Два законопроекта, которые должны изменить жизнь бездомных, предполагается внести в федеральный парламент через Мосгордуму. Раз в полгода бездомный должен будет проходить медобследование, а если у него найдут инфекционное заболевание, то и лечение. После этого ему будут выдавать свидетельство о регистрации лица, занимающегося бродяжничеством. Бродяг, которые не прошли регистрацию, будут задерживать и по решению суда направлять в специальные учреждения соцзащиты: в первый раз максимум на два месяца, второй раз — на год, сообщает газета «Известия». Издание отмечает, что предлагается, по сути, восстановить советскую систему лечебно-трудовых профилакториев.
По данным департамента соцзащиты, на улицах Москвы живут около 10–12 тыс. бродяг. Две трети из них имеют прописку и жилье, в основном в других регионах. Многие из них приехали в столицу на заработки, потом спились, деградировали и ничего не хотят менять в своей жизни. При этом они могут быть разносчиками заболеваний и нередко совершают противоправные действия, чтобы получить средства к существованию.
Не так давно известный петербургский депутат Виталий Милонов предлагал похожие, по сути, меры: «Государство должно сказать, что если у тебя нет жилья, то вот тебе, к примеру, общежитие в Вологодской области, где ты будешь жить, мы тебе дадим работу, у тебя будет душ и все, что положено. Если он отказывается, то его можно переселить во временный центр для бездомных».
«Разумны ли и гуманны ли, на ваш взгляд, предлагаемые Мосгордумой меры? Какой вообще должна быть политика в отношении бродяг?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и закрытые заведения для бродяг совершенно необходимы. «Люди, которые обеспокоены защитой прав этих несчастных, забывают, что остальные люди – не наркоманы, не бродяги, не алкоголики – тоже имеют право на сострадание, сочувствие и должную жизнь в соответствии с теми правами, которые они имеют, - сказал пастырь. - У нас все время смотрят в сторону меньшинств, а то, что большинство страдает, забывается».
«Мои родители – раскулаченные крестьяне Орловской губернии, и они тоже приехали в Москву. В 1930-м году они жили так же, как сейчас живут бродяги – страшно жили, незащищенные ни от кого, в полном произволе властей и вообще кого угодно. Они были беженцами из родного села. Эти люди, которые потеряли все – жилье, кров, средства к существованию, - но не потеряли собственного человеческого достоинства, не потеряли своих нравственных принципов, и они выжили в этих очень тяжелых условиях. Людям, которые не теряют нравственного облика, любая помощь будет приемлема и нужна. А от тех, кто потерял облик и занимается социально-опасными делами, нужно защищать остальных, потому что они опасны, - и не только тем, что являются разносчиками различных заболеваний, а тем, что растлевают и разлагают наше общество, становятся дурным примером для многих людей», - убежден отец Александр.
«Бродяги составляют своего рода сообщество, которое занимается добычей себе еды, и шарить по свалкам - это самый честный способ получения продуктов. Чаще всего используются другие способы – воровство, попрошайничество. Они является источником криминальной опасности для общества, и защита от них нужна людям не меньше, чем она нужна самим этим несчастным. Бездомные живут вне общества, составляя группировку, которая явно занимается криминалом, и о них пекутся, а люди, которые стараются жить честно, получают меньше всего попечения. Мне бездомных тоже жалко, - но пожалейте и тех, кто бьется за то, чтобы создать и сохранить свою семью, пожалейте молодежь, которая не имеет возможности купить квартиру!» - призвал протоиерей.
«Нравственные устои общества должны быть во главе угла. Если нравственные критерии будут самыми важными, меньше людей будет уходить от своего общественного служения. А принудительное лечение - это мера оправданная и применяющаяся во всех культурах и обществах, ее надо просто восстановить, мы без этого пропадем. И Церковь наша благословляет милосердие и помощь всем несчастным людям и молится о всех, - но кроме молитвы должны быть социальные меры государства по защите не только бездомных и нищих, но и всех, кому сегодня несладко живется в нашем Отечестве», - заключил священник.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, сказал, что насколько эти меры окажутся гуманными, будет зависеть от конкретных исполнителей. «Многое будет зависеть от подготовки персонала, его нравственных качеств, - считает он. - Если все отдать "органам", которые не знают специфики этих людей, это может быть чревато очень большими гуманитарными издержками, потому что большинство этих людей психически нездоровы и часто просто нужно уметь с ними обращаться. Нужен дифференцированный подход, учитывающий эту составляющую. То, что бездомными занялись, - это, конечно, благо. Это очень важное дело. Если удастся реабилитировать хотя бы тех, кто способен воспринять эту реабилитацию, это будет большое благо и для них, и для общества».
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что эти меры кажутся мне вполне разумными – правда, еще неизвестно, как они будут исполняться. «Разумеется, не должно быть никакой жестокости. И в советское время принудительное лечение в ЛТП и заключение на 15 суток как воспитательная мера не всегда были адекватным решением, но часто были и вполне оправданы. В наше время решать проблему бездомных и бродяг государство и общество, конечно, должны в тесном взаимодействии с Церковью, - считает пастырь. - Возможности для этого есть. Наш храм, например, 15 лет кормил бездомных».
«Подход должен быть гуманным. Меры в принципе правильные, но важно провести их по-человечески. Нельзя же допускать, чтобы люди у нас замерзали на улице. Когда человек неадекватен, сам на себя махнул рукой и фактически выбрал путь самоубийства, необходимо бывает и принуждение. А самые элементарные условия для выживания все-таки всегда можно создать», - уверен священник.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, отметил, что это вполне нормальные меры. «Только я бы к психологам прибавил еще священников. Что этой темой, наконец, занялись, уже хорошо, - сказал отец Илия. - Потому что речь идет о живых людях, которым нужно помогать. Сопоставлять, конечно, трудно, но почему-то сразу возникает аналогия с Домом трудолюбия св. прав. Иоанна Кронштадтского».
«Вопрос, способно ли наше общество явить милосердие, возможно ли в нем такое сугубое воспитание и сугубая опека этих людей? Важно, конечно, кто конкретно будет этим заниматься, в чьи руки попадет этот проект. Сама-то идея неплохая. Дай Бог, чтобы этим вплотную занялись, чтобы был подобран достойный персонал», - выразил надежду пастырь.
Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, полагает, что насколько гуманными, разумными и эффективными окажутся предложенные меры, покажет практика, если этот законопроект будет принят. «Люди без жилья, бродяги – тема эта, конечно, очень серьезная. И хорошо, что депутаты над ней начинают думать. Но подход в принципе должен быть гуманным, а не репрессивным. Люди попадают в бродяги по разным причинам – часто это жертвы обмана или люди с психологическими проблемами. Такие люди нуждаются в сочувствии, элементарном внимании, им нужна помощь, чтобы вновь встать на ноги. Здесь речь, скорее, должна идти о центрах реабилитации. Думаю, что многим могли бы помочь и священнослужители», - уверен протоиерей.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сказал, что с одной стороны, лечить людей, которые не имеют документов, это правильно. «Потому что у нас в медицине существует такая проблема: без документов вас не положат в больницу: нет полиса ОМС – кто будет платить за лечение? Хотя для инфекционных больных исключение сделано. Я помню случай, когда стало плохо одному бродяге, который постоянно у нашей церкви просил подаяние. Я вызывал "скорую", его отвезли в инфекционную больницу, а там отмыли, выгнали вшей, приодели в новую одежду. Он оттуда пришел счастливый, довольный, чистый, отъевшийся и был мне всегда благодарен за это. В его глазах именно я помог попасть ему в больницу, где к нему отнеслись хорошо», - рассказал отец Георгий.
«Но есть другой момент, который настораживает: поскольку решение принимает Мосгордума, и это решение в случае отказа может привести к лишению свободы, не стоит забывать, что у нас в государстве отменен институт прописки и есть уголовная статья за незаконное лишение человека свободы, т.е. такое решение вступит в противоречие с имеющимся федеральным законом, - отметил он. - Если у нас как в СССР будет законодательство о лечебно-трудовых профилакториях для людей, которые на самом деле погибают, а я вижу это среди сидящих у Церкви, то сперва надо посмотреть, что для них можно сделать. Может, вылечить и дать им какие-то навыки. К сожалению, некоторые из них ни за что не вернутся в социум и к нормальной жизни, потому что они психологически надломлены настолько, что жить с людьми уже не умеют и не хотят».
«Надо аккуратно поступать в отношении свободы человека, который он ничего дурного не совершил: это общество поставило его в такое пограничное состояние, и он стал маргиналом. Конечно, мы должны стараться жить достойно, но если человек не хочет, то никто не заставит его жить по-другому. Даже Бог не лишает человека свободы, а Он мог бы заставить нас быть хорошими, но это "заставить" лишало бы нас ценнейшего фактора - свободы, благодаря которой человек и является высшим Божьим созданием», - заключил пастырь.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что вопрос, на самом деле, очень сложный. «С одной стороны, предлагаемые меры вроде бы разумны, - отметил он. - Но надо иметь в виду, что бродяжничество это часто фактически болезнь, связанная с отклонениями в психике. А бывает, что это сознательный и свободный выбор. А бездомным человек может оказаться и в силу различных обстоятельств, в том числе в результате обмана и мошенничества. Это все нужно учитывать и подходить соответствующим образом».
«Принципиально важным становится вопрос о применении принуждения и насилия: в какой степени оно допустимо даже для блага самого человека и общества? Поэтому эти спецучреждения должны находиться под очень строгим общественным контролем, чтобы учитывались интересы и общества, и самих этих людей. Это должен быть в первую очередь гуманный подход», - заключил отец Валерий.