«Украина, без всяких сомнений, независимое государство. Так было угодно истории, так произошло. Но не будем забывать, что сегодняшняя российская государственность имеет днепровские корни, как мы говорим, у нас общая днепровская купель. Киевская Русь началась как основа будущего огромного Российского государства. У нас общая традиция, общая ментальность, общая история, общая культура. У нас очень близкие языки. В этом смысле, я ещё раз хочу повторить, мы один народ.
Конечно, украинский народ, украинская культура, украинский язык имеют замечательные особенности, которые составляют идентичность украинской нации как таковой. И мы не просто относимся к этому с уважением, я, например, это очень люблю, мне нравится всё это. Это часть нашего большого российского мира, российско-украинского.
Кстати говоря, Украина к сегодняшнему своему состоянию шла долгим и тяжёлым путём. Она была частью то одного государства, то другого государства, и в каждом из государственных образований части Украины не были привилегированными частями. Украинский народ прошёл очень тяжёлую судьбу, а вот объединившись в единую Русь, эта часть страны стала развиваться быстрыми темпами, начала развиваться инфраструктура, промышленность».
Как известно, отмечает портал Regions.ru, сама концепция «русского мира» - то есть духовного и культурного единства русских, украинцев и белорусов поверх государственных границ – была выдвинута Патриархом Кириллом. Многим – и на Украине, и за ее пределами – она очень не нравится. Так, например, обозреватель RFI - солидаризуясь с крайними украинскими националистами – считает визиты Патриарха Кирилла на Украину «попыткой исказить национальное, историческое, нравственное сознание её народов».
«Останется ли, на ваш взгляд, концепция «русского мира» жизнеспособной, если Украина развернет свой внешнеполитический курс на Запад – превратившись, по сути, в окраину ЕС? Не приведет ли это к тому, что украинцы станут не ближе к русским, чем, скажем, поляки?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к православным священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что на самом деле с поляками у нас тоже сложные многовековые отношения, но после Смутного времени, то есть с самого начала XVII века, когда в Москве на Царском престоле фактически оказался польский ставленник, российская элита поняла, что польский вопрос надо решить окончательно, что и свершилось. Так что у нас многовековая традиция очень настороженного и часто недружелюбного отношения.
«С Украиной такого нет, и даже нынешний уклон украинского руководства в сторону Евросоюза – это еще не точка невозврата. Мы, наблюдая за этим "снизу", не можем быть уверены, что это: выбор украинского народа или элиты. Вполне возможно, что это просто текущие тактические ходы со стороны руководства Украины с надеждой получить для себя дивиденды в связи с тяжелой ситуацией в экономике страны. Так что не надо драматизировать ситуацию. Концепция "русского мира" не умерла, и понятно, почему некоторые граждане Украины, особенно живущие в западной части, ненавидят эту концепцию. Но последнее слово еще не сказано, и будет сказано не скоро. У Украины сложная судьба, и мы знаем, что большие подвижки происходят веками. Тимошенко, Ющенко, Янукович – это мелкие флуктуации на фоне глобального выбора народа. Все еще выправится, потому что нормальное развитие России и Украины как евразийских государств невозможно без интеграции, союзнических отношений. Думаю, Украина и Россия будут если не единым государством, то единым экономическим пространством. А уж насчет духовной стороны и говорить нечего, у нас единая Церковь, и всякие попытки ее расколоть - это политические попытки, а не духовные. Тут конъюнктурные вопросы, они могут представлять опасность, но глобальный тренд позитивен для наших народов», - заключил священник.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, считает, что надо по-другому ставить вопрос: сохранится ли Украина как государство?
«Концепция "русского мира" - это теоретическое построение - важнее, что Украина нежизнеспособна в нынешнем формате. Если посмотреть этническую карту русского народа, то увидим, что Украина разделена пополам между русским и метисными этносами. Восток Украины отождествляет себя с русскими, Киев занимает центристское положение, а все что идет дальше к Европе, эти регионы отождествляют себя с Европой. Поэтому центральное правительство постоянно балансирует между двумя тенденциями – тяготением к России и Европе, но это очень шаткая ситуация. Когда Украина создавалась как отдельное государство, с самого начала было понятно, что долго балансировать не удастся: либо она вся, либо некоторые регионы перейдут к России или к Европе, но последнее - это смерть, потому что Европа уже использует Украину как биологический и природный ресурс. Конечно, будущее Украины с Россией, остальное нереально. Прибалтика, например, стала погибать, когда официально вошла в Евросоюз, - там уже вообще нет никакой молодежи. Это народы, которые идут к своей смерти. А что говорить про Украину и Белоруссию? Любой здравомыслящий человек понимает, что будущего у этих стран без России нет. А у националистов своя концепция и свой геополитический проект. Поэтому бедной Украине нелегко, и украинский президент должен умудряться как-то маневрировать между двумя силами, говорить вещи, которые устраивали бы всех, но бесконечно это делать не удастся, это только вопрос времени. А Путин все говорит правильно в этом отношении, как и Патриарх Кирилл. История это уже доказала», - подчеркнул отец Артемий.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, подчеркнул, что Украина очень неоднородна.
«Ее внутренние противоречия между ее частями бывают гораздо серьезнее, чем противоречия всей Украины с Россией. Взаимная враждебность между выходцами из разных частей бывает очень сильной. Цель Запада разорвать эту прекраснейшую страну на куски. Мы же должны стремиться к единству. Я думаю, что Президент имел в виду все-таки Восточную Украину. Люди там ближе нам и по менталитету, и этнически. Полонизация их меньше коснулась. Но ведь есть еще и Крымская Украина, и Западная. И на Западной Украине всегда были антирусские настроения, и в состав государства Российского она входила либо фрагментами, либо недолгое время. И Крым - это уже своя Украина. Он перестает быть и славянским, и православным. Сами украинцы чувствуют там себя немножко в гостях. Это уже фактически Косово, которое рано или поздно себя проявит. В украинской политике доминируют представители именно Западной Украины. Запад более охотно вкладывает деньги именно в этот регион. Православных там на самом деле мало. Говорить о каком-то единстве с этой частью Украины, как и с татаро-крымской, довольно сложно. Близка нам именно Восточная Украина, Киев. Здесь нужна мудрая сдержанность в выстраивании отношений. Понятно, что Западная Украина подталкивает Центральную и Восточную на путь конфронтации с Россией. С самого начала надо было по-разному выстраивать отношения: с восточной Украиной – более благожелательные, а с западной – достаточно строгие. Западная Украина и так держится только на западных траншах и вливаниях. Поэтому очень важно, чтобы на приходах Московской Патриархии дети в воскресных школах учили украинский язык, изучали украинскую культуру. Я сам видел приходы, где просто запрещают говорить по-украински. Единство славянских народов складывается из многообразия, и мы должны уважать самобытность друг друга. Только так мы сможем перехватить инициативу у сепаратистов и исполнить свой долг по отношению к этому великому народу», - заключил отец Олег.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, также заметил, что Украина, конечно, неоднородна.
«Причем сразу бросается в глаза, что Украина восточная и Украина западная - это разные ментальности, хотя изначально малороссы, великороссы и белорусы - это один народ. Мы же не разделяем туляков с рязанцами. Понятно, что разделение с Украиной совершенно искусственное, политическое. Но так случилось. И сейчас вопрос стоит о сохранении духовного единства. Чем сильнее и крепче оно будет, – а оно на самом деле есть, ведь, по сути, мы один народ по ментальности и мироощущению – тем меньше опасность разделения. Это очевидно. У нас одна история. Первый русский монастырь - это Киево-Печерская лавра и т.д. Нас слишком многое связывает. Надо этого держаться. Нас пытаются разделить, чтобы было легче властвовать. Понятно, кому это нужно. Так что всеми силами мы должны крепить единство», - заключил священник.
Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, отметил, что «у Евросоюза у самого будущее очень печальное».
«Там центробежные силы превышают центростремительные. Рано или поздно он станет нежизнеспособен. Пример Греции и Кипра с полным развалом экономики чему-то должен научить. В Прибалтике экономика падает. То же будет и на Украине, если она вступит в Евросоюз. И этот отрицательный опыт на самом деле будет ей полезен. Иоанн Кронштадтский говорил, что Россия вновь соберется в пределах своих прежних имперских границ. Уже и у поляков в народе, и у прибалтов меняется отношение к России. Они начали понимать, что потеряли. А на Украине вступление в Евросоюз может привести к гражданской войне. Все-таки на Украине очень много людей ориентировано на Россию, а западенцам кроме болтовни и предложить-то нечего. Жалко только людей, над которыми ставят эксперименты их неразумные лидеры. Поживем - увидим, что будет. Господь попускает только такое зло, которое имеет добрые последствия. Я верю в возрождение России и торжество православия, а то, что сейчас – ничего, потерпим. Народ Украины нам очень близок. Во мне самом, кроме великорусской, и польская и украинская кровь течет. У очень многих с украинцами есть кровное родство. Только вот кому-то очень выгодна политика разъединения», - заключил отец Сергий.
Священник Андрей Алексеев, настоятель храма Святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, сказал, что это, конечно, правильные слова, конечно, дипломатически выверенные.
«Ведь каждый патриот, - а я считаю В.В.Путина патриотом, - понимает, что мы и на самом деле один народ, но разделенный врагами. Добились они этого, увы, не без нашего участия, воспользовавшись нашим духовным оскудением, разбазариванием территорий. И вот единый народ разделен ныне на «суверенные», как ныне говорят, государства: Россию, Украину и Белоруссию. Но ведь на самом деле это одно пространство и один народ! Я очень надеюсь, что мы преодолеем эту трагедию, уйдем от этой политической игры и возни, которая навязывается Западом. Я надеюсь на объединение всех патриотических сил России, Украины и Белоруссии, и мы будем говорить о реальном единстве не только в прошлом, но и в настоящем», - заключил священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что интеграция Украины с ЕС – момент, конечно, неприятный и усложнит наши взаимоотношения, но вряд ли он может стать роковым в нашей дружбе.
«Интеграция с ЕС – это прежде всего удар по самим братьям-украинцам, по их идентификации как независимого и традиционного государства. Президент Путин верно заметил, Украина "к сегодняшнему своему состоянию шла долгим и тяжёлым путём". Какой смысл в том, чтобы прельстившись какими-то мифическими экономическими выгодами потерять свою идентичность, уподобившись библейскому проголодавшемуся Исаву продавшему свое первородство за чечевичную похлебку младшему брату Иакову? Что касается практических последствий, то они будут минимальны. В независимости от того, что предпримет политическое руководство Украины, я не отождествляю его позицию с позицией большинства жителей. Для меня украинцы всегда остаются братьями и единокровным народом, и эту данность невозможно изменить сиюминутными решениями некоторых политиков», - заключил отец Антоний.