Общее отношение к Ванге и ее «пророчествам» изложено в обстоятельной статье иеромонаха Иова (Гумерова) «Как Церковь относится к “ясновидящей” Ванге?». Иеромонах Виссарион — болгарин родом, подвизающийся на Афоне, — несколько лет назад написал книгу «Петр Дынов и Ванга — пророки и предтечи антихриста», переведенную ныне на русский язык. На страницах портала опубликованы два его интервью об этих экстрасенсах: «Ванга — несчастная женщина, жертва темных сил» и «Нет легкого пути к Богу». Ещё один болгарский клирик — прот. Ангел Ангелов — рассуждает о феномене популярности болгарской колдуньи в беседе о том, что «Церковь должна выразить свою соборную позицию по отношению к Ванге». Наконец, в рассказе Александра Дворкина «Ванга» приводится интересная история о том, в какое паническое состояние духа повергло Вангу одно лишь нахождение рядом с ней частицы Животворящего Креста Господня.
Мы попросили дать оценку деятельности Ванги к.филол.н., доцента Исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.
То, что касается Ванги, с духовной точки зрения понятно. Ситуация ясно изложена досточтимым отцом Иовом (Гумеровым) в его интервью, связанном с Вангой. Безусловно, ничего общего Ванга не имеет ни с Православием, хотя родилась в православной стране, ни с православной духовностью. Это явный дремучий, патриархальный, деревенский болгарский оккультизм.
То, что в Болгарии языческие традиции, несмотря на 1150 лет христианства, не перевелись, об этом, к сожалению, свидетельствует многое: и языческая традиция ряженых, временами совершенно непотребных, ряд языческих обычаев, наличие колдунов и колдуний - это, к сожалению, никуда не ушло. Хотя Болгария для нас, прежде всего, страна христианская, православная, страна просветителей Кирилла и Мефодия, святых Климента Охридского, Иоанна Рыльского, Евфимия Тырновского и многих других замечательных болгарских святых. Но вот, к сожалению, языческое начало там до конца не выветрилось.
Возникает другой вопрос, почему Ванга стала всемирно известной? Таких, как она, не мало. Здесь следует отметить очень интересное явление, а именно, стремление раскрутить оккультизм и магизм к концу советского социалистического периода. Совершенно неожиданно, в 1985 году появляются книги Спиркина, а также его самиздатовские, но вполне разрешенные лекции о биополе, в которых он всячески рекламировал Вангу. К Ванге обращались коммунистические вожди. Ванга была известна не только в Болгарии, но и в СССР. Информация о ней не блокировалась, в отличие от информации о христианстве и Православной Церкви. Под конец советского времени мы помним страшные фигуры Кашпировского, Чумака, менее известного Николая Левашова, который смог просочиться даже в МИД и пытался являть свои «пророчества» о мировых кризисах.
О чем это говорит? «Сон разума рождает чудовищ». Коммунистическая идеология, имея известные корни в христианской нравственности, к сожалению, не имела практически никаких корней в христианской онтологии. Напротив, свои корни она имела в языческом пантеизме и под самый свой занавес, вместо того, чтобы обновиться через христианскую метафизику, устремилась к своим языческим истокам, к пантеизму. Как это у Волошина?
«Материя явилась бесконечной,
Единосущной в разных естествах.
Стал вечным атом, вездесущ эфир,
Его ж никто не видел и нигде».
Соответственно, «материалистический» пантеизм обрел свое последнее слово в колдунах, знахарях и экстрасенсах. Собственно говоря, Горбачев и некоторые его советники, возможно, ждали перестройки и обновления от этих сил. Именно поэтому Святейшего Патриарха Пимена не пускали в Успенский собор, зато туда пустили «преподобного» Муна, который совершил магические действия в самой главной святыне России. Безусловно, у коммунистических вождей был выбор вернуться к Православию, к христианской метафизике. Они этот выбор отвергли, результатом чего явилась гибель Советского Союза и гибель социалистической системы.
В этом смысле Ванга, которая предсказала гибель Советского Союза, возможно, не без некоторых наставлений со стороны спецслужб, - явление в высшей степени знаковое. «Сон разума рождает чудовищ».
111. Ответ на 109., РодЕлена:
110. рудовский это маленкий подсказчик ванги
109. 108 Метафоре
108. Re: «Это явный дремучий, патриархальный, деревенский болгарский оккультизм»
107. Ответ на 105., Лебедевъ:
106. 93 Рудовский
105. Ответ на 102., ерусалимецъ:
104. Ответ на 102., ерусалимецъ:
103. 97 электрик
102. Ответ на 100., Лебедевъ: