«Антраша» на сцене российской истории

Профессор Игорь Фроянов о попытках изъять из учебников термин «татаро-монгольское иго»

Новые учебники истории в России 
0
1330
Время на чтение 4 минуты

Как сообщалось, декан исторического факультета МГУ, академик, профессор Сергей Карпов в интервью газете «Взгляд» рассказал о спорах ученых по поводу содержания единого учебника истории. Он в частности признался, что не считает, что нам нужно отказываться от термина «монголо-татарское иго» как такового, но, по его мнению, «нужно понимать, что татаро-монгольское завоевание не ликвидировало политической самостоятельности многих княжеств». «Оно их подчинило, встроило в другую систему. Нужно понимать, что такое был Улус Джучи (Золотая Орда) - это была великая империя, которая обеспечивала политическое единство, стабильность торговых путей от Китая до Причерноморья и их связь с Западом (в чем большую роль играли и итальянские фактории Причерноморья). От термина «татаро-монгольское иго» отказались именно потому, что он не объясняет всего разнообразия, он дает лишь часть объяснения, в которой, конечно, тоже есть своя правда - потому что было насилие и подчинение. Поэтому отказались, а не под каким-то давлением татарских историков. Авторы прислушались к мнению наших татарских коллег и согласились с тем, что действительно была недооценка роли Золотой Орды. Точно так же, как есть недооценка роли Великого Княжества Литовского в становлении русской государственности», - заявил эксперт.

Своим мнением по поднятой проблеме делится в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов.

«Русская народная линия»: Игорь Яковлевич, как Вы считаете, чем мотивированы попытки убрать из учебников истории термин «татаро-монгольское иго»?

Игорь Фроянов: Попытка отказаться от термина «татаро-монгольское иго» представляет, не побоюсь сказать, переворот в наших представлениях о прошлом России. Русская историческая наука на протяжении многих десятков, если не последних сотен лет в лице ее лучших представителей исходила из того, что нашествие татар являлось настоящим национальным бедствием для русского народа. Поэтому попытки переиначить историческое прошлое означают, как я уже сказал, переворот в наших представлениях относительно средневековой отечественной истории. Я не против научных "переворотов" как таковых, но они должны быть результатом тщательных и выверенных исследований.

А здесь что мы видим? Какая-то неизвестная русской общественности группа лиц, которой  поручили составить сначала проект концепции учебника для средней школы, а теперь написать и сам учебник, исходя из сиюминутных соображений ложно понятой межнациональной толерантности, выдумывает и вытворяет на сцене российской истории всякие "антраша".  Этому можно было бы только позабавиться, не принимая всерьез, если бы речь шла не о составлении учебника истории для средней школы...

РНЛ: Согласны ли Вы с мнением академика Сергея Карпова, что термин «татаро-монгольское иго» не в полной мере описывает данный исторический период?

ИФ: Трудно (а сказать по правде, невозможно) сыскать в исторической науке термин, отражающий все разнообразие того или иного явления прошлой жизни. Важно другое: отражает ли термин главную суть явления, которое обозначает. С этой точки зрения термин татаро-монгольское иго вполне адекватен исторической действительности. И отказываться от него нет должных оснований, если не причислять к ним конъюнктурные мотивы. Кроме того, следовало бы, на мой взгляд, осторожнее выражаться относительно того, что «татаро-монгольское завоевание не ликвидировало политической самостоятельности многих княжеств». Это завоевание, насколько известно, лишило суверенитета завоеванные княжества Руси, поставил их в жесткую политическую зависимость от монгольских ханов. В результате был разрушен полностью социально-политический уклад, существовавший в Древней Руси.   Что касается политических отношений между княжествами той поры, то и здесь все не так все просто, как может показаться с первого взгляда. Я имею в виду роль и значение великокняжеского владимирского стола, приобретшего не без посредничества монголов особый политический статус на Руси XIV века - он давал преимущество над остальными княжениями, и обладание им поднимало над другими князьями той поры, отчасти понижая их политическое положение. Вот почему за Владимирское княжение между Москвой и Тверью шла упорная, временами кровавая борьба на протяжении всего XIV столетия. В конце концов, московские князья добились безраздельного права на Владимир, что в значительной степени усилило политически Москву сравнительно с другими княжествами. Поэтому вряд ли можно согласиться с тем, будто завоеватели оставили в неприкосновенности политическую самостоятельность русских княжеств.

Я ценю и уважаю Сергея Карпова, но в данном случае не могу с ним согласиться. Против данного утверждения свидетельствует не только историческая наука, о чем я говорил в начале нашей беседы, но и сама историческая память русского народа.  В частности, если бы было так, как пытаются представить события нам сейчас, то, вероятно, мы бы не имели блестящий набор сочинений, посвященных Куликовской битве. Мы иначе бы оценивали историческую роль Дмитрия Донского. Мы по-другому воспринимали бы нравственно-религиозный подвиг преподобного Сергия Радонежского, который благословил великого князя московского на битву с татарами. Мы, наверное, не понимали бы русских песнотворцев, создававших былины - красу русского героического эпоса.

Ведь, что мы имеем в былинном творчестве? Несмотря на то, что былины «владимирова цикла» создавались в домонгольский период истории Руси, былинные герои сражаются  не с хазарами, печенегами или половцами, а с...татарами - факт весьма примечательный, свидетельствующий о том, что в народном сознании, в исторической памяти русского народа татаро-монгольское нашествие и последующее за ним долговременное иго запечатлелись как колоссальная историческая угроза самому существованию русского этноса и, следовательно,  России.

Шатания в области русской истории предполагаемых авторов школьного учебника по истории порождают во мне большое сомнение относительно возможности написания ими такого учебника, который объективным образом излагал бы нашу отечественную историю. По данной проблеме я уже высказался в статье «В России Государство, Церковь и Народ - органически соединённые силы», опубликованной на «Русской народной линии».

РНЛ: Согласны ли Вы с утверждение академика Сергея Карпова, что дореволюционный учебник С.Ф.Платонова является своего рода эталоном?

ИФ: Для своего времени учебники Платонова и Иловайского были хороши. Поэтому они выдержали много изданий. Но с тех пор прошло немало времени. Историческая наука стала более емкой по содержанию. Конечно, нам необходимо равняться на лучшие образцы прошлых лет, но при этом необходимо соответствовать современному уровню научных знаний. И самое главное - не подстраиваться под преходящие обстоятельства, далекие от исторической правды.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. о попытках изъять из учебников термин «татаро-монгольское иго»

нашествие татар являлось настоящим национальным бедствием для русского народа

Было ли нашествие "бедствием" для Православной Церкви или "спасением от порабощения латынами", пусть и достаточно дорогой ценой, - еще очень большой вопрос. Соотвественно, и оценка нашествия связана с тем рассматриваем ли мы Русь Православным Царством или языческим "национальным государством" термин татаро-монгольское иго вполне адекватен исторической действительности

Термин "иго" еще не означает "зло" от матфеа святое благовествование Глава 11 27 (Зачало 43) Вся мне предана суть отцемъ моим: и никтоже знает сына, токмо отец: ни отца кто знает, токмо сын, и емуже аще волит сын открыти. 28 Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы: 29 возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: 30 иго бо мое благо, и бремя мое легко есть. С точки зрения Митрополии Всея Руси, монастырей и поднятого ими из "ничего" Московского Великого Княжества (позднее царства) записывать "иго" в однозначное "зло" - явно "странновато". роль и значение великокняжеского владимирского стола, приобретшего не без посредничества монголов особый политический статус на Руси XIV века - он давал преимущество над остальными княжениями, и обладание им поднимало над другими князьями той поры, отчасти понижая их политическое положение. Вот почему за Владимирское княжение между Москвой и Тверью шла упорная, временами кровавая борьба на протяжении всего XIV столетия. В конце концов, московские князья добились безраздельного права на Владимир, что в значительной степени усилило политически Москву сравнительно с другими княжествами.

Владимирский стол при "посредничестве монголов" приобрел "особый статус" не в 14, а 13в в ходе длительных переговоров в орде великих князей Ярослава и Александра. Борьбу за владимирский стол вели в начале 14в тверские князья с князем московским и новгородским Юрием Даниловичем. В 1327, после невыполнения тверскими князьями обязательств по сбору "выхода" следует татарский поход на Тверь, после которого великокняжеский ярлык делится между Москвой и Суздалем. В дальнейшем количество "великих княжеств" только вырастет. Тем самым выстроенная при Александре Невском система русско - ордынских отношения будет окончательно сломлена. Москва поднялась не в силу "победы в борьбе за владимирский стол", а в силу нахождения в ней Митрополии Всея Руси. мы бы не имели блестящий набор сочинений, посвященных Куликовской битве. Мы иначе бы оценивали историческую роль Дмитрия Донского. Мы по-другому воспринимали бы нравственно-религиозный подвиг преподобного Сергия Радонежского, который благословил великого князя московского на битву с татарами

Если не будем замалчивать истории с "нареченным митрополитом Михаилом", с изгнанием из Москвы митрополита Киприана, с его "посланием к игуменам Сергию и Федору", в котором содержится анафема великому князю, "историческая роль Дмитрия Донского" и "подвига Сергия Радонежского" сразу же будут выглядеть по-другому. Так же по другому будут выглядеть "блестящий набор сочинений", если учитывать что он создавался в оппозиционном официальной Москве звенигородском уделе в целях политической пропаганды. Для своего времени учебники Платонова и Иловайского были хороши.

У них была своя концепция истории, правильная или неправильная, но была. Сейчас - "ни руля ни ветрил" и непонятно "чего хотим" На базе "временных компромисов", так в состоянии ежегодного переписывания учебников истории и останемся.
Иван Зайцев / 19.10.2013, 10:35

2. Re: «Антраша» на сцене российской истории

"Татаро-монгольское" можно заменить на "ордынское" иго.
samovarov / 16.10.2013, 17:56

1. Re: «Антраша» на сцене российской истории

Чубарьян - товарищч от всемирной истории, хотя, человек известный, в серьёзные люди не годится! Сергей Павлович Карпов, при всём уважении(!), всё - таки медиевист. Почему они, почему специалист по древней Руси Фроянов - где-то на галёрке, к разработке учебника близко не подпускают?! Опять что-ли компашка Юрчика Пивоварова и ему подобных будет заботиться о наших детях?
Опричник / 16.10.2013, 17:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Яковлевич Фроянов
Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства
О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва)
05.02.2017
Все статьи Игорь Яковлевич Фроянов
Новые учебники истории в России
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22