Как сообщалось, Президент России Владимир Путин выступил на заседании дискуссионного клуба «Валдай».
«Достижимо ли, на ваш взгляд, общественное (в том числе и межнациональное) согласие вокруг оценок основных событий российской истории – сможет ли, по выражению В.В.Путина, «вся наша история без изъятий стать частью российской идентичности»? Что могут сделать государство и общество, чтобы разные оценки исторических событий не раскалывали страну? Как относиться к прославлению тех, кто воевал с русскими, в некоторых национальных республиках на государственном уровне: не идет ли оно в ущерб целостности страны?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, сказал: «Есть такое общее движение, которое связано не только с нашими кавказскими республиками или странами СНГ, но и для тех, для кого Россия является геополитическим противником - вообще находить в истории России только отрицательные стороны. Мы это знаем по учебникам истории в Европе, в Америке. Это движение и использует в своих целях выступления, подобные тем, что произошли в Чечне и Татарстане».
«Надо помнить, что если кто-то хочет понравиться Америке или Англии, нужно поругать Россию, ее историю и прославить своих героев, которые воевали с Россией. Этот "брэнд" всегда воспринимается нормально. Мы прекрасно знаем, что на центральной улице Лондона стоит памятник победы Англии в Крымской войне. Не подобает людям из Татарстана и Северного Кавказа дудеть в ту же дуду, в которую дудят в Англии и Америке. Это всегда будет восприниматься как враждебная по отношению к России позиция. Важно и нам, и людям, совершающим такие поступки, задуматься, к каким последствиям они могут привести», - заключил отец Владимир.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что история существует не для чего иного, как приносить пользу человеку, живущему в настоящем. «В этой связи она всегда "работает" в интересах настоящего», - отметил он.
«Я уверен, - продолжил пастырь, - что объективной оценки исторических процессов в принципе не может существовать, потому что объективную оценку может дать только Бог. А мы, насколько это возможно, должны всматриваться в свое прошлое, пытаясь увидеть в нем Промысел Божий, ведущий нас ко спасению через пространство и время к вечной жизни. Вряд ли понимание истории в таком контексте будет когда-либо принято всеми. Однако существует всегда у живущих ныне людей некий понятный интерес, чтобы хотя бы не разрушаться. Этот интерес - остановить разрушение, остановить распад, противостоять хаосу – и должен быть основой цельного компромисса, чтобы договориться и выделить в истории то, что делает наше совместное бытие неслучайным. Это неслучайность тех ценностей, которые мы имеем, но не имеют другие народы».
«Отсюда недалеко и до вывода, что благополучие всех народов, населяющих Россию, абсолютно зависит от благополучия русского народа, от того, насколько он крепок и здоров. Пока движение русского народа к вечности, к Богу не будет той доминантой, вокруг которой мы будем видеть этот исторический процесс и к нему уже привязывать интересы и смыслы, существующие для народов, населяющих Россию, - до этой поры, конечно, слова Президента, скорей всего, будут в лучшем случае попыткой в очередной раз ангажировать историю, чтобы она работала на верификацию политических и идеологических формулировок. А я уверен, что история не должна доказывать правоту или неправоту каких-то идеологизмов, а должна приносить пользу ныне живущим людям, и те ценности, которые в ней собраны, должны на нас работать», - заключил отец Алексий.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, сказал: «Чувствуется, что высказанные Президентом мысли глубоко продуманы. Если наши руководители мыслят на таком уровне, то есть надежда, что мы преодолеем все кризисные явления».
«Различия в оценках взаимоотношений народов, составляющих нашу историческую общность, неизбежны - было бы желание сотрудничества и добрососедства. А недоразумения и даже ссоры возможны и в одной семье. Другое дело, что кто-то сознательно пытается разрушить единство нашей семьи народов. В современном мире развивается интеграционный процесс. И отношения между народами и государствами складываются уже не так как в XVI, и даже в XIX веке», - считает пастырь.
«Другой вопрос, кто с кем интегрируется. Разумеется, мы, русские, считаем, что интегрироваться нужно с народами, с которыми мы совместно прошли большой исторический путь, с которыми у нас общие принципы жизни. Конечно, нужно учитывать и исторические обстоятельства, - когда речь идет, например, о Кавказской войне. В связи с описанными явлениями в Татарстане и Чечне возникает вопрос: а хотят ли там на самом деле интегрироваться с нами? И если нет, то с кем хотят? Мы хотим со всеми жить в мире, а как хотят жить с нами?» - вопрошает отец Александр.
«Понятно, что есть силы, желающие распада Российской федерации – единого интеграционного пространства. Безусловно, В. Путин прав, говоря, что нужно подчеркивать положительные элементы в нашей совместной жизни. Есть же, например, подвиги Чеченского эскадрона в составе "Дикой дивизии" в годы Первой мировой войны. Поиск соединяющих нас исторических эпизодов, на мой взгляд, вполне продуктивен. В общем, в основе нашего общения должны быть благожелательность, уважение друг к другу, взаимопомощь – как в хорошей семье, где тоже бывают ссоры, забывать дурное, устремляться на доброе», - призвал протоиерей.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил: «На самом деле, по известному высказыванию Ключевского, история уже давно не учительница, а надзирательница. Она не учит, а наказывает за ошибки».
«История любого народа имеет и светлые и темные стороны, и человек, рожденный в своей стране, любящий ее, будет относиться к своей собственной истории как части самого себя. Поэтому он умеет и критически рассматривать определенные страницы. Но если он любит свою страну, то должен любить и ее историю. История играет важную роль в формировании человека в современном обществе, он формируется в рамках той традиции, к которой принадлежит. Если говорить о разных взглядах на историю, то для общественного примирения необходимо уметь трезво взглянуть на многие страницы собственной истории и научиться жить с тем, что было и плохого и хорошего», – считает отец Андрей.
«Здесь может быть полезен опыт тех народов, в которых враждующие стороны достигли примирения. Когда, речь, например, идет о гражданской войне в Испании. Да, она до сих пор воспринимается многими испанцами по-разному. Но когда в одной могиле были захоронены воевавшие как с одной, так и с другой стороны, эти споры утратили свою первоначальную остроту и, по крайней мере, уже не вызывают взаимной вражды и ненависти. И мы должны постараться взглянуть на одни и те же проблемы с разных сторон и примирить их уже с современной точки зрения», - призвал пастырь.
«Но все-таки и такой явной вражды между народами, населяющими нашу страну, не существует. Мы все же граждане одной страны. Ссориться из-за различных интерпретаций каких-то событий мы не должны. Должен преобладать именно трезвый взгляд на события. А со стороны всех народов нашей страны должно быть стремление к общественному консенсусу. Если у нас не будет взаимного понимания, то у страны не будет будущего. А выкапывание исторического негатива, как правило, не способствует росту взаимопонимания», - уверен священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что надо перенести центр этого решения: в оценке истории делать ударение на слове «оценка», а не на слове «история». «Приведу цитату из известного нравоучительного сочинения Клайва Льюиса "Письма Баламута", в котором старший бес учит младшего, как обращаться с людьми: "Ты радуешься, что война началась, а напрасно, потому что люди во время войны имеют тенденцию проявлять свои лучшие качества независимо от того, на какой стороне воюют". Это замечательное наблюдение. Мы оцениваем свою историю и видим худшие качества в мирное время, когда можно жить по-добрососедски и в общем благополучии на земле. Если мы начинаем раскручивать худшие качества, то снова попадаем в лапы беса. А если вспомним лучшие наши качества – справедливость, рассудительность, широту души, великодушие, сострадание, то наши оценки истории будут разные, но эта разность не приведет к вражде и конфликту, к усугублению розни, а приведет к благоверному взгляду на российскую историю», - сказал отец Макарий.
«Да, было, что наши предки воевали по разные стороны, но мы остаемся братьями. Это происходит между русскими и немцами, русскими и японцами. Примирение в памяти должно происходить, а спор, кто кого бил, кто хороший и плохой – это полное безумие. Надо на основании прежней вражды приходить к примирению. Так же как немец и русский по-разному смотрят на события войны, но примирились с этими событиями. Вопреки разнице взглядов мы должны оставаться согражданами одной великой страны», - заключил иеромонах.