. Миф - это не выдумка, а способ человеческого отношения к миру, другого способа не существует. Рационализм есть разновидность мифа. По Лосеву, все - миф, только вера в Бога не миф, она есть абсолютный миф.

Надо благодарить Бога, что у нас был Лосев, сказал в заключении профессор Казин.

Затем философ ответил на вопросы присутствующих. Он в частности отметил, что Лосев также был исихастом, как и отец Павел Флоренский. Он был сторонником софиологии, признавал учение о мировой душе. У Лосева и Флоренского, считает А.Казин, больше общего, чем раздельного. Оба имяславцы. Оба изучали символизм, правда, у Флоренского ощущается явный перегиб в сторону символической мистики. Примером является его учение об иконостасе: он считал, что икона - это не образ святого, а сам святой.

Со своей стороны Борис Дверницкий заявил, что Лосев является основоположником русской философии. По его мнению, наследие основоположников недопустимо менять, его можно только дополнять, развивать и продолжать. Лосев, полагает докладчик, коснулся глубины русского национального духа во всех сферах. В 1925 году, отметил Б.Дверницкий, Лосев и его жена тайно принимают монашество. Об этом не знают даже их близкие люди. Философ не мог жить без веры и мысли. Говоря о том, что Лосев был сторонником имяславия, докладчик напомнил, что согласно этому учению, имя Бога и есть Бог, но Бог - не только имя Божие.

Председатель общества им. Ивана Ильина Николай Симаков отметил, что его лично и представителей его поколения привела ко Христу русская религиозная философия, которая является по существу апологией Православия. Лосев - это богослов и философ. Последний энциклопедист, не считая отца Павла Флоренского. Лосев - исповедник, и его книги исповеднические. Именно за книги, связанные с имяславием, он и был осужден и отправлен в ГУЛАГ. Вообще имяславие, продолжил докладчик, до сих пор остается спорной проблемой, разрешение которой возможно только на Соборе. Лосев был паламистом. Русская философия, в отличие от западной, смыкается с богословием. Благодаря Лосеву сохранилась традиция русской религиозной философии, переходящей в богословие.

После выступлений докладчиков состоялась оживленная дискуссия. В семинаре также приняли участие член Собора православной интеллигенции капитан 1 ранга Александр Беляков, доктор философских наук, профессор Александр Кугай, доктор экономических наук Валерий Андреев и др.

Конференция завершилась чаепитием, во время которого состоялось обсуждение насущных проблем. В частности, выражалась обеспокоенность тем, что Марсово поле в Санкт-Петербурге фактически превращено в место проведения содомитских мероприятий. Некоторые задавались вопросом, как следует относиться к олимпийского огню, надо ли его воспринимать только как элемент спорта, или он еще является языческим символом. Высказывалось предложение продолжить борьбу с последствиями введения инструментов идентификации личности. Также прозвучало сообщение о готовящейся презентации второго диска «Русские герои», содержащего миниатюрные исторические фильмы, созданные сотрудниками «Русской народной линии».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Последний энциклопедист

Алексей Фёдорович Лосев, он же - монах Андроник (память преп.Андроника и Афанасии ныне, в честь к-х они с супругой и постриглись) - уникальный русский философ, создавший невольно свою школу и приведший к вере сонм научных работников и не только... Я покорён его заслугой пред Богом в отстаивании высшего пилотажа - крепкой православной догматики, особенно в части тринитарного догмата. Используя философский аппарат и свой искромётный диалектический метод и без единой ссылки на Писание, Лосев блестяще показал абсурдность "филиокве", например. отсюда и католицизм как "завуалированное язычество" и , естественно , протестантизм, как "замаскированный атеизм". После Лосева можем говорить о самобытной русской (религиозной -- нерилигиозной - не важно)философии, также как мы говорим о греческой философии или о немецкой. и именно Лосев поднял планку на такую высоту, куда не дотянуться уже никогда никому.
Богачёв / 21.10.2013, 18:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22