К ключам старца Герасима
Нынешним летом мне впервые в жизни удалось посетить еще одну святыню Ветлужского края – ключи старца Евстафия, что находятся в старинном селе Вознесенье Ветлужского района Нижегородской области, на берегу реки Ветлуги. О жизни и деятельности старца Евстафия, в отличие от старца Герасима, к сожалению, практически ничего не известно. Как мне сообщили в Ветлужском краеведческом музее, жил старец примерно 400 лет назад, то есть задолго до старца Герасима. Также любопытны некоторые сведения об истории храмов, некогда находившихся в селе Вознесенье, и о почитании старца Евстафия (эти сведения почерпнуты из дореволюционной литературы):
«Вознесенская [церковь] с[ела] Вознесенское зданием деревянная, на каменном фундаменте, с деревянною колокольнею, постр[оена] в 1893 г. тщанием прихожан; при ней Предтеченский храм, также деревянный на каменном фундаменте, постр[оен] тщанием прихожан в 1759 г. Оба храма обнесены одной дерев. оградой. Кладбище в расстоянии 100 саж[еней] от церкви, обнесено дерев[янной] оградой. В Вознесенском храме 3 престола: а) в честь Вознесения Господня, б) Покрова Божией Матери и в) св. вмч. Пантелеймона. В Предтеченском храме также З престола: а) в честь св. Иоанна Предтечи (24 июня), б) преп. Макария Унженского и в) св. апостолов Варфоломея и Варнавы. В церк[овной] ограде находится могила некоего "старца Евстафия", которого местное население почитаете за святого и чествует служением литии на его могиле. Исторических данных о жизни старца Евстафия при церкви не имеется, и почитание его основывается на народном предании. В прих[одских] селениях 4 часовни. Расстояние от Костромы 329 вер[ст], от Варнавина 75 вер[ст]. Ближайшие церкви: Георгиевская с[ела] Георгиевского на Волу в 6 вер[ст], Архангельская с[ела] Архангельского на Волу в 7 вер[стах] и Николаевская с[ела] Белышева в 10 вер[ст]. [Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 389–390].
У прот[оиерея] И.Беляева (1863 г.) [Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 353] упоминается деревянный храм на каменном фундаменте с деревянной колокольней, построенный в 1768 г. Вероятно, на его месте в 1893 г. построен новый деревянный храм в честь Вознесения Господня.
Оба храма утрачены в 1950-е гг. На их месте была построена школа. [Прим. сост.].
Координаты (WGS 84): 57.777370°N 45.577090°E».
А вот любопытный и важный для нас рассказ местных старожилов, подготовленный А. Королевым и опубликованный в сети Интернет под названием «О старце Евстафии и селе Вознесении»:
«Да хорошо было наше село Вознесение. Так вспоминают пожилые люди: село расположено на берегу реки Ветлуги, а на самом берегу возвышались величественно две церкви. В праздничные дни слышался звон колоколов, народ стекался со всех деревень, ближних и дальних, много людей шло и издалека, из другого прихода, из-за реки, из Семенова, из деревни Копылихи, Вязовыя, Деушкина, Щелочихи, Петряева. Кто шел с палочкой, еле переставляя ноги, кто в полной силе – целою семьей. Шли лесными дорогами под деревню Каменку, там переезжали на лодках, все спешили в Вознесение, в церквах шла служба. После службы, после литургии в хорошую тихую погоду служили молебны перед гробницей святого старца Евстафия. Гробница была сделана из дощечек, покрашена краской, огорожена небольшим заборчиком, над гробницей на столбах была навесная крыша, гробница была установлена возле церкви под согнутой березой на самом берегу реки. Перед гробницей на подсвечниках горели свечи, а внизу, под бережком, бил ключом святой родничок, называемый людьми святой ключик старца Евстафия. Перед молебном каждый верующий старался зачерпнуть воды из ключика святого старца Евстафия. Батюшка под молитву купал крест, освящал воду в ключике, в посудинках, после этого подходили к кресту, прикладывались и шли домой со святой водичкой, счастливые, радостные. Каждый верил, что водичка святого старца Евстафия поможет ему исцелиться от недугов и от всех болезней. А в большие праздники, в Христов день на святой неделе, станут обходить церковь, батюшка провозгласит: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» – гаркнет во весь голос народ так, что за несколько километров раздается по воде. Да, сколько в то время в людях было радости, человечности, все радуются, христосуются, целуются, обнимаются, святят Пасху. Домой идут веселые, радостные. Но времена менялись. Потом нашлись люди, которые по рассказам старушек, гробницу сбросили в воду, а из одной из церквей сделали школу. Да, не стало церквей, но остался ключик святого старца Евстафия. Народ также стал ходить за святой водичкой. Многие старушки говорили, что вода с ключика святого старца Евстафия хорошо помогает от глазных болезней. По рассказам старых людей, был такой случай. Одна старушка привела девочку, у ней не открывались глаза. Так она попила водички из ключика святого старца Евстафия, да промыла глазоньки святой водой, и после у ней открылись глаза, и она стала видеть.
Да, хорош ключик в селе Вознесении, бывало, сойдешь на бережок, посмотришь в ключик, а со дна бьют маленькие фонтанчики, подбрасывая кверху желтенькие песчинки. Но не все это замечают, не всем дано это видеть. Ну а ключик этот несколько раз заваливали, но народ разваливал, расчищал и опять так же ходил и ходит по сей день за святой водичкой на ключик к святому старцу Евстафию.
С окончанием описания о святом старце Евстафии и селе Вознесении обращаюсь к вам, братия и сестры, берегите и благоустраивайте святые места, следите, чтобы ключик старца Евстафия все время был в чистоте, ведь это для нас дар Божий. Подробней описать о святом старце Евстафии нет возможности, старые люди уже не помнят. Записи, которые были в церквах, уничтожены [Видимо, речь идет о сведениях, касающихся почитания старца в народе, ибо, как мы видели, никаких письменных сведений о нем при храмах села Вознесенье, по крайней мере, в предреволюционные годы и, конечно, тем более, впоследствии, не было. – Д. С.], в одной все сгорело, в другой – все выкидали и уничтожили. Запись сделана со слов восьмидесятилетних Лобанова и Лобановой из деревни Каменка и Чиркова Валентина».
Что же представляют из себя село Вознесенье и ключи старца Евстафия в настоящее время?
В одной из публикаций местной районной газеты «Земля Ветлужская» под названием «У старца Евстафия» читаем о том, что храмы села Вознесенье «в богоборческие времена уничтожены, могилку старца Евстафия сровняли с землей, святой ключик неоднократно засыпали щебнем, разным мусором, но он всякий раз пробивался. Колоду, в которой обнаружен нетленным старец, неоднократно сбрасывали в воду реки Ветлуги, но она чудесным образом возвращалась назад». «Позднее старожилы восстановили холмик на могилке старца, поставили самодельный крест. Сегодня над местом упокоения подвижника стараниями жертвователей и попечительницы Марии Михайловны Смирновой возвышается, утопая в цветах, великолепная сень. […] Продолжается поиск сведений об этих святых местах, о старце Евстафии в архивных документах Костромской и Нижегородской епархий, у старожилов. Предание гласит, что за помощью к старцу шли люди еще во времена крепостного права. Помогал тогда, помогает и теперь – это подтверждают те, кто с верою обращается к нему и получил помощь и исцеление», – говорится далее в публикации. Также из этой статьи мы узнаем, что ключи и могилу старца осенью 2012 года посетили учащиеся, родители и педагоги воскресной школы города Ветлуги вместе с тогдашним настоятелем Екатерининского храма города протоиереем Львом Бушуевым. Об этой поездке, кстати, коротко сообщает и сайт Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви.
Вот, по сути дела, и все сведения о вознесенских храмах и ключах старца Евстафия, которыми я располагаю на сегодняшний день.
15 августа 2013 года, в четверг, утром, поев бутербродов с чаем, я сел на велосипед и на нем через Площадь 1-го Мая, далее по ул. Ленина поехал в Крутцы. Свернул вновь на дорогу в Каменку (указатель перед оврагом в Крутцах). Ехал быстро, нигде не останавливаясь. С собой у меня была бутылка с остатками вчерашнего кваса. Проехал въезд в деревню Заганиха (здесь стоит автобусная будка с соответствующей надписью). Далее начинается мощный сосновый лес, стройные ряды сосен. Как потом я выяснил, это искусственные посадки. Очень красиво. Фотографировал. Часто на асфальте встречаются раздавленные трупики каких-то мелких грызунов – видимо, их давят машинами. Ехать на велосипеде легко. Сложно только подниматься в гору – подчас приходится идти пешком и везти «под уздцы» велосипед. А так даже и не очень жарко – едешь, и тебя воздухом обдувает! Наконец, уже подустав, я въехал в Федоровское. Никаких указателей, что это за деревня, нет и в помине. Проехал Федоровское и овраг за деревней, далее ехал мимо двух деревень – как я понял, Исаихи и Пудихи (судя по топографической карте, которую я смотрел потом, уже в Питере). В одной из этих деревень я видел издали крестьянина в белой рубашке, пасущего козу. Автобусных будок в сих деревнях уже нет (в отличие от Федоровского), зато стоят вместо них у дороги деревянные скамеечки. Дорога асфальтированная, но вся с многочисленными выбоинами. Много старинных домов с красивыми наличниками, но почти все они уже с выбитыми окнами и явно нежилые. Также кругом – лесничества.
Добираться по асфальтовой дороге на велосипеде до Вознесенья с умеренной скоростью – менее двух часов. Итак, вскоре я приехал в Вознесенье. Я понял, что это именно Вознесенье, после того, как увидел слева большое кладбище. Я знал раньше, что именно в Вознесенье есть кладбище. А справа – полуразрушенный деревянный дом, кругом в изобилии растет борщевик Сосновского. Далее слева я увидел на остатках фундамента три современных деревянных креста – в центре большой, а по бокам поменьше. Я так понял, что тут и был разрушенный в годы большевистской власти храм (не знаю, правда, который из двух, существовавших в селе, ибо никаких табличек и прочих пояснений на этом месте нет). Храм, судя по трем возвышающимся крестам, был действительно трехпрестольным. Рядом, слева, расположено современное деревянное сооружение, отчасти напоминающее часовенку, в запущенном состоянии. Фотографировал. Слева же – деревянное здание молельного дома. Оно, однако, закрыто. Тут же указатель с надписью: «К ключам старца Евстафия». Я тут же увидел, как две молодые женщины шли с водой от ключей. Одна из них громко ругалась в связи с тем, что тяжело идти. Я кинул в кусты велосипед и пошел к ключам. Вниз ведет лестница, естественно, деревянная. На середине пути – деревянная беседка. Тут же сооружение типа фонаря, с разбитым стеклом, увенчанное крестом; внутри фонаря икона Спасителя (простенькая, современная). Книзу от фонаря – ларчик с надписью «Пожертвование на благоустройство ключа старца Евстафия». Аналогичный ларчик я ранее видел тоже в этом году в Троицкой церкви Ветлуги. Рядом – недавно срубленный колодец (видна только его крышка). Наконец, уже почти у самой реки Ветлуги, расположен собственно ключ – пластмассовая труба в окружении камней. Я сначала попил воды из ладоней, потом взял висящий с другой стороны от тропинки алюминиевый ковш и напился из него воды, крестясь. Если спуститься еще ниже, то будет сама река Ветлуга. Но спускаться туда я не стал. Там сыро. Сфотографировал реку, однако. Видел на реке рыбака, сидящего в лодке. Стал подниматься наверх.
Далее я сел на велосипед и поехал по территории села. В деревне усердно кусают слепни. Тут вдруг залаяла на меня какая-то собака, болтавшаяся на дороге, но лаяла не сильно. Видел я железные перила с лестницей, ведущей к реке. Но по ней я уже не ходил. Видимо, там причал. Справа по ходу я увидел современное белого цвета здание с надписью «Тагория». Это туристический центр («Загородный клуб», турбаза). Проехав село, вскоре я попал в Каменку. Повторяю, что никаких указателей с названиями деревень здесь, естественно, нет. А то, что это именно Каменка, я догадался потому, что вскоре закончился асфальт, и далее уже шли две грунтовки – прямо и направо. Я сфотографировал место, где заканчивается асфальт. Здесь же висит на одном из домов почтовый ящик деревни. Повернул назад. Кстати, еще перед Каменкой мне пришлось лицезреть развалины некогда существовавшего здесь колхоза. Фотографировал и их. Печальные плоды «демократического» правления.
Затем я вновь вернулся в Вознесенье и посетил на сей раз кладбище. Но не обнаружил ничего интересного – могилы либо советского времени, либо вообще современные. Хотя несколько оригинальных захоронений я сфотографировал, ибо считаю себя преданным последователем некрополистской школы известного петербургского ученого Е.Г.Овечкина. Вернувшись с кладбища и, садясь на велосипед, я вспомнил, что в Вознесенье есть еще и могила старца Евстафия. Но где же она? Я решил вернуться к ключам. Пошел вновь пешком к лестнице, ведущей на ключи, сразу за молельным домом осмотрелся и увидел утопающую в цветах могилу старца Евстафия. Над ней – беседка. Наверху – современная икона Божией Матери. Все сделано простенько, но со вкусом. Все, конечно, современное, ничего старинного уже не сохранилось. Приложился ко кресту на могиле, обошел ее со всех сторон, фотографировал. Сел на велосипед и поехал дальше.
Уже подъезжая к Заганихе, я вдруг увидел справа по ходу ранее мною не примеченный кенотаф – памятник на месте гибели одной девушки – Каменской Надежды Леонидовны (30.09.1979 – 2.05.2000). Кенотаф я также сфотографировал. Затем я вернулся в Крутцы.
У самых Крутцов на обратном пути едешь под гору, и велосипед тебя сам несет, но когда уже въезжаешь на трассу, что идет из Калинино в Ветлугу (здесь же находится старинный дом, у которого громко лает собака), то приходится везти велосипед «под уздцы» в гору.
Конечно, если сравнивать ключи старца Евстафия с ключами старца Герасима, которые я посетил летом 2010 года, то первые по своему размаху, по благоустроенности, да и, кстати, по красоте местности значительно уступают вторым. Тем не менее, и это святое место Ветлужского края, безусловно, заслуживает самого пристального внимания православных паломников.
Стогов Дмитрий Игоревич, к.и.н., выпускающий редактор «Русской народной линии»
Фото автора.
Источники первых трех фотографий: Известия Императорской Археологической комиссии. Выпуск 31. СПб., 1909.
Предтеченская церковь, фото начала ХХ в.
Алтарная часть Предтеченской церкви, фото начала ХХ в.
Иконостас Предтеченской церкви, фото начала ХХ в.
Вид на Крутцы и поворот в сторону Каменки.
Вид на дом, что расположен при повороте от Крутцов на Каменку.
Дорога в сторону Федоровского.
Сосновый лес перед Федоровским.
Сосновый лес перед Федоровским.
Вид на Федоровское.
Автобусная остановка в Федоровском.
Вид на реку Ветлугу от Федоровского.
Автобусная остановка "Заганиха".
Вид на реку Ветлугу от ключей старца Евстафия (Вознесенье).
Колодец на ключах старца Евстафия.
Лестница на ключах старца Евстафия.
Лестница на ключах старца Евстафия.
Фонарь с иконой на ключах старца Евстафия.
Фонарь с иконой на ключах старца Евстафия.
Беседка на ключах старца Евстафия.
Беседка на ключах старца Евстафия.
Молельный дом на ключах старца Евстафия.
Указатель дороги на ключи старца Евстафия.
Молельный дом на ключах старца Евстафия.
Село Вознесенье. Общий вид.
Остатки колхоза в районе Каменки.
Перед Каменкой.
Каменка.
Каменка. Дальше асфальтированной дороги уже нет.
Остатки колхоза в районе Каменки.
Вознесенье. Слева - "Тагория".
Вознесенье. Общий вид.
Вознесенье. Кладбище.
Вознесенье. Кладбище.
Вознесенье. Кладбище.
Вознесенье. Кладбище.
Вознесенье. Вид на заросли борщевика.
Могила старца Евстафия.
Могила старца Евстафия.
Могила старца Евстафия.
Могила старца Евстафия.
Могила старца Евстафия.
Могила старца Евстафия.
Икона при входе в беседку на могиле старца Евстафия.
Дорожка на ключи старца Евстафия.
Охотоугодья между Вознесеньем и Федоровским.
Охотоугодья между Вознесеньем и Федоровским.
Охотоугодья между Вознесеньем и Федоровским.
Старинный дом в одной из деревень между Вознесеньем и Федоровским.
Вид на одну из деревень между Вознесеньем и Федоровским.
Старинный дом в одной из деревень между Вознесеньем и Федоровским.
Старинный дом в одной из деревень между Вознесеньем и Федоровским.
У фундамента храма в селе Вознесенье.
У фундамента храма в селе Вознесенье.
У фундамента храма в селе Вознесенье.
У фундамента храма в селе Вознесенье.
У фундамента храма в селе Вознесенье.
У фундамента храма в селе Вознесенье.
Внутри сооружения, что расположено рядом с фундаментом храма в Вознесенье.
Внутри сооружения, что расположено рядом с фундаментом храма в Вознесенье.
Ключ старца Евстафия.
Вид на реку Ветлугу от ключей старца Евстафия.
Вид на реку Ветлугу от ключей старца Евстафия.
У ключей старца Евстафия.
Кенотаф в районе Заганихи.