В сопровождении Максима Ткачука, очень хорошо знавшего окрестные леса, мне пришла идея осуществить переход до Семиозерья по бывшей этапной дороге, что и было предпринято в 2004году, а в 2005г. - поход повторили. В каждом из походов мы совершали водосвятный молебен с поминовением всех пострадавших во времена лютых гонений. В 2006г. вместе с помощниками из храма святой Варвары, поставили Обетный Крест на берегу реки Колозьма. Добраться до этого места можно только водным путем по реке во время паводка в мае, поскольку река летом мелеет на столько, что по ней можно ходить вброд.
Архивные сведения по колонии №2 на Семиозерье не сохранились. Но известно, что в Семиозерлаг ссылали монахов из Соловецкого монастыря, верующих мирян и простых людей, объявленных советской властью врагами народа. Божьим промыслом мне удалось познакомиться с бывшим старшим оперативным уполномоченным колонии-поселения №2 (Семиозерье) Бабыль Владимиром Григорьевичем, который служил там в 70-х годах 20 века и, хотя не застал всех ужасов советского лагеря, в который отправляли людей «в один конец», поведал некоторые интересные факты из истории.
В 20-е годы на Семиозерье была образована колония №2 строгого режима. В мае 1970 года колонию перепрофилировали в колонию-поселение. Этапы возили на теплоходах с Архангельска до Манатьи, далее в автозаках по 24 человека до Семиозерья. Сюда ссылали жителей Архангельска, Соломбалы, Северодвинска, Москвы, Петербурга, советских республик - было много эстонцев, литовцев, белорусов, армян. Колония занималась лесозаготовками на Юрках, что в 9 км от колонии. В лесу трудились в основном эстонцы и архангелогородцы. Остальные работали в столовой, топили печи, следили за порядком на территории и так далее. В колонии трудились два лесных отряда по 120 человек, которые занимались лесозаготовками и один отряд механизаторов и шоферов. Были малокомплексные бригады по семь человек (тракторист, чекировщик, сучкорубщик, вальщики), в сутки каждая бригада должна была вырубить 24 куба леса, всего 350-360 кубов. Колония-поселение была рассчитана на 500 человек. Освобождаясь, некоторые политические заключенные устраивались вольнонаемными рабочими в эту же колонию. Служащие жили в бараках на р. Куропалде, а рядом стояли бараки заключенных примерно на 120 человек. В Семиозерье был большой поселок - два общих магазина, две бани - для вольных и заключенных, детский сад, столовая, кинотеатр, 3 дизеля (для выработки электроэнергии и перекачки воды по поселку). Поскольку производство колонии было планово-убыточным, много леса списывалось, проявлялась бесхозяйственность, в 1978 году колонию-поселение закрыли. Сейчас от старого вольного поселения на месте гулаговского лагеря остались одни развалины.
Есть информация, что после основания Семиозерлага в его окрестностях поселялись монахи Соловецкого монастыря, изгнанные со своих мест, но не желавшие расставаться со своими арестованными, осужденными и заключенными в лагерь на Семиозереье братьями. Известны поселения монахов на Волкозеро, в окрестностях Тельдозеро, Лодьмозеро на местах старообрядческих скитов. В память об этих мужественных черноризцах, община храма святой Варвары с помощниками установили Обетный Крест на берегу Колозьмы выше слияния с Куропалдой, который изготовили своими руками в храме и переправили его по большой воде, весной по рекам Лодьма и Колозьма.
В планах обновление и установка нового креста.
Иеромонах Даниил (Плотников), руководитель отдела по тюремному служению Архангельской и Холмогорской епархии
Впервые опубликовано в блоге священника.