«Деидеологизация в 90-х была нелепостью»

Православные священнослужители о национальной идее

Новости Москвы 
0
814
Время на чтение 8 минут
Флаг и герб РоссииКак сообщалось, Президент России Владимир Путин выступил на заседании дискуссионного клуба «Валдай». Он говорил, в частности, о необходимости национальной идеи:

«Для россиян, для России вопросы "кто мы?", "кем мы хотим быть?" звучат в нашем обществе всё громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции.

Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне «цивилизовать» Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера.

Идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Нам всем: и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам – всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно ещё любого другого национализма и сепаратизма, мы, по сути, начинаем уничтожать сами себя.

Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те "красные линии", за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. И мы знаем, чем это заканчивалось – сносом государства как такового.

В России, на которую пытались в своё время навесить ярлык "тюрьмы народов", за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и своё историческое пространство. При этом у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живёт в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность.

Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии – неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни её граждан.

Однако идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны».

Под национальной идеей обычно понимается некоторое общее представление о роли той или иной страны в мире, о ее прошлом, настоящем и будущем. В качестве общеизвестных примеров можно привести, с одной стороны, советскую идеологию (сперва мечту о мировой революции, потом – идею построения идеального общества в одной стране), с другой – «американскую мечту» об обществе равных возможностей, построенном на идеалах свободы и стремления к счастью.

Обычно национальная идея вырабатывается представителями интеллектуальной элиты, затем формулируется в официальных документах и распространяется через школу, прессу и другие орудия воздействия на массовое сознание, а затем, наконец, становится общепринятой, так что несогласие с нею автоматически превращает человека в маргинала.

«Видите ли вы шансы, что в России появится национальная идея, которая объединяла бы, а не разъединяла бы ее граждан? Что, на ваш взгляд, непременно должно входить в эту идею? Кто должен ее сформулировать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что «национальная идея в России есть, - без нее государство не может существовать, она является концентрированным выражением сущности государства».

«Идея выработана веками существования России; и настоящим гражданином, защитником, человеком, служащим этому государству, может быть только тот, кто осознает национальную идею. Задача в том, чтобы она была выражена достаточно ясно и четко для всех людей. Так называемая деидеологизация в 90-х была просто нелепостью, - она значит, что люди не служили государству и не выражали национальные интересы государства. И слава Богу, что Владимир Путин говорит сейчас об этом. Значит, кончились времена, когда нам пытались навязать ложные представления о нашем государстве и нашем существовании. Это я могу только приветствовать», - заключил отец Александр.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, напомнил, что В.В.Путин заметил, что нужно идею вырабатывать, формулировать и обсуждать, нужен диалог прозападных и либеральных сил и сил патриотических.

«Теперь нужно найти формы этого гласного обсуждения. Есть же практика Всемирного русского народного собора, который аккумулирует в основном православные силы, может, стоит эту практику расширить и сделать его собранием, на которое пригласили бы представителей разных точек зрения для конструктивного обсуждения. Другого выхода нет. Нельзя не сформировать идею, это чревато гибелью государства. Мы же большая страна, и следуем имперским принципам существования, а империя нуждается в национальной идее. На мой взгляд, в основе идеи должно быть христианское православное миропонимание, но переведенное на язык светского государства. Исходя из этого, следует формировать внутренние, правовые, национальные, морально-этические, культурные и прочие ценности при предоставлении определенных свобод, которые должны быть свойственны светскому государству. Принуждать быть православным никого не надо», - заключил священник.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, подчеркнул, что, конечно, без национальной идеи не будет никакого развития, только топтание на одном месте, лишь выживание и существование.

«Но нелепо думать, что появится гений и вдруг её сформулирует. Такая идея не придумывается, не разрабатывается, а вызревает. При этом она не только возможна, а просто неизбежна. Без нее нет государства, эта идея - его вектор и сверхзадача. Другое дело, что в период кардинальных социальных волнений, сломов, преобразований она становится очень расплывчатой. От старых мифологем избавились, но нового ничего не обрели», - добавил он.

«Однако невозможно же, в конце концов, по настоящему жить лозунгами в духе "бери от жизни всё" в смысле развлечений и банального житейского комфорта. Поэтому вопросы "Зачем живём?", "Куда движемся?" - никуда не ушли. И как только появилось ощущение относительной устойчивости, сразу возникла острая потребность в обретении смысла. Ведь национальная идея = это своего рода становой хребет, без которого невозможно жить. Когда хребет переломан, утрачивается и всякая самостоятельность. Постепенное вызревание идеи начинается с понимания, что такое Россия, что такое государство. Президент на Валдайской встрече сказал, что Россия - это судьба, это жизнь. Важно, чтобы то и другое получило какое-то реальное наполнение не просто из уст политического лидера, а из нашего стремления к единой общности. Конечно, национальная идея вырастает, прежде всего, из общей исторической и культурной жизни народов России. Ещё до 17-го года, например, русскими писателями, поэтами, учёными, политическими деятелями назывались не столько по собственно национальности, сколько потому, что выросли и состоялись в русской культуре», - добавил священник.

«Желание и стремление обрести национальную идею есть, и предпосылки есть. Об этом собственно и свидетельствуют слова Президента и их активное обсуждение. Есть и духовные предпосылки. Хотя у нас полиэтническое государство, и присутствуют соответственно самые разные вероисповедания, - тем не менее, в целом в стране религиозная жизнь активна и явно имеет тенденцию к развитию. Общность здесь в том, что люди не могут удовлетвориться плоскостью только этого мира, они стремятся обрести объем внутренней жизни через духовную составляющую. Отсюда и складывается неприятие и иммунитет к так называемым "неолиберальным ценностям"», - заключил отец Александр.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что в основе объединяющей идеи не может быть ничего, кроме любви. И национальных идей может быть много.

«Что касается шанса на появление полнокровной национальной идеи, то он, конечно, есть, потому что пока мы живем, у нас всегда есть шанс. Увы, шанс этот очень невелик, потому что мы стремительно разучаемся слышать и понимать друг друга. И эта проблема понимания на самом деле очень давняя. Сформулировать национальную идею могли бы лучшие представители нашей гуманитарной интеллигенции. К великому сожалению, к ним мало прислушиваются и в наше время. К примеру, недавно скончавшийся Григорий Померанц прекрасно формулировал идеи, в основе которых и любовь, и свобода, и взаимное уважение граждан вне зависимости от религиозных и иных подобных различий. Идеи, выражающие и гражданскую позицию, и представления о человеческом достоинстве. В них есть то, что можно назвать вертикальным измерением, если мы не хотим употреблять слово "религиозность". Другое дело, что подобные рассуждения чужды понятиям "эффективности" и "продуктивности". Шанс, что к ним прислушается и попытается понять большое количество людей, действительно очень мал», - заключил священник.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, отметил, что социально, политически и нравственно идея общего порядка, которая может называться национальной, не может возникнуть помимо национальных идеалов.

«А национальные идеалы всем хорошо известны. Хомяков, Данилевский, Ильин (наверное, в первую очередь), вплоть до Солженицына и Шафаревича – великана русского национального самосознания – вообще многие наши мыслители прямо утверждали, что по сути они националисты, но, конечно, не грубо шовинистического толка. Исключительность, которая допустима в формировании национальной идеи, возможна только как образ служения. Именно об этом и писали наши мыслители, не чураясь слова "национализм". Для них национализм - глубоко патриотическое переживание, основанное на переживании нравственного и духовного смысла национального самосознания. Помимо этого настоящий национализм и национальная идея невозможны», - продолжил он.

«Поэтому многое из того, что сказал В.Путин, по-видимому, приемлемо, но не все. Ведь национализм бывает и добрый, и здоровый, и прекрасный. Без опоры на то, что уже сделано нашими великими писателями и мыслителями в определении национальной идеи, все новые поиски и разработки будут бессмысленны и бесполезны. И дело даже не в том, чтобы сформулировать – а в осознании и внутреннем переживании того, что уже в этом направлении сделано. Речь идет в первую очередь об осознании и понимании русских национальных нравственных идеалов», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Бумажный тигр» или военная сверхдержава?
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.09.2025 20:59
Страхи и страшилки
Новый комментарий от Анатолий Степанов
27.09.2025 20:41
Зачем подданным государство?
Новый комментарий от учитель
27.09.2025 20:29
О гонениях на православных Молдовы
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.09.2025 20:17
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от С. Югов
27.09.2025 20:11
Бог нуждается в нас
Новый комментарий от prot
27.09.2025 20:04
Даже сейчас можно найти общие интересы у России и США
Новый комментарий от Андрей Карпов
27.09.2025 19:59