Россия, возможно, осуществит поставки зенитно-ракетных систем в Иран. Москва и Тегеран, по информации «Независимой газеты», договорились положительно решить этот вопрос. Более того, есть основания полагать, что иранская сторона откажется взыскивать неустойку с России за непоставку этих систем в 2010-2012 годах.
Эти события комментирует для KM.RU президент Института национальной стратегии Михаил Витальевич Ремизов.
«Информация пока еще окончательно не подтверждена, но сейчас хороший момент для принятия таких решений, и тем более момент удобен для вброса пробных шаров, - заявил политолог. - Происходит разрядка в американо-иранских отношениях, или, по крайней мере, такая разрядка стоит на повестке дня американских элит и нового иранского президента. Мы могли оказаться в ситуации, когда из-за давления западных партнеров мы отказываемся от обязательств перед "странами-изгоями", а потом они "возвращаются в семью народов", но уже ориентируются в плане контрактов на США и Европу. Это отчасти уже привычная для нас ситуация, но не хотелось бы, чтобы это повторилось вновь и вновь».
«Были обязательства Москвы перед Тегераном, но в какой-то момент Москва отказалась от поставок, и это стало конфликтом в двусторонних отношениях. Причем С-300 – это оборонительное оружие, поэтому отказ от выполнения контракта спорен, и к тому же мы за это ничего не получили. Такое решение стоит в ряду других уступок – по Баренцеву морю и по Ливии. Это была жертва на алтарь российско-американской перезагрузки, но повестка перезагрузки на данный момент исчерпана, и жертвы на алтарь несуществующего проекта приносить не стоит», - считает эксперт.
«Возникает вопрос: насколько жестко американцы воспримут наши действия? Будет ли это переходом за красную линию? В ходе нынешних утечек ответ на этот вопрос, возможно, как раз и пытаются получить в Москве. США сняли вопрос удара по Ирану с повестки дня, так что для нас появляется благоприятный момент, хотя окончательно угроза Ирану не исчезнет даже в случае, если поставки из России осуществятся», - уверен Михаил Ремизов.
«Тем не менее, фактор поставок важен. Дело в том, что западные стратеги при операциях вмешательства используют стратегию контроля над воздушным пространством, и есть барьер неприемлемых потерь, который относительно низок. На Западе сто раз подумают, рисковать или нет. Для Израиля барьер повыше, но эта страна дорожит жизнью каждого солдата, и там тоже будут тщательно взвешивать цену вмешательства. Это хорошо, потому что удары по Ирану не будут игрой в одни ворота и таят в себе непросчитываемые риски и для региона, и для мира в целом», - полагает политолог.
«Не пытается ли Россия поставками в Иран на самом деле вооружить Сирию? То есть Москва как бы снимает с себя ответственность, если оружие попадет в Сирию через другую страну (Иран). Я думаю, что контракты это исключают. Как правило, в таких договорах прописывают, что исключена передача оружия третьей стороне. В этом конкретном случае Иран, по моему мнению, гораздо больше обеспокоен собственным пространством безопасности. К тому же для развертывания и постановки на боевое дежурство этих систем требуется время, а процессы в Сирии идут прямо сейчас, так что эта поставка неактуальна для них», - заключил Михаил Ремизов.