«Путин вышел из тумана», «Валдайская эпоха началась» «Мир по-путински» - эти и им подобные заголовки отечественных и зарубежных СМИ отражают то особое внимание, которое во всём мире обращено на российского президента после его ошеломляющего сирийского «дипломатического блицкрига» и блестящей речи на Валдайском форуме.
На этом фоне, боюсь, у многих русских патриотов, пользуясь определением классика, «от радости в зобу дыханье спёрло». А в таком состоянии трудно анализировать ситуацию здраво и беспристрастно.
Вот, например, уважаемый Александр Андреевич Проханов в эфире «Эха Москвы» спел настоящий восторженный гимн новому, «валдайскому Путину». Он сказал:
«Этот форум превратился в амвон. И на амвоне выступил проповедник. Он вылетел на этот амвон, легкий, светящийся, восхитительный, опьяненный своим успехом, сверкая очами. Зал замер... Это был наш президент Владимир Владимирович Путин. И он произнес свою потрясающую речь...
Путин сказал, что Россия - это не Восток и не Запад. Он сказал, что Россия - это уникальная, драгоценная, неповторимая, самостоятельная цивилизация, это огромный суверенный исторический континент, в котором драгоценен каждый исторический период, каждый фрагмент русского исторического времени. А значит, в нем драгоценен и красный период, и красная эра, которую многие, в том числе и некоторые церковники пытаются вырвать из контекста истории, вышвырнуть и сомкнуть белый период с сегодняшним, ельцинским периодом.
Он сказал: прекратите это делать, потому что без этого периода как, по-видимому, без всех остальных наша цивилизация будет неполной. Это первое.
Второе, что он сказал, было ещё более грандиозным, чем первое. Он кинул Западу страшные обвинения. Он сказал, что сегодняшняя западная культура носит ярко выраженный гомосексуальный, содомитский характер, и он противоречит грандиозным ценностям, которые вырастили Европу. Европа предает изначальные фундаментальные христианские ценности... Он сказал, что Запад наполнен гомосексуальными отношениями, что однополые браки - это крах традиционной Европы. Что Европа предала христианские ценности, которые сформировали ее.
Путин сказал, что Европа перестает размножаться, что в Европе вместо христианских ценностей возникают ценности сатаны. Он назвал Запад «Большим Содомом». Мир, в котором люди совокупляются и трахаются на перекрестках, где в церквях сочетаются браком мужики и собаки, где половина мэров, огромное количество губернаторов и чуть ли не президентов и министров являются содомитами, этот мир называется Содомским. Содом, Большой Содом.
В свое время Рейган назвал Советский Союз «Империей зла». Это был страшный приговор. Это была не просто брошенная фраза. Он сконцентрировал на Советском Союзе все энергии, которые отрицали его. Не авианосцы, не крылатые ракеты. Он демонизировал Советский Союз, назвав его «Империей зла», Империей Инферно, по существу.
То же самое сделал Путин с Западом. Он сделал гораздо более страшное, повторяю, чем поставки С-300 Сирии. Гораздо более страшное, чем концентрация русской флотилии в Средиземноморье. Он показал Западу, что Запад является империей зла. И этим самым Путин снискал почтение и обожание всех фундаменталистских монотеистических культур и религий - христианства, мусульманства, иудаизма, всех тех, кто ужасается от этой страшной экспансии этого Большого Содома.
Путин сказал, что Америка не вправе претендовать на свою исключительность, потому что эта исключительность превращается в американский экспансионизм, американское мессианство. Если вы помните, еще в период правления Буша-младшего американцы выдвинули форму «Град на холме». Град на холме - это величие Америки, это американское совершенство, это американское мессианство. Так вот американский Град на холме - это, по существу, град Содом, сказал Путин. И Запад был в этом самом приговорен.
Путин отверг претензии Америки на мировое господство. Это вызов идеологический и метафизический, потому что во всем мире помимо схватки авианосцев, орбитальных группировок, дальнобойных лазеров происходит схватка исторических, религиозно-метафизических моделей. И Путин дал отпор. Это огромное достижение - и его, и всей нашей цивилизации.
Все говорили «На чем мы будем основывать наш Евразийский союз, нашу новую сверхгосударственность?» Путин показал: мы будем основывать ее на фундаменталистских ценностях, которые понятны и христианам, и мусульманам, и иудаистам.
И, наконец, он сказал удивительную вещь. Он сказал, что в новой исторической эпохе, которая сейчас наступила, очень важно консолидировать наше растерзанное и рассыпанное общество. И он сказал, что либералы должны слышать левых, то есть красных, коммунистов. Левые должны слышать либералов. Нам необходимо свинчивать красный период нашей истории вот с этим наступившим ельциновским неолиберальным периодом. Это страшно мучительная работа, которая потребует колоссального историософского метафизического напряжения. Но ее придется провести».
Созвучно с этими торжественными строками прозвучали и выступления наиболее авторитетных и популярных авторов Русской Народной Линии. Главред РНЛ Анатолий Степанов, например, сказал:
«Мой друг Константин Душенов, комментируя речь Владимира Путина, написал: «Судя по этим тезисам, Путин, конечно же, либерал. Но он либерал настоящий, классический, идущей в русле той русской либерально-патриотической традиции, к которой принадлежали многие русские мыслители конца девятнадцатого - начала двадцатого века». Глубочайшее заблуждение! В этой речи Путин предстал как раз как наследник русской консервативной политической традиции. Об этом свидетельствует уже такой штрих, что раньше Путин в речах идеологического характера цитировал Ивана Ильина, крупного русского мыслителя, но все-таки как раз умеренно-либерального, западнического толка (в годы революции Ильин был кадетом). Теперь же Путин цитирует Константина Леонтьева - не менее яркого мыслителя, но определенно антизападнического и одновременно жесткого критика националистически понимаемого славянофильства, певца русской империи-цивилизации».
В том же духе высказался и лидер читательских предпочтений на РНЛ, маститый иерей Александр Шумский: «Я не могу согласиться с уважаемым Константином Душеновым, который полагает, что Владимир Путин на Валдае предстал как либерал старого классического типа. Напротив, на мой взгляд, Путин показывает, что он не либерал-патриот, а просто русский патриот и державник. Недаром он сделал специальный акцент на русском народе, русской культуре и Православии. Но самое главное в духовно-нравственном смысле - Путин показал всему миру, что он верующий православный человек, что Бог для него имеет первостепенное значение, в отличие от всех мировых политических лидеров, отказавшихся от Бога и предавших Христа»...
Честно, сказать, я слегка удивлён той горячностью, с которой Анатолий Дмитриевич и отец Александр бросились защищать Путина от подозрений в либерализме. Понятно, что за последние двадцать лет это слово стало в России ругательством почти непечатным, но я в данном случае специально оговорился, что имею в виду классический русский либерализм конца девятнадцатого века, так что ничего обидного в этом определении нет.
Ну, да это и не столь важно. В конце концов, дело ведь не в словах. Можно сколько угодно фехтовать терминами, но это увлекательное занятие ни на шаг не приблизит нас к пониманию того, что же именно происходит сегодня в русской политике, русской жизни, русской истории.
А в ней, на мой взгляд, происходит действительно исторический поворот. Поворот этот, по милости Божией, осуществляется в правильном направлении. И связан он, безусловно, с фигурой Владимира Путина, с его политической стратегией и идеологией.
Но. Не надо бежать впереди паровоза. И принимать желаемое за действительное.
Я был бы искренне рад, если бы всё сказанное выше Прохановым, Степановым и отцом Александром оказалось правдой и претворилось в жизнь как можно быстрее. Однако давайте посмотрим на факты.
Путин, конечно, империалист. Он последовательно пытается проводить курс, направленный на возрождение самостоятельного евразийского геополитического центра, то есть исторической Российской империи. Он понимает, что для этого необходимо сформулировать мировоззренческий фундамент для такой империи. Но никаких оснований предполагать, что это будет именно «Русская империя-цивилизация», как пишет Степанов, нет. Во всяком случае, пока.
Не стану спорить о терминах. Говорите, Путин «предстал как наследник русской консервативной политической традиции»? Пусть так. Смиренно принимаю и ничесоже вопреки глаголю. И всё же, как быть с фактами? Например, с такими: за все 13 лет своего правления Путин нигде, никогда, ни разу не говорил о Русском народе как о самостоятельной исторической и духовной ценности. Даже последние два года, после своего третьего пришествия в Кремль, когда русская тема стала появляться в речах Путина всё чаще, Русский народ упоминается президентом лишь как «скрепляющая сила», то есть как цемент, необходимый, чтобы связать воедино в имперском теле татарина и якута, дагестанца и калмыка...
Не хочу множить цитаты, но ведь в валдайской речи Путина это потребительское отношение к русским (да и к Православию тоже) проявилось очень выпукло. Во всю свою дурную мощь там опять звучала избитая затасканная ложь о «многоконфессиональной» России, которая «изначально строилась как многонациональное государство»! Где тут уважаемый отец Александр разглядел «верующего православного человека», для которого «Бог имеет первостепенное значение - я, хоть убей, не могу взять в толк!
К чему я это говорю?
К тому, что задача современных Русских патриотов, как мне кажется, заключается не в том, чтобы млеть от восторга после каждого путинского выступления, а в том, чтобы выступить КОНСТРУКТИВНЫМИ КРИТИКАМИ путинской стратегии с позиций Русского имперского национализма и Святого Православия. Порой мне кажется, что Путина и самого раздражает вакуум с этой стороны, так как политическая система России в отсутствие авторитетных и оппозиционных Русских общественно-политических деятелей всё время кренится то в коммунистическую, то в либерально-демократическую колею. А они обе уже окончательно дискредитировали себя.
И не надо бояться говорить вещи горькие, Кремлю неприятные. Там сидят люди практичные, они по пустякам обижаться не станут. Думаю, что Путин, как политик, просто не имеет никаких убеждений. Политику они противопоказаны. Хотя у Путина-человека личные убеждения, конечно, есть. Но проявляются они только тогда, когда становится ясно, что политическая ситуация не препятствует этому. Вот и надо работать на создание такой ситуации, которая бы всячески подталкивала Кремль к опоре на Русские идеалы и святыни, одновременно создавая атмосферу нетерпимости к любым попыткам принизить их значение и роль в нашей истории, нашей политике, во всей нашей жизни...
Итак: всё то здравое, исторически обоснованное и нравственно приемлемое, что есть в выступлениях Путина, что в последнее время начинает обретать контуры нового стратегического курса Кремля, надо решительно одобрить и поддержать!
Но это никак не отменяет необходимости откровенно и жёстко критиковать всё то, что в новой путинской политике по-прежнему неприемлемо для Русского православного человека. В частности, тезис об «изначально многоконфессиональной и многонациональной России».
История уверенно свидетельствует: Российская империя может полноценно существовать как соцветие разных народов и культур только тогда, когда в основе, в самом центре этого имперского организма живёт мощное, духовно здравое Русское национальное ядро. И этот очевидный факт должен быть положен в основание всей государственной политики! Причём не тайком, бочком и с чёрного хода, а открыто и ясно, если хотите - громогласно!
Этого-то Русские патриоты и должны добиваться всеми силами.
Константин Душенов, публицист, общественный деятель
15. Вакуум есть наиболее устойчивое состояние
14. Глупо бежать впереди паровоза
13. Re: Глупо бежать впереди паровоза
12. Ответ на 11., РодЕлена :
11. Re: Глупо бежать впереди паровоза
10. Re: Глупо бежать впереди паровоза
9. Re: Глупо бежать впереди паровоза
8. Евразийство
7. Глупо бежать впереди паровоза
6. Re: Глупо бежать впереди паровоза