К ключам старца Евстафия

Заметки путешественника о святынях Ветлужского края. Часть вторая

0
802
Время на чтение 17 минут

Ветлужский районК ключам старца Герасима

Нынешним летом мне впервые в жизни удалось посетить еще одну святыню Ветлужского края – ключи старца Евстафия, что находятся в старинном селе Вознесенье Ветлужского района Нижегородской области, на берегу реки Ветлуги. О жизни и деятельности старца Евстафия, в отличие от старца Герасима, к сожалению, практически ничего не известно. Как мне сообщили в Ветлужском краеведческом музее, жил старец примерно 400 лет назад, то есть задолго до старца Герасима. Также любопытны некоторые сведения об истории храмов, некогда находившихся в селе Вознесенье, и о почитании старца Евстафия (эти сведения почерпнуты из дореволюционной литературы):   

«Вознесенская [церковь] с[ела] Вознесенское зданием деревянная, на каменном фундаменте, с деревянною колокольнею, постр[оена] в 1893 г. тщанием прихожан; при ней Предтеченский храм, также деревянный на каменном фундаменте, постр[оен] тщанием прихожан в 1759 г. Оба храма обнесены одной дерев. оградой. Кладбище в расстоянии 100 саж[еней] от церкви, обнесено дерев[янной] оградой. В Вознесенском храме 3 престола: а) в честь Вознесения Господня, б) Покрова Божией Матери и в) св. вмч. Пантелеймона. В Предтеченском храме также З престола: а) в честь св. Иоанна Предтечи (24 июня), б) преп. Макария Унженского и в) св. апостолов Варфоломея и Варнавы. В церк[овной] ограде находится могила некоего "старца Евстафия", которого местное население почитаете за святого и чествует служением литии на его могиле. Исторических данных о жизни старца Евстафия при церкви не имеется, и почитание его основывается на народном предании. В прих[одских] селениях 4 часовни. Расстояние от Костромы 329 вер[ст], от Варнавина 75 вер[ст]. Ближайшие церкви: Георгиевская с[ела] Георгиевского на Волу в 6 вер[ст], Архангельская с[ела] Архангельского на Волу в 7 вер[стах] и Николаевская с[ела] Белышева в 10 вер[ст]. [Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 389–390].   

У прот[оиерея] И.Беляева (1863 г.) [Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 353] упоминается деревянный храм на каменном фундаменте с деревянной колокольней, построенный в 1768 г. Вероятно, на его месте в 1893 г. построен новый деревянный храм в честь Вознесения Господня.

Оба храма утрачены в 1950-е гг. На их месте была построена школа. [Прим. сост.].

Координаты (WGS 84): 57.777370°N 45.577090°E
».

А вот любопытный и важный для нас рассказ местных старожилов, подготовленный А. Королевым и опубликованный в сети Интернет под названием «О старце Евстафии и селе Вознесении»:

«Да хорошо было наше село Вознесение. Так вспоминают пожилые люди: село расположено на берегу реки Ветлуги, а на самом берегу возвышались величественно две церкви. В праздничные дни слышался звон колоколов, народ стекался со всех деревень, ближних и дальних, много людей шло и издалека, из другого прихода, из-за реки, из Семенова, из деревни Копылихи, Вязовыя, Деушкина, Щелочихи, Петряева. Кто шел с палочкой, еле переставляя ноги, кто в полной силе – целою семьей. Шли лесными дорогами под деревню Каменку, там переезжали на лодках, все спешили в Вознесение, в церквах шла служба. После службы, после литургии в хорошую тихую погоду служили молебны перед гробницей святого старца Евстафия. Гробница была сделана из дощечек, покрашена краской, огорожена небольшим заборчиком, над гробницей на столбах была навесная крыша, гробница была установлена возле церкви под согнутой березой на самом берегу реки. Перед гробницей на подсвечниках горели свечи, а внизу, под бережком, бил ключом святой родничок, называемый людьми святой ключик старца Евстафия. Перед молебном каждый верующий старался зачерпнуть воды из ключика святого старца Евстафия. Батюшка под молитву купал крест, освящал воду в ключике, в посудинках, после этого подходили к кресту, прикладывались и шли домой со святой водичкой, счастливые, радостные. Каждый верил, что водичка святого старца Евстафия поможет ему исцелиться от недугов и от всех болезней. А в большие праздники, в Христов день на святой неделе, станут обходить церковь, батюшка провозгласит: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» – гаркнет во весь голос народ так, что за несколько километров раздается по воде. Да, сколько в то время в людях было радости, человечности, все радуются, христосуются, целуются, обнимаются, святят Пасху. Домой идут веселые, радостные. Но времена менялись. Потом нашлись люди, которые по рассказам старушек, гробницу сбросили в воду, а из одной из церквей сделали школу. Да, не стало церквей, но остался ключик святого старца Евстафия. Народ также стал ходить за святой водичкой. Многие старушки говорили, что вода с ключика святого старца Евстафия хорошо помогает от глазных болезней. По рассказам старых людей, был такой случай. Одна старушка привела девочку, у ней не открывались глаза. Так она попила водички из ключика святого старца Евстафия, да промыла глазоньки святой водой, и после у ней открылись глаза, и она стала видеть.

Да, хорош ключик в селе Вознесении, бывало, сойдешь на бережок, посмотришь в ключик, а со дна бьют маленькие фонтанчики, подбрасывая кверху желтенькие песчинки. Но не все это замечают, не всем дано это видеть. Ну а ключик этот несколько раз заваливали, но народ разваливал, расчищал и опять так же ходил и ходит по сей день за святой водичкой на ключик к святому старцу Евстафию.

С окончанием описания о святом старце Евстафии и селе Вознесении обращаюсь к вам, братия и сестры, берегите и благоустраивайте святые места, следите, чтобы ключик старца Евстафия все время был в чистоте, ведь это для нас дар Божий. Подробней описать о святом старце Евстафии нет возможности, старые люди уже не помнят. Записи, которые были в церквах, уничтожены
[Видимо, речь идет о сведениях, касающихся почитания старца в народе, ибо, как мы видели, никаких письменных сведений о нем при храмах села Вознесенье, по крайней мере, в предреволюционные годы и, конечно, тем более, впоследствии, не было. – Д. С.], в одной все сгорело, в другой – все выкидали и уничтожили. Запись сделана со слов восьмидесятилетних Лобанова и Лобановой из деревни Каменка и Чиркова Валентина».

Что же представляют из себя село Вознесенье и ключи старца Евстафия в настоящее время?

В одной из публикаций местной районной газеты «Земля Ветлужская» под названием «У старца Евстафия» читаем о том, что храмы села Вознесенье «в богоборческие времена уничтожены, могилку старца Евстафия сровняли с землей, святой ключик неоднократно засыпали щебнем, разным мусором, но он всякий раз пробивался. Колоду, в которой обнаружен нетленным старец, неоднократно сбрасывали в воду реки Ветлуги, но она чудесным образом возвращалась назад». «Позднее старожилы восстановили холмик на могилке старца, поставили самодельный крест. Сегодня над местом упокоения подвижника стараниями жертвователей и попечительницы Марии Михайловны Смирновой возвышается, утопая в цветах, великолепная сень. […] Продолжается поиск сведений об этих святых местах, о старце Евстафии в архивных документах Костромской и Нижегородской епархий, у старожилов. Предание гласит, что за помощью к старцу шли люди еще во времена крепостного права. Помогал тогда, помогает и теперь – это подтверждают те, кто с верою обращается к нему и получил помощь и исцеление», – говорится далее в публикации. Также из этой статьи мы узнаем, что ключи и могилу старца осенью 2012 года посетили учащиеся, родители и педагоги воскресной школы города Ветлуги вместе с тогдашним настоятелем Екатерининского храма города протоиереем Львом Бушуевым. Об этой поездке, кстати, коротко сообщает и сайт Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви.

Вот, по сути дела, и все сведения о вознесенских храмах и ключах старца Евстафия, которыми я располагаю на сегодняшний день.

15 августа 2013 года, в четверг, утром, поев бутербродов с чаем, я сел на велосипед и на нем через Площадь 1-го Мая, далее по ул. Ленина поехал в Крутцы. Свернул вновь на дорогу в Каменку (указатель перед оврагом в Крутцах). Ехал быстро, нигде не останавливаясь. С собой у меня была бутылка с остатками вчерашнего кваса. Проехал въезд в деревню Заганиха (здесь стоит автобусная будка с соответствующей надписью). Далее начинается мощный сосновый лес, стройные ряды сосен. Как потом я выяснил, это искусственные посадки. Очень красиво. Фотографировал. Часто на асфальте встречаются раздавленные трупики каких-то мелких грызунов – видимо, их давят машинами. Ехать на велосипеде легко. Сложно только подниматься в гору – подчас приходится идти пешком и везти «под уздцы» велосипед. А так даже и не очень жарко – едешь, и тебя воздухом обдувает! Наконец, уже подустав, я въехал в Федоровское. Никаких указателей, что это за деревня, нет и в помине. Проехал Федоровское и овраг за деревней, далее ехал мимо двух деревень – как я понял, Исаихи и Пудихи (судя по топографической карте, которую я смотрел потом, уже в Питере). В одной из этих деревень я видел издали крестьянина в белой рубашке, пасущего козу. Автобусных будок в сих деревнях уже нет (в отличие от Федоровского), зато стоят вместо них у дороги деревянные скамеечки. Дорога асфальтированная, но вся с многочисленными выбоинами. Много старинных домов с красивыми наличниками, но почти все они уже с выбитыми окнами и явно нежилые. Также кругом – лесничества.

Добираться по асфальтовой дороге на велосипеде до Вознесенья с умеренной скоростью – менее двух часов. Итак, вскоре я приехал в Вознесенье. Я понял, что это именно Вознесенье, после того, как увидел слева большое кладбище. Я знал раньше, что именно в Вознесенье есть кладбище. А справа – полуразрушенный деревянный дом, кругом в изобилии растет борщевик Сосновского. Далее слева я увидел на остатках фундамента три современных деревянных креста – в центре большой, а по бокам поменьше. Я так понял, что тут и был разрушенный в годы большевистской власти храм (не знаю, правда, который из двух, существовавших в селе, ибо никаких табличек и прочих пояснений на этом месте нет). Храм, судя по трем возвышающимся крестам, был действительно трехпрестольным. Рядом, слева, расположено современное деревянное сооружение, отчасти напоминающее часовенку, в запущенном состоянии. Фотографировал. Слева же – деревянное здание молельного дома. Оно, однако, закрыто. Тут же указатель с надписью: «К ключам старца Евстафия». Я тут же увидел, как две молодые женщины шли с водой от ключей. Одна из них громко ругалась в связи с тем, что тяжело идти. Я кинул в кусты велосипед и пошел к ключам. Вниз ведет лестница, естественно, деревянная. На середине пути – деревянная беседка. Тут же сооружение типа фонаря, с разбитым стеклом, увенчанное крестом; внутри фонаря икона Спасителя (простенькая, современная). Книзу от фонаря – ларчик с надписью «Пожертвование на благоустройство ключа старца Евстафия». Аналогичный ларчик я ранее видел тоже в этом году в Троицкой церкви Ветлуги. Рядом – недавно срубленный колодец (видна только его крышка). Наконец, уже почти у самой реки Ветлуги, расположен собственно ключ – пластмассовая труба в окружении камней. Я сначала попил воды из ладоней, потом взял висящий с другой стороны от тропинки алюминиевый ковш и напился из него воды, крестясь. Если спуститься еще ниже, то будет сама река Ветлуга. Но спускаться туда я не стал. Там сыро. Сфотографировал реку, однако. Видел на реке рыбака, сидящего в лодке. Стал подниматься наверх.

Далее я сел на велосипед и поехал по территории села. В деревне усердно кусают слепни. Тут вдруг залаяла на меня какая-то собака, болтавшаяся на дороге, но лаяла не сильно. Видел я железные перила с лестницей, ведущей к реке. Но по ней я уже не ходил. Видимо, там причал. Справа по ходу я увидел современное белого цвета здание с надписью «Тагория». Это туристический центр («Загородный клуб», турбаза). Проехав село, вскоре я попал в Каменку. Повторяю, что никаких указателей с названиями деревень здесь, естественно, нет. А то, что это именно Каменка, я догадался потому, что вскоре закончился асфальт, и далее уже шли две грунтовки – прямо и направо. Я сфотографировал место, где заканчивается асфальт. Здесь же висит на одном из домов почтовый ящик деревни. Повернул назад. Кстати, еще перед Каменкой мне пришлось лицезреть развалины некогда существовавшего здесь колхоза. Фотографировал и их. Печальные плоды «демократического» правления.

Затем я вновь вернулся в Вознесенье и посетил на сей раз кладбище. Но не обнаружил ничего интересного – могилы либо советского времени, либо вообще современные. Хотя несколько оригинальных захоронений я сфотографировал, ибо считаю себя преданным последователем некрополистской школы известного петербургского ученого Е.Г.Овечкина. Вернувшись с кладбища и, садясь на велосипед, я вспомнил, что в Вознесенье есть еще и могила старца Евстафия. Но где же она? Я решил вернуться к ключам. Пошел вновь пешком к лестнице, ведущей на ключи, сразу за молельным домом осмотрелся и увидел утопающую в цветах могилу старца Евстафия. Над ней – беседка. Наверху – современная икона Божией Матери. Все сделано простенько, но со вкусом. Все, конечно, современное, ничего старинного уже не сохранилось. Приложился ко кресту на могиле, обошел ее со всех сторон, фотографировал. Сел на велосипед и поехал дальше.

Уже подъезжая к Заганихе, я вдруг увидел справа по ходу ранее мною не примеченный кенотаф – памятник на месте гибели одной девушки – Каменской Надежды Леонидовны (30.09.1979 – 2.05.2000). Кенотаф я также сфотографировал. Затем я вернулся в Крутцы. 

У самых Крутцов на обратном пути едешь под гору, и велосипед тебя сам несет, но когда уже въезжаешь на трассу, что идет из Калинино в Ветлугу (здесь же находится старинный дом, у которого громко лает собака), то приходится везти велосипед «под уздцы» в гору.

Конечно, если сравнивать ключи старца Евстафия с ключами старца Герасима, которые я посетил летом 2010 года, то первые по своему размаху, по благоустроенности, да и, кстати, по красоте местности значительно уступают вторым. Тем не менее, и это святое место Ветлужского края, безусловно, заслуживает самого пристального внимания православных паломников.

Стогов Дмитрий Игоревич, к.и.н., выпускающий редактор «Русской народной линии»

Фото автора.


Источники первых трех фотографий: Известия Императорской Археологической комиссии. Выпуск 31. СПб., 1909.

Предтеченская церковь, фото начала ХХ в.

Алтарная часть Предтеченской церкви, фото начала ХХ в.

Иконостас Предтеченской церкви, фото начала ХХ в.

IMG_0432

Вид на Крутцы и поворот в сторону Каменки.

IMG_0435

Вид на дом, что расположен при повороте от Крутцов на Каменку.

IMG_0437

Дорога в сторону Федоровского.

IMG_0438

Сосновый лес перед Федоровским.

IMG_0439

Сосновый лес перед Федоровским.

IMG_0440

Вид на Федоровское.

IMG_0441

Автобусная остановка в Федоровском.

IMG_0442

Вид на реку Ветлугу от Федоровского.

IMG_0443

Автобусная остановка "Заганиха".

IMG_0501

Вид на реку Ветлугу от ключей старца Евстафия (Вознесенье).

IMG_0502

Колодец на ключах старца Евстафия.

IMG_0503

Лестница на ключах старца Евстафия.

IMG_0504

Лестница на ключах старца Евстафия.

IMG_0505

Фонарь с иконой на ключах старца Евстафия.

IMG_0506

Фонарь с иконой на ключах старца Евстафия.

IMG_0507

Беседка на ключах старца Евстафия.

IMG_0508

Беседка на ключах старца Евстафия.

IMG_0509

Молельный дом на ключах старца Евстафия.

IMG_0510

Указатель дороги на ключи старца Евстафия.

IMG_0511

Молельный дом на ключах старца Евстафия.

IMG_0512

Село Вознесенье. Общий вид.

IMG_0513

Остатки колхоза в районе Каменки.

IMG_0514

Перед Каменкой.

IMG_0515

Каменка.

IMG_0516

Каменка. Дальше асфальтированной дороги уже нет.

IMG_0517

Остатки колхоза в районе Каменки.

IMG_0518

Вознесенье. Слева - "Тагория".

IMG_0519

Вознесенье. Общий вид.

IMG_0520

Вознесенье. Кладбище.

IMG_0521

Вознесенье. Кладбище.

IMG_0523

Вознесенье. Кладбище.

IMG_0524

Вознесенье. Кладбище.

IMG_0525

Вознесенье. Вид на заросли борщевика.

IMG_0526

Могила старца Евстафия.

IMG_0527

Могила старца Евстафия.

IMG_0528

Могила старца Евстафия.

IMG_0529

Могила старца Евстафия.

IMG_0530

Могила старца Евстафия.

IMG_0531

Могила старца Евстафия.

IMG_0532

Икона при входе в беседку на могиле старца Евстафия.

IMG_0533

Дорожка на ключи старца Евстафия.

IMG_0534

Охотоугодья между Вознесеньем и Федоровским.

IMG_0535

Охотоугодья между Вознесеньем и Федоровским.

IMG_0536

Охотоугодья между Вознесеньем и Федоровским.

IMG_0537

Старинный дом в одной из деревень между Вознесеньем и Федоровским.

IMG_05051

Вид на одну из деревень между Вознесеньем и Федоровским.

IMG_05061

Старинный дом в одной из деревень между Вознесеньем и Федоровским.

IMG_05071

Старинный дом в одной из деревень между Вознесеньем и Федоровским.

IMG_05081

У фундамента храма в селе Вознесенье.

IMG_05091

У фундамента храма в селе Вознесенье.

IMG_05101

У фундамента храма в селе Вознесенье.

IMG_05111

У фундамента храма в селе Вознесенье.

IMG_05121

У фундамента храма в селе Вознесенье.

IMG_05131

У фундамента храма в селе Вознесенье.

IMG_05141

Внутри сооружения, что расположено рядом с фундаментом храма в Вознесенье.

IMG_05151

Внутри сооружения, что расположено рядом с фундаментом храма в Вознесенье.

IMG_05161

Ключ старца Евстафия.

IMG_05171

Вид на реку Ветлугу от ключей старца Евстафия.

IMG_05181

Вид на реку Ветлугу от ключей старца Евстафия.

IMG_05191

У ключей старца Евстафия.

IMG_0540

Кенотаф в районе Заганихи.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Игоревич Стогов
«Радуйся, Купино неопалимая; радуйся, трапезо пресвятая»
О паломничестве православных трезвенников в деревню Высокий Остров Новгородской области
20.08.2024
Здесь воочию воплощаются лучшие традиции русской соборности
О приходе храма во имя святого праведного Лазаря Четверодневного в Красном Селе
25.07.2024
«Каждый представленный спектакль – открытие»
В Санкт-Петербурге завершился XVII Пасхальный театральный фестиваль
21.05.2024
«За христианскую нравственность, за возвышение души человека!»
В Санкт-Петербурге открылся XVII Пасхальный театральный фестиваль
14.05.2024
«Сегодня мы всецело ощущаем радость трезвенного бытия»
В Александро-Невской Лавре в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 24-й крестный ход православных трезвенников
02.01.2024
Все статьи Дмитрий Игоревич Стогов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06