Мы попросили рассказать подробнее о дискуссии в программе одного из ее участников, к.п.н., председателя правления Собора православной интеллигенции иерея Алексия Мороза.
Передача прошла, в общем-то, неплохо, она как раз выявила основные тенденции, которые существуют и в нашем обществе. Не секрет, что в современной России очень много насилия, очень много агрессии наблюдается, как и во внешней стороне общества, так и внутрисемейной.
Очень часто люди погружаются в погоню за деньгами, они пытаются выжить в этом мире, а другие люди, порабощенные алкоголизмом и наркоманией, вымещают свое раздражение и недовольство существующим положением вещей с помощью физического рукоприкладства. А поскольку они могут его применить к наиболее слабым созданиям, то здесь больше всего получают от них женщины и дети. Действительно, мы видим, что сейчас в стране очень много насилия царит внутри семей, когда бьют женщин, слабых детей, вымещая злобу, неудовлетворенность и агрессию на них. И здесь возникает вопрос: а почему это происходит?
Некоторые неразумные респонденты, то есть те, кто звонил на передачу, начали говорить, что это происходит оттого, что якобы существует такая традиция в Православии - при воспитании бить, и это проявляется в такой гротескной форме. Я на это сразу четко ответил, что это совершеннейшая ложь, что Православие всегда говорит о любви к ближнему. И сказано что «нету большей той любви, как только положить душу свою за други своя» (Иоан. 15, 13). А какая любовь может допустить насилие и избиение беззащитных, слабых, немощных, да еще твоих членов семьи! Это в православной традиции невозможно, а вот при потере православной традиции это как раз и происходит. Когда люди теряют Бога в голове и утрачивают совесть за ложным сердцем, тогда их душа наполняется злобой, ненавистью, агрессией.
Мы с вами знаем, что насилие, агрессия, злоба – это воля дьявола. И когда человек этим дышит, и это происходит вовне, значит, он просто бесообладаемый, бесам все равно, кого ты ненавидишь, что ты разрушаешь. Главное, чтобы ненавидел и разрушал, и в этом ты бесам уподобляешься. Люди, которые потеряли традиции Православной веры, которые живут этим миром, которые напитываются злобой и агрессией из фильмов, из компьютерных игр и вообще своего стиля поведения в обществе, просто становятся одержимее, бесноватыми, и эта злоба и одержимость проявляется очень часто в разных семьях, я уж не говорю о наркоманах и алкоголиках, которые в силу своей страсти являются одержимыми и бесноватыми. Все это может проявляться опять же в злобе, агрессии, насилии над более слабыми людьми. Причина таких насилий в семье и обществе - это отступление от православных традиций, передача себя во власть демона, беса, через злобу, агрессию, насилие, которые царят в этом мире, и которые искусственно насаждается. Достаточно включить любой современный фильм, особенно американский боевик, и ты увидишь насилие и агрессию как форму решения вопросов, как допустимый метод, и ему обучаются люди.
А почему обучаются? Потому что, когда они обучены этому злу, их душа открыта для демонического воздействия, и бесы легко управляют людьми, дергая за ниточки их страстей. Поэтому, конечно же, православная традиция выступает против насилия, избиения. А что допустимо? Ведь, с другой стороны, мы видим, что в современной психологии развивается такая идея, что вообще детей нельзя наказывать никак – физическим образом, нельзя даже дать легкого шлепка, потому что якобы это может привести к необратимым изменениям в психике, что навредит в будущем. Это другая сторона медали, и она тоже ложная, абсолютно ложная. Мелкий шлепок – наказание физическое - применялось в арсенале педагогических средств, как в дореволюционной России, так и в наше время, как один из необходимых инструментов. Там, где его можно избежать, безусловно, его нужно избегать, но есть такие ситуации, когда ребенок, допустим, не понимает происходящего и, войдя в эмоциональный раж, пытается добиться своего и не останавливается не перед чем, и никакие словесные уговоры уже на него не действуют. Вот тогда мелкий шлепок приводит его в чувство и отучает его требовать не исполнимое.
Еще сказано в Священном Писании: «Всякого сына, которого люблю, того и наказую». А в народной пословице говорится о наказании сына, который пока лежит поперек лавки (или вдоль лавки). Действительно, та же психология говорит о том, что допустимо только определенное физического наказание. В возрасте примерно от двух, трех лет и до примерно подросткового периода, до лет 11. Дальше оно крайне нежелательно. И то оно применяется тогда, когда ребенок еще полностью не является сознательным существом, и чтобы пресечь его действия, которые могут нанести ему вред очень серьезный, допустимо это физическое насилие. В каких случаях оно допустимо? Первое: когда создается угроза для жизни самого ребенка. Например, он не слушает родителей, а постоянно, допустим, включает газ или пытается в электрические розетки сунуть булавки или перебегает дорогу на красный свет, и существует явная угроза его жизни. Чтобы как-то это пресечь и эмоционально заставить его задуматься, допустимо легкое физическое насилие. Или когда его действия приносят вред для жизни других людей. Например, он с балкона бросает вещи, куклы, тяжелые предметы, которые могут покалечить других людей. Здесь тоже нужно, чтобы эмоционально ребенок вспомнил, чтобы его боль связалась в его сознании с тем ложным действием, которое он делает.
Есть несколько рекомендаций, которые необходимо употреблять, если человек осуществляет шлепок в качестве наказания. Первое: ни в коем случае нельзя это делать в гневе, и если сам раздражен, вышел из себя, то ни в коем случае ты не должен в этот момент физически наказывать ребенка. Потому что в данном случае ребенок запомнит только твое разъяренное состояние и боль, которую ты ему причинил и которая никак не будет им связана с тем действием, за которое ребенок наказан. Поэтому нужно быть в мирном, спокойном состоянии, и после этого объяснить ребенку, за что он наказан. Второй очень важный момент: ребенок должен обязательно понимать, за что он наказан. Он должен понимать, что бьют не его, а он наказан за свой проступок. За то, что он ворует деньги постоянно, берет их из карманов без спросу, его и наказывают, за это очень плохое действие. Ребенок должен понимать, что в данном случае его наказали за воровство. Ребенок должен всегда понимать, что его действия будут оценены тем или иным образом. И чтобы он запомнил свой плохой поступок, этот поступок и наказывается. Это тоже очень важный момент: он понимает совершенно четко, ясно, просто, за что наказан.
Важно также и эмоциональное состояние родителя - наказывать надо без нервов, без криков. Это очень важный момент. При этих условиях эти наказания возможны. На сегодняшний день мы знаем, что во многих так называемых цивилизованных западных странах, возьмите ту же Англию, Канаду или США, разрешены телесные наказания детей, которые не приводят к физическому калечению или боли. Итак, даже на Западе вновь мы видим и телесное наказание, а почему? А потому, что, действительно, дети сейчас становятся распущенными из-за закачки агрессии, накачки виртуальной злобы, вседозволенности, которые культивирует ювенальная юстиция, и как-то ограничить их очень сложно. Потому что они настолько находятся в эмоционально разбросанном состоянии, что остановить их может только физическое воздействие. Если они не в состоянии воспринимать словесных вещей, то он входит в раж. Он выходит из себя, он эмоционален с истеричным, аффективным состоянием, и никакие слова он не воспринимает. А когда ребенок получает воздействие на тело в какой-то момент, то оно заставляет его остановиться, задуматься и вырваться из того состояния, в котором он находится.
Поэтому я считаю, что легкое физическое наказание, которое не причиняет физической травмы ребенку, вполне допустимо и может быть в арсенале педагогических средств воздействия на современного ребенка. Современное общество разделилось по этим вопросам, и половина респондентов согласилась со мной, что это допустимо, другая же половина - не согласилась. Не согласилась потому, что действительно сейчас прицепляют некое физическое насилие в семьях среди людей неверующих, и если сказать, что наказывать можно, то человек уже не будет соблюдать никаких правил, а просто будет бить, как бы узаконив свои действия тем, что на них получил добро специалистов. Об этом, кстати, и сказала мой оппонент из университета. Она отметила, что она не может сказать публично, что физическое наказание возможно. Она со мной согласилась, все-таки я ее убедил. Многие люди для широкой информации примут это высказывание вообще как разрешение, что можно бить, а где, когда, в каком состоянии – это уже уходит от человека. Если они начнут это неоднозначное дело с тяжелыми последствиями для детей, то я против такого подхода. На самом же деле, телесные наказания - это только один из возможных инструментов педагогическо-психологического воздействия на ребенка.
40. Ответ на 31., любительница:
39. Ответ на 37., Иванович Михаил:
38. Ответ на 36., Ирина Фр.: К торжественному маршу!
37. Ответ на 35., Метафора:
36. Re: Физические наказания детей уместны в определенных случаях
35. Ответ на 28., любительница:
34. Ответ на 32., любительница:
33. Ответ на 30., любительница:
32. Ответ на 29., Метафора:
31. Ответ на 29., Метафора: