Летом мэр столицы Сергей Собянин заявил, что в Москве пока нет необходимости возводить новые мечети: по его словам, для постоянно проживающих в Москве мусульман действующих мечетей достаточно, а на необходимости новых настаивают мигранты, прописанные в лучшем случае в Подмосковье: «Строить мечети в Москве для всех желающих со всей страны, я считаю, это перебор…. Ни одного проекта, который мы в ближайшее время собираемся реализовать и разрешить, не существует». То же самое он повторил и на заседании дискуссионного клуба «Валдай»: «Дополнительного строительства мечетей в большом количестве не требуется».
Заметим, что по данным, имеющимся в распоряжении редакции Regions.Ru, количество исповедующих ислам в Москве, нуждающихся в новых культовых сооружениях для отправления религиозных нужд, значительно завышается. Так, на главные мусульманские праздники в столицу свозят мусульман-гастарбайтеров не только из Подмосковья, но и из сопредельных областей.
Московские мусульмане решили предложить компромиссный вариант и направили письмо столичному градоначальнику с просьбой выделить участок земли под строительство исламского центра в Троицком административном округе.
Это не первая попытка различных российских исламских организаций добиться постройки мечетей в столице. Но даже если власти давали добро, то против строительства выступали местные жители. Так было в Текстильщиках и Митине, где после митингов и народных сходов отменили запланированное строительство мечетей. В ЦДУМе рассчитывают, что если строить мечеть в «новой Москве», такой проблемы не возникнет.
«В "новой Москве" не такая плотная застройка, там можно найти место в стороне от жилых массивов, чтобы не было возмущения местных жителей. Мечеть небольшая — на несколько тысяч человек. Но сама территория немаленькая, на ней будут социальные объекты: музей, халяльное кафе, культурный центр. Точно район пока не определен, но мы рассчитываем, что выделят там, где есть татарское население и есть возможность гулять с детьми», — рассказал «Известиям» председатель Духовного управления Москвы и центральной части России в составе Центрального духовного управления мусульман России Альбир-хазрат Крганов.
Сейчас в Москве действует шесть мечетей: Соборная мечеть на проспекте Мира, Историческая мечеть в бывшей татарской слободе в Замоскворечье, мемориальная мечеть в Парке Победы, суннитская мечеть «Ярдям» и шиитская мечеть «Инам» (находятся в одном здании в религиозном комплексе в Отрадном), а также шиитская мечеть в посольском городе Исламской Республики Иран. Помимо них, в столице открыто немалое количество домовых мечетей и молельных залов, некоторые из которых по вместимости сравнимы с перечисленными. Общее число таких помещений насчитывает несколько десятков, если не сотен. Оценки числа живущих в Москве мусульман расходятся на порядок и колеблются от полумиллиона до 5 млн человек.
«Почему, на ваш взгляд, москвичи выступают против строительства мечетей? Как вы относитесь к идее "мусульманского городка" в "новой Москве"? Не следует ли регулировать миграционные потоки с учетом религиозной принадлежности, направляя исповедующих ислам в регионы, где эта религия является традиционной?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что совсем закрыть глаза на присутствие мусульман - это глупо.
«Они исторически проживали на территории России, пусть строят мечети, но там, где они живут. Тем более было бы неразумно перестраивать Москву с ее многовековым культурным, архитектурным и так изрядно уже испорченным обликом. Чего ради православному населению оказываться по соседству с мечетью? С другой стороны надо находить места, где культурные мусульманские центры существовали бы отдельно и компактно применительно к тем группам населения, которые исповедуют ислам. Это нормальная культурная политика. Не надо устраивать резервации, надо строить мечети в местах компактного проживания. Учитывать религиозный элемент при миграции обязательно нужно. Мигранты позиционируют себя в первую очередь с религиозной, а не национальной позиции, и не будет ничего зазорного в том, чтобы распределять миграционные потоки в соответствии с религиозными взглядами», - заключил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, подчеркнул, что снявши голову, по волосам не плачут.
«А на что, собственно, мы обижаемся? Ведь сами виноваты. Естественного прироста среди коренных москвичей нет и не предвидится - только за счет приезжих. А в основном это мусульмане. Хочешь или не хочешь, а процесс идет. Не будут русские семьи большими, не будет подниматься экономика и Москвы, и окраин, - люди будут ехать за «длинным рублем» в Москву. В провинции заработать негде. Сейчас еще что-то можно запрещать, но скоро мусульман станет столько, что, наоборот, все будут разрешать. Конечно, Москва – православный город, и будет странно, если в нем будут строиться мечети и создаваться мусульманские районы, но вследствие развала и духовного, и нравственного, и экономического, и социального, это становится неизбежным. Так что нужно думать о том, как негативные процессы сделать позитивными, чтобы шло позитивное развитие», - заключил священник.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что, действительно, где миллионам мусульман, живущих в Москве, совершать намаз, отмечать свои праздники, - ведь они имеют на это право, или нет?
«Проблема реальна. Другое дело, где собственно такой духовный центр строить? Ведь коренных жителей тоже понять можно. Их протесты были совершенно законны. Где-то в "Новой Москве" строительство этого центра, наверное, возможно - естественно, при условии абсолютного согласия местных жителей и общественности. Многое зависит от того, как мы себя поведем. В нашей миграционной политике, к сожалению, было допущено очень много грубых ошибок. Вопрос уже в том, возможно ли их хоть как-то исправить? Ведь если ничего не предпринимать, то мусульман в Москве скоро станет уже большинство. Это видно в школах, детских садах. Со всей очевидностью мигранты замещают местное население. Впрочем, мы видим нечто похожее и в Европе – уже как в известном романе "Мечеть Парижской Богоматери". И у нас грозненская мечеть чуть ли не стала символом России. Чего уж тут удивляться?» - вопрошает игумен.
«Логичнее было бы, конечно, приглашать мусульман на работу в мусульманские регионы России, имеющие ту же культурную традицию. Сейчас же дело идет к столкновению не просто культур, но мировоззрений, христианского и мусульманского. В Москве это уже проявляется – не только этнические, но и религиозные разногласия. С мигрантами с Украины и из Молдавии таких проблем все-таки нет. Но и мусульмане ведь не с мечом к нам пришли, это же не исламская агрессия какая-то. Они оказались в тех условиях, которые мы же и подготовили. Национальную политику нужно, конечно, выстраивать на определенных приоритетах. Сейчас это одна из важнейших задач государства и общества. Здесь необходимо их согласие. Потому что речь идет уже о выживании нации – сохранении ее культурной и духовной идентичности. Но многое зависит и от нас самих - как мы выстраиваем свою жизнь, каких ценностей придерживаемся», - заключил отец Гермоген.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, сказал, что необходимо отказаться от модели развития за счет дармовой рабочей силы.
«Но увы, - здесь все "схвачено". Наплыв мусульман в наши края напрямую связан с коррупцией, причем на довольно высоком уровне. Получение российского гражданства стало "делом техники". Политиков, похоже, не волнуют проблемы демографии, изменения национального состава российского населения, сохранения культурной и духовной идентичности. Почему население против? Потому что это совсем другая культура. Потому что христианская культура не может смешиваться с мусульманской, причем мусульмане понимают это лучше христиан. Тревога коренного населения обоснована с культурно-исторической точки зрения. Пятьсот лет прошло, как пало татаро-монгольское иго, но страх от него у нас в крови. Тесное соседство с мусульманами поэтому и будет восприниматься большинством именно как стеснение. Чтобы помочь носителям христианской культуры жить в мире с носителями исламской культуры в одной стране, эти потоки, эти движения народных масс надо как-то грамотно развести. Смешение их будет взрывоопасным. Рационального объяснения этому нет. Есть вещи, которые сильнее нас», - заключил священник.