Физические наказания детей уместны в определенных случаях

Иерей Алексий Мороз о проблеме домашнего насилия и о правильном воспитании ребенка

Ювенальная юстиция 
0
1400
Время на чтение 6 минут
На телеканале «100 ТВ» программа «Свобода выбора» была посвящена проблеме «Наши дети: бить или не бить?» В ней приняли участие: Наталья Искра, доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПбГУ; иерей Алексий Мороз, кандидат педагогических наук; Марина Поняхина, руководитель горячей линии «Россия. Семья. Дети»; Владимир Суздалевич, отец двоих детей (Норвегия).

Мы попросили рассказать подробнее о дискуссии в программе одного из ее участников, к.п.н., председателя правления Собора православной интеллигенции иерея Алексия Мороза.

 
Передача прошла, в общем-то, неплохо, она как раз выявила основные тенденции, которые существуют и в нашем обществе. Не секрет, что в современной России очень много насилия, очень много агрессии наблюдается, как и во внешней стороне общества, так и внутрисемейной.

Очень часто люди погружаются в погоню за деньгами, они пытаются выжить в этом мире, а другие люди, порабощенные алкоголизмом и наркоманией, вымещают свое раздражение и недовольство существующим положением вещей с помощью физического рукоприкладства. А поскольку они могут его применить к наиболее слабым созданиям, то здесь больше всего получают от них женщины и дети. Действительно, мы видим, что сейчас в стране очень много насилия царит внутри семей, когда бьют женщин, слабых детей, вымещая злобу, неудовлетворенность и агрессию на них. И здесь возникает вопрос: а почему это происходит?

Некоторые неразумные респонденты, то есть те, кто звонил на передачу, начали говорить, что это происходит оттого, что якобы существует такая традиция в Православии - при воспитании бить, и это проявляется в такой гротескной форме. Я на это сразу четко ответил, что это совершеннейшая ложь, что Православие всегда говорит о любви к ближнему. И сказано что «нету большей той любви, как только положить душу свою за други своя» (Иоан. 15, 13). А какая любовь может допустить насилие и избиение беззащитных, слабых, немощных, да еще твоих членов семьи! Это в православной традиции невозможно, а вот при потере православной традиции это как раз и происходит. Когда люди теряют Бога в голове и утрачивают совесть за ложным сердцем, тогда их душа наполняется злобой, ненавистью, агрессией.

Мы с вами знаем, что насилие, агрессия, злоба – это воля дьявола. И когда человек этим дышит, и это происходит вовне, значит, он просто бесообладаемый, бесам все равно, кого ты ненавидишь, что ты разрушаешь. Главное, чтобы ненавидел и разрушал,  и в этом ты бесам уподобляешься. Люди, которые потеряли традиции Православной веры, которые живут этим миром, которые напитываются злобой и агрессией из фильмов, из компьютерных игр и вообще своего стиля поведения в обществе, просто становятся одержимее, бесноватыми, и эта злоба и одержимость проявляется очень часто в разных семьях, я уж не говорю о наркоманах и алкоголиках, которые в силу своей страсти являются одержимыми и бесноватыми. Все это может проявляться опять же в злобе, агрессии, насилии над более слабыми людьми. Причина таких насилий в семье и обществе - это отступление от православных традиций, передача себя во власть демона, беса, через злобу, агрессию, насилие, которые царят в этом мире, и которые искусственно насаждается. Достаточно включить любой современный фильм, особенно американский боевик, и ты увидишь насилие и агрессию как форму решения вопросов, как допустимый метод, и ему обучаются люди.

А почему обучаются? Потому что, когда они обучены этому злу, их душа открыта для демонического воздействия, и бесы легко управляют людьми, дергая за ниточки их страстей. Поэтому, конечно же, православная традиция выступает против насилия, избиения. А что допустимо? Ведь, с другой стороны, мы видим, что в современной психологии развивается такая идея, что вообще детей нельзя наказывать никак – физическим образом, нельзя даже дать легкого шлепка, потому что якобы это может привести к необратимым изменениям в психике, что навредит в будущем. Это другая сторона медали, и она тоже ложная, абсолютно ложная. Мелкий шлепок – наказание физическое - применялось в арсенале педагогических средств, как в дореволюционной России, так и в наше время, как один из необходимых инструментов. Там, где его можно избежать, безусловно, его нужно избегать, но есть такие ситуации, когда ребенок, допустим, не понимает происходящего и, войдя в эмоциональный раж, пытается добиться своего и не останавливается не перед чем, и никакие словесные уговоры уже на него не действуют. Вот тогда мелкий шлепок приводит его в чувство и отучает его требовать не исполнимое.

Еще сказано в Священном Писании: «Всякого сына, которого люблю, того и наказую». А в народной пословице говорится о наказании сына, который пока лежит поперек лавки (или вдоль лавки). Действительно, та же психология говорит о том, что допустимо только определенное физического наказание. В возрасте примерно от двух, трех лет и до примерно подросткового периода, до лет 11. Дальше оно крайне нежелательно. И то оно применяется тогда, когда ребенок еще полностью  не является сознательным существом,  и чтобы пресечь его действия, которые могут нанести ему вред очень серьезный, допустимо это физическое насилие. В каких случаях оно допустимо? Первое: когда создается угроза для жизни самого ребенка. Например, он не слушает родителей, а постоянно, допустим, включает газ или пытается в электрические розетки сунуть булавки или перебегает дорогу на красный свет, и существует явная угроза его жизни. Чтобы как-то это пресечь и эмоционально заставить его задуматься, допустимо легкое физическое насилие. Или когда его действия приносят вред для жизни других людей. Например, он с балкона бросает вещи, куклы, тяжелые предметы, которые могут покалечить других людей. Здесь тоже нужно, чтобы эмоционально ребенок вспомнил, чтобы его боль связалась в его сознании с тем ложным действием, которое он делает.

Есть несколько рекомендаций, которые необходимо употреблять, если человек осуществляет шлепок в качестве наказания. Первое: ни в коем случае нельзя это делать в гневе, и если сам раздражен, вышел из себя, то ни в коем случае ты не должен в этот момент физически наказывать ребенка. Потому что в данном случае ребенок запомнит только твое разъяренное состояние и боль, которую ты ему причинил и которая никак не будет им связана с тем действием, за которое ребенок наказан. Поэтому нужно быть в мирном, спокойном состоянии, и после этого объяснить ребенку, за что он наказан. Второй очень важный момент: ребенок должен обязательно понимать, за что он наказан. Он должен понимать, что бьют не его, а он наказан за свой проступок. За то, что он ворует деньги постоянно, берет их из карманов без спросу, его и наказывают, за это очень плохое действие. Ребенок должен понимать, что в данном случае его наказали за воровство. Ребенок должен всегда понимать, что его действия будут оценены тем или иным образом. И чтобы он запомнил свой плохой поступок, этот поступок и наказывается. Это тоже очень важный момент: он понимает совершенно четко, ясно, просто, за что наказан.

Важно также и эмоциональное состояние родителя - наказывать надо без нервов, без криков. Это очень важный момент. При этих условиях эти наказания возможны. На сегодняшний день мы знаем, что во многих так называемых цивилизованных западных странах, возьмите ту же Англию, Канаду или США, разрешены телесные наказания детей, которые не приводят к физическому калечению или боли. Итак, даже на Западе вновь мы видим и телесное наказание, а почему? А потому, что, действительно, дети сейчас становятся распущенными из-за закачки агрессии, накачки виртуальной злобы, вседозволенности, которые культивирует ювенальная юстиция, и как-то ограничить их очень сложно. Потому что они настолько находятся в эмоционально разбросанном состоянии, что остановить их может только физическое воздействие. Если они не в состоянии воспринимать словесных вещей, то он входит в раж. Он выходит из себя, он эмоционален с истеричным, аффективным состоянием, и никакие слова он не воспринимает. А когда ребенок получает воздействие на тело в какой-то момент, то оно заставляет его остановиться, задуматься и вырваться из того состояния, в котором он находится.

Поэтому я считаю, что легкое физическое наказание, которое не причиняет физической травмы ребенку, вполне допустимо и может быть в арсенале педагогических средств воздействия на современного ребенка. Современное общество разделилось по этим вопросам, и половина респондентов согласилась со мной, что это допустимо, другая же половина - не согласилась. Не согласилась потому, что действительно сейчас прицепляют некое физическое насилие в семьях среди людей неверующих, и если сказать, что наказывать можно, то человек уже не будет соблюдать никаких правил, а просто будет бить, как бы узаконив свои действия тем, что на них получил добро специалистов. Об этом, кстати, и сказала мой оппонент из университета. Она отметила, что она не может сказать публично, что физическое наказание возможно. Она со мной согласилась, все-таки я ее убедил. Многие люди для широкой информации примут это высказывание вообще как разрешение, что можно бить, а где, когда, в каком состоянии – это уже уходит от человека. Если они начнут это неоднозначное дело с тяжелыми последствиями для детей, то я против такого подхода. На самом же деле, телесные наказания - это только один из возможных инструментов педагогическо-психологического воздействия на ребенка.          
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

40. Ответ на 31., любительница:

в школах основы психологии

В принципе Вашей выдержке и оптимизму по поводу воспитания детей по-хорошему завидую. Но думаю, психология здесь вряд ли поможет. Психология затрагивает лишь душевные сферы и то весьма поверхностно, а духовных совсем не касается, сферы, от которой в принципе многое зависит. Потом психология дает лишь общие представления и характеристики личности, и то весьма неполные. Чему она в принципе может основательно научить?
Ева / 09.10.2013, 08:16

39. Ответ на 37., Иванович Михаил:

Дисциплина должна быть армейской: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Мама - старшина, а папа - главнокомандующий.

Смешно. Но в каждой доле шутки есть доля правда.
Ева / 09.10.2013, 08:06

38. Ответ на 36., Ирина Фр.: К торжественному маршу!

Дети должны слушаться родителей безоговорочно, а если не слушаются - по попе и в угол.

Верно! Дисциплина должна быть армейской: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Мама - старшина, а папа - главнокомандующий. Уронили Мишку на пол, "Оторвали" Мишке "лапу". Все равно его не брошу - Потому что он хороший.
Иванович Михаил / 09.10.2013, 06:33

37. Ответ на 35., Метафора:

Любительница утверждает, что знание психологии позволит правильно воспитать ребенка. Но, судя по знакомым психологам, вернее, по их детям, это не совсем так. Мягко говоря. Кроме того, именно родители наиболее разболтаных и несносных детей говорят именно такие слова, как уважаемая Любительница.

Совершенно с Вами согласна. Испытывала то же самое чувство, читая, что пишет Любительница. Не встретила у нее лишь еще одну расхожую сентенцию типа "я буду всегда защищать своего ребенка". Мозги промыты у человека дочиста, к сожалению. Плоды не замедлят сказаться лет через 10-12. И про кризисы какие-то вымышленные сказано, и про "мужчину" в 1,5 года, и про неуправляемость как крик о помощи))) Хотя тут я, пожалуй, соглашусь. Это действительно крик, только крик о том - когда же, наконец, мне родители надают по попе как следует и отведут за ухо в угол! Здоровая семья никогда не была детоцентрической, если она здоровая. Никогда в такой семье родители не бежали "на шаг впереди школьной программы". Там дети учат уроки сами. И родителей - слушаются. Забытое слово, правда? Немодное))) А в этом слове, по-моему, весь корень правильного воспитания и заключается. Дети должны слушаться родителей безоговорочно, а если не слушаются - по попе и в угол.
Ирина Фр. / 08.10.2013, 22:14

36. Re: Физические наказания детей уместны в определенных случаях

Любительница утверждает, что знание психологии позволит правильно воспитать ребенка. Но, судя по знакомым психологам, вернее, по их детям, это не совсем так. Мягко говоря. Кроме того, именно родители наиболее разболтаных и несносных детей говорят именно такие слова, как уважаемая Любительница.
Lucia / 08.10.2013, 18:59

35. Ответ на 28., любительница:

То есть как минимум кризис 35 лет вы пережили или же переживаете. Давайте теперь представим ситуацию, в которой Вы действуете всему вопреки, всем в пику, ну или кому-то в пику и кому-то вопреки. Вы в этом, естесственно, не виноваты. Это исключительно Ваш мозг делает свое дело. Ваши поступки нелогичны, абсурдны, взрывоопасны и требуют порой немедленного вмешательства со стороны. Появлвяется некто. И рррраз Вам по спине со всей дури. в воспитательных целях. Чтобы остановился, а то занесло. А доводов разума не слушает... представили?

Именно так и происходит. Когда заносит, Бог вразумляет. Иногда довольно жестко. Но с какого-то момента я начал ловить причинно-следственную связь: почему (или для чего) со мной происходит то или иное... И тогда уже нет озлобления, а наоборот, происходит какой-то внутренний положительный процесс. Бог - Отец наш небесный, и поступает по-отечески. также и мы поступаем со своими детьми. Только вот "со всей дури" не надо. Надо соразмерно обстоятельствам, по-житейски мудро (в меру нашего разумения).
Андрей Карпов / 08.10.2013, 06:11

34. Ответ на 32., любительница:

И сосредоточимся на том, что здесь обсуждается

Давайте. Но тогда следует заметить, что и Ваши экскурсы в детство не по теме. В статье ни о каких избиениях речь не шла. Давайте придерживаться курса.
Lucia / 08.10.2013, 03:17

33. Ответ на 30., любительница:

.Ощущение, что это провокация))) честно. Давайте оставим трудности материнства. И сосредоточимся на том, что здесь обсуждается. Физнаказание. Хочу искренне верит в то, что мама тех 8х детей не требуетот них немедленного послушания

Простите, сорвался комментарий.
любительница / 07.10.2013, 23:10

32. Ответ на 29., Метафора:

я знаю семью, где 8 детей ... мама может подать им пример и лечь спать в 9 вечера? Я вовсе эне сторонница телесных наказаний. Но как много я вижу невоспитанных и абсолютно неуправляемых детей! Очень их жаль и их родителей - еще больше.

Создается впечатление, что это провокация. Честно. Давайте оставим трудности родительской доли. Кто на что учился, как говорится. Родили восьмерых, будьте любезны, занимайтесь. Что касается примера в 9 вечера. Мне хочется верить, что мама там мудрая и добрая женщина. А что касается жалости к родителям неуправляемых детей... Жалеть тут надо не родителей, уж простите! Дети-их зеркало. И даже не кривое. И такие фразы.... Провокация. Учите матчасть. А я просто скажу, что каждый такой ребенок всем своим существом кричит о помощи. Просто нормальные способы воздействия на родителей кончились. У взрослых же кончаются))) вот и у детей тоже. Круг-то замкнулся))) . Дети - не захватчики и агрессоры. Это такие же люди, как мы. Только требуют внимания и заботы как старики-больше. Тут был комментарий, что родители детей в возрасте 7-10 (кажется) лет машут рукой на них. Это не от страшной сущности детей))) а от незнания родителей особенностей их психологии, да и вообще психологии. Вот на мой взгляд, вместо юю и проч карательной системы вводили бы в школах основы психологии. Было бы через 4-5 поколений толку больше. А тут как обычно все. Страхом. Страхом. Наказанием.
любительница / 07.10.2013, 23:09

31. Ответ на 29., Метафора:

Я знаю семью, где 8 детей, из них пятеро - школьники. Думаете, их мама может подать им пример и лечь спать в 9 вечера? Я вовсе не сторонница телесных наказаний. Но как много я вижу невоспитанных и абсолютно неуправляемых детей! Очень их жаль и их родителей - еще больше.

Ощущение, что это провокация))) честно. Давайте оставим трудности материнства. И сосредоточимся на том, что здесь обсуждается. Физнаказание. Хочу искренне верит в то, что мама тех 8х детей не требуетот них немедленного послушания
любительница / 07.10.2013, 22:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Мороз
Очень нужен церковный дождик
«Обращение к православному народу» священника Алексия Мороза и комментарий Анатолия Степанова
18.02.2016
«Это сатанинская диверсия»
Иерей Алексий Мороз о пагубности культа, основанного на серии книг «Гарри Поттер»
29.01.2016
«Это ужасающее событие для всего православного мира»
Иерей Алексий Мороз о решении греческого парламента, допустившего для содомитов возможность заключения т.н. «договоров сожительства»
24.12.2015
Все статьи Священник Алексий Мороз
Ювенальная юстиция
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Рассуждения о насилии и войне
Преодолеть психическое расстройство и укрепиться в истине всегда помогала и помогает наша православная вера
02.11.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
Органы опеки против демографии
Жить на коленях, конечно, можно, но не хочется
16.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06