Депутаты думской фракции «Единая Россия» Надежда Шайденко, Игорь Баринов, Вадим Белоусов и Игорь Игошин внесли на рассмотрение палаты поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Согласно одной из них, применение оружия будет считаться отягчающим обстоятельством при совершении умышленного тяжкого телесного повреждения. Это повлечет применение к преступнику более жестких санкций - до 10 лет лишения свободы.
Поправка связана с целым рядом столкновений с приезжими, которые произошли в России в последние годы, например, в Кондопоге и Пугачеве, отмечают авторы законопроекта. Эти инциденты развивались по схожему сценарию, говорится в пояснительной записке: «Начавшись как бытовая ссора или драка, они перерастали в тяжкие уголовные преступления (тяжкие телесные преступления и убийства) вследствие использования оружия одной из сторон конфликта (обычно приезжими). Это, в свою очередь, приводило к возмущению местных жителей, массовым беспорядкам и иным последствиям».
За счет предложенной поправки авторы законопроекта хотят восполнить недостаток сдерживающих мотивов при принятии решения о применении оружия в ходе бытовой ссоры или драки.
Кроме того, законопроект предусматривает, что лица, осужденные за нанесения тяжких телесных повреждений и убийства, не смогут отбывать наказание по месту проживания или рождения, если они были осуждены в ином регионе. Цель этой поправки - восстановить доверие общества и исключить ситуации, когда преступник отправится для исполнения наказания в республику, где он проживает или родился, и окажется впоследствии на свободе досрочно.
«Как вы оцениваете предложенные поправки? Смогут ли они предотвратить межэтнические конфликты?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Проблема в том, что законотворцы пытаются сегодня все решить с помощью ужесточения наказания. Но, как считают эксперты (и я с ними согласен), - не устранив коррупцию, и при этом ужесточая законы, мы только повышаем коррупциоемкость. У кого больше силы, денег и влияния, тот всегда откупится при такой опасности, еще и вину "повесят" на ту сторону, которая не в состоянии откупиться или противостоять. Справьтесь с коррупцией всерьез, тогда и ужесточайте законы».
«У нас давно говорят об устаревшем понятии самообороны, закон легко повернуть против пострадавшей стороны, и таких случаев масса. С этими поправками еще легче будет поворачивать эту статью как угодно. Так что без комплексного подхода и изменения ситуации в лучшую сторону ничего не изменить», - считает пастырь.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал: «Я не юрист и не до конца понимаю, что значит "применение оружия при совершении умышленного тяжкого телесного повреждения". Ведь в той же Сагре, например, местные жители умышленно причинили тяжкие повреждения с помощью оружия, - но что ж им оставалось делать? Главное - четко оговорить все такие тонкости. Ведь любой обороняющийся умышленно травмирует противника, но в таких случаях его цель не нажива или совершение другого преступления, а защита своей жизни, семьи, имущества».
«Что касается межэтнических конфликтов, то очень сомневаюсь, что это как-то повлияет на ситуацию. Пока государство не начнет проводить строгую и последовательную миграционную и национальную политику, ничего не изменится», - уверен отец Антоний.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что у нас хватает экспертов, которые противодействуют укреплению нашей юридической базы, а сейчас идет процесс стабилизации нашей уголовной системы. «Я бы ввел уголовную статью против таких экспертов. Наш Уголовный кодекс крайне слабый и беззубый. И нам есть с чего брать пример. Расскажу о своем опыте, с которым я столкнулся, прожив в США: там по всем штатам очень распространена практика суммарного наказания. Если человек подрался, нанес троим жертвам телесные повреждения, по каждому преступлению он признан виновным и по каждому приговаривается к 10 годам тюрьмы, в итоге он получает 30 лет», - сказал отец Макарий.
«А в 90-е годы в США в некоторых штатах была применена радикальная уголовно-процессуальная мера: если человек осужден третий раз по одному типу преступлений, то судья лишается права выбора наказания и обязан по закону назначить ему максимальную меру наказания по данной статье. Например, за незаконный оборот оружия предусмотрено наказание вплоть до пожизненного срока. Как раз, когда я жил в США, третий раз попался молодой человек – торговец оружием – получил пожизненное наказание. А не было бы такого закона, получил бы штраф или условное наказание. Вот вам либеральная и толерантная уголовная система. И с применением такой меры люди вздохнули с облегчением», - заключил иеромонах.