Дни свои инок проводил в трудах, а ночи - в непрестанных молитвах и песнях духовных. Благодать Божия просветила разум его, воздержание и пост усмирили плоть, уединение и безмолвие развили смирение, наполнили сердце его радостью и весельем.
Жители города Вологды и окрестностей, узнав о дивном житии преподобного Галактиона, приходили, чтобы посмотреть на него, получить благословение, услышать слово назидания. А святой не довольствовался обычными иноческими подвигами: он приковал себя цепью к потолку своей малой хижины, так что не мог ни выйти куда-либо из своего затвора, ни лечь на пол.
В это время на Руси началась смута: один за другим являлись самозванцы, а поляки и литовцы бродили по стране и производили грабежи и насилия. Исполнившись дара прозрения, преподобный Галактион расковал свою цепь и в веригах явился в земскую избу, где собирался народ. Он советовал гражданам построить в один день на месте своих подвигов храм во имя Пресвятой Богородицы, и память чуда от иконы Знамения в Великом Новгороде, с верой в то, что Царица Небесная защитит город и избавит всех от нашествия иноплеменников. Однако жители Вологды не приняли благочестивого совета, а некоторые прямо обвинили святого в корысти - дескать, заботится он только о себе и ленится ходить в дальний храм. В ответ Галактион предсказал народу подробно о грядущих бедствиях, которые и произошли, когда вскоре, 22 сентября 1612 г., Божиим попущением, на Вологду напали поляки и литовцы. Они сожгли храмы, многих предали смерти, многих взяли в плен.
Не пощадили иноверцы и угодника Божия. Набросившись на него с бешенством, вытащили его вон из кельи, волоча, нещадно били, поносили бранными словами, кололи мечами, сбросили ему на голову бревно с крыши здания. Видя приближение своей кончины, святой молил Господа простить ему все прегрешения и избавить от воздушных мытарств. Измученный врагами он преставился ко Господу с молитвой 24 сентября 1612 года.
Благочестивые христиане погребли тело преподобномученика в его келлии. Над местом погребения стали совершаться чудесные исцеления. При епископе Варлааме (1627 - 1645) над мощами преподобномученика Галактиона был построен храм в честь Знамения Божией Матери и основана обитель. По благословению архиепископа Маркелла (1645 - 1663) в обители был построен соборный храм во Имя Святого Духа, и монастырь стал именоваться по этому храму.
Сегодня мы также вспоминаем русского поэта и литературного критика Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864). Аполлон Григорьев родился в Москве в семье чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). Стал главой т. н. молодой редакции «Москвитянина» и его ведущим критиком (1850-1856). Для статей Григорьева 1850-х годов характерна романтическая утопия, мечта о патриархальном народе, свободном, талантливом (черты такого идеала Григорьев видел в русском купечестве).
Свою эстетику Григорьев создавал под влиянием философов-идеалистов Ф.Шеллинга и Т.Карлейля. Основной пафос «органической критики» Григорьева - защита в искусстве «мысли сердечной», синтеза мысли и души художника, интуитивности и целостности познания жизни. Главное внимание Григорьев уделял национальным и нравственным проблемам современного искусства, но, в отличие от революционных демократов, отказывался от политических выводов и интересовался не столько объективной сущностью характеров персонажей, сколько отношением автора к героям, отражением в них «натуры» автора.
В 1840-х годах Григорьев восхищался творчеством Гоголя; в «Москвитянине» он защищал «патриархальные» пьесы Островского; после 1855 года признал в русском национальном характере не только «смирение», но и бунтарство; начал положительно отзываться о творчестве Лермонтова, Герцена, Тургенева, а идеалом для него стал Пушкин. В 1861 году вместе с Ф.М.Достоевским и Н.Н.Страховым Григорьев выступил как пропагандист идей почвенничества. Сотрудничал в журнале «Время» (1861-1863). В этот период усиливается историзм критического метода Григорьева, растет интерес к протесту личности («О развитии идеи народности в нашей литературе», 1861-1862), однако Григорьев пытается примирить западничество и славянофильство, соединить популярные идеалы эпохи с Христианством.
Главный герой поэзии Григорьева – страдающая романтическая личность со «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. В лирический цикл «Борьба» (1857) входят лучшие стихи Григорьева («О, говори хоть ты со мной...», «Цыганская венгерка»). Григорьев переводил Шекспира, Байрона, Гейне, Беранже. Его поэзия оказала влияние на А.А.Блока.
Также сегодня мы вспоминаем маршала авиации, командовавшего во время Великой Отечественной войны авиадивизией и авиационным корпусом дальнего действия, министра гражданской авиации СССР (с 1964 г.) Евгения Федоровича Логинова (1907-1970) и поэта Сергея Сергеевича Орлова (1921-1977).