Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вопрошая Церковь

18.09.2013


Смиренный вопрос по поводу задаваемого вопроса: можно ли его ставить? …

Мышление человеческое  - несомненно, дар Богоданный. И сама способность и процесс. Интуитивно умозрительно понимаются, что мыслительный процесс и есть реализация свободы воли человека. Если учесть, что и свобода воли так же есть дар Божий, и что душа человеческая по природе своей христианка, - неудивительно, что через некоторое количество умозаключений автор пришел к термину  - Богословие. Термин весьма условный, но устоявшийся и функционально достаточный. Тем не менее  буквальный смысл его не вполне адекватен. Богословие, слово Бога - есть само Священное писание. Тем не менее, нами принимается, что это толкование разъяснения Священного писания.

Сам вопрос который будет представлен далее, - возник именно из этой точки отсчета от рассуждения по поводу термина Богословие. Достаточно отчетливо проясняется, что Богопознание в прямом смысле этого термина невозможно в принципе. Поэтому думается, имеет смысл ввести для использования новый термин, а именно - Богопонимание.

Термин Богопонимание  увеличивает количество степеней свободы для постановки вопросов сакрального характера. Но не только. Самая главная сфера Богопонимания, вся без остатка в лоне Церкви, в совокупной сфере всех оросов, очерчивающих области вероучительных истин, вся в сфере Православия. Сфера Богопонимания - это преддверие канонического Богословия. Некий «полигон» Богословия где могут обкатываться, прежде всего, вопросы, которые ставит время. Вопросы которые уже поставлены и ответы, на которые уже даны в Священном писании. Но которые теоретически возможно могут не быть прописаны в Богословии в данный момент времени.

И теперь: сам вопрос. Бог Отец - личность, Бог Сын - личность, Бог Дух - личность. Возникает предположение имеющий вид вопроса. Святая Троица - тоже личность? Наше человеческое мышление говорит  да. И если да - личность, то в количественном плане она также должна быть самостоятельным образом представлена. И тогда получаем: ипостаси - три, но Божественных личности - четыре. Таким образом, гипотетическое четвертое измерение мы находим непосредственно в Самом Творце и Создателе всего сущего. Так ли это? Можно ли говорить: ипостаси - три, личности - четыре? 

Владимир Сурин, директор Аналитического центра изучения социально значимых проблем, кандидат педагогических наук      



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 15

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

15. Русский Сталинист : У меня тоже вопрос
2013-09-19 в 12:38

Уважаемому автору больше нечем заняться и больше нечем озаботиться?
Нет ничего опаснее и в то же время глупее, чем подобные "богословско-богопонимательские" изыскания мирского рассудка, неизбежно приводящие к банальной ереси.
Помнится, он в своё время активно пропагандировал идею объединения России и Кореи. Право слово, уж лучше бы он продолжал и дальше развивать ту тему, чем углубляться в "богопонимательские" дебри.
14. ВВ87 : Социальная наука и наука о мышлении
2013-09-19 в 12:30

Протоиерей Д.Смирнов: "Человек имеет три ипостаси, аналогично как и Бог. Это дитя, мужчина и женщина. Вывод: человек - это семья". Семья - это личность? Вопрос кажется праздным и высокоумным. Но тем не менее, тему автор затронул наиважнейшую. В сегодняшнее время антихриста активно происходит подмена понятия человек. Если отделить понятие семья от понятия человек, то произойдет конец света, любовь охладеет. Подмена понятий происходит от греховности, т.е. подверженности к ошибкам нашего мышления. Создатель дал нам для этого учение через Иисуса Христа, через произнесенные Им слова, смысл которых исследуется в богословии. Все беды человечества вытекают из неверного исследования ( осмысления) этих смыслов. Все эти проблемы человека имеют отражение в научных направлениях. Телесные немощи - медицина, биология. Немощи устойчивости перед окружающей средой - физика, география, кибернетика, итд. Немощи по организации людей прорабатываются в таких науках как - право, политология... И.т.д и.т.п. Очевидно, что материальная наука открыла на сегодня все. Она просто зашла в тупик, когда в марко- и микромире свойства времени и пространства уже невозможно осознать, где причинно-следственные связи разрушаются... Но как же спастись от погибели, которая возникает от немощи исследовать и понимать истинно заповеди, как защититься от болезненности мышления (осмысления)? Ответ один - не хватает соответсвтущей науки, которая занимается изучением мышления, его свойств и механизмов становления. Которая изучает природу мышления, а не внешних материальных вещей. Точнее говоря, наука такая уже существует, но с огромным опозданием. Мир уже на грани самоуничтожения из-за продуктов извращенного образа мышления. Материализм, коммунизм, теперь либерализм. От всех этих -измов всем нам нужно научиться защищаться. А чтобы адаптироваться в такой среде нужна наука на основе учений Христа. И как всегда в этом деле русские первые! Одни из них - Юрий Михайлович Орлов и Игорь Николаевич Острецов.
13. Андрей Карпов : Re: Вопрошая Церковь
2013-09-19 в 11:22

"Богопознание в прямом смысле этого термина невозможно в принципе"
_________________________

Почему же?
Догматическое богословие говорит:
"Богопознание невозможно без Божественного Откровения.
Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается"

"Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына"
"Вспомним слова апостола Филиппа на Тайной вечери: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». И Господь ему отвечает: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца… Разве ты не веришь, что Я во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14,8-10)."

Григорий Палама сформулировал вопрос о богопознании так, что Божественная сущность непозноваема, но Бог познаваем в нетварных энергиях. Мы можем быть причастны божественной энергии (благодати) и через это обретать знание о Боге. Но мы не можем помыслить, что есть Бог в Себе Самом, ибо это (по утверждению Григория Богослова), означало бы ограничение Божества.

______________

О Троице из Догматического богословия:

"Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Никакая спекулятивная философия не могла подняться до уразумения тайны Пресвятой Троицы. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В. Н. Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы»."
12. рБ Борис : Re: Вопрошая Церковь
2013-09-19 в 00:58

Дерзну и я, неуч, дать совет автору. Всё что нам необходимо знать о Боге-Троице, давно даровано Им Самим св. отцам Церкви через Откровение Святого Духа в виде догматов, систематизацией и изучением которых занимается специальная наука – Догматическое богословие, учебники по которому есть даже в интернете. Все наши прочие умозаключения по упомянутой теме – по внушению духа гордыни, злейшего нашего врага. Спаси и сохрани нас от него Господь!
11. боец : у меня тоже несколько вопросов к священикам?
2013-09-18 в 23:52

можно ли ходить в армянскую церковь? Стоит ли армянам православным вернуться в лоно ААЦ или создать Армянскую Православную Церковь? Может ли случиться наводнение из за передачи Православного храма католикам? А может ли война в Сирии быть из за экуменизма? Можно ли верить Святым Отцам или слушать Патриархов? Можно ли сейчас вообще кому то верить? И как жить дальше?
10. Савва : Ответ на 9., электрик:
2013-09-18 в 23:00

Кино.



Ужасы.
А смахивал на нормального. И вроде бы смиренного. Вопрошающего.
9. электрик : Re: Вопрошая Церковь
2013-09-18 в 21:41

Прочитал заметку, и как-будто очутился в "Городе Зеро",территории абсурда.
Сначала объявляется неадекватность термина "богословие",потом демонстрируется полное непонимание слова "Богопознание", потом вводится(!!!) новый термин , потом(!) задается вопрос, ответ на который любой верующий человек легко находит в Катехизисе и Святоотеческой литературе!
Кино.
8. Александрс. : Re: Вопрошая Церковь
2013-09-18 в 20:55

Простите за умствование, но я думаю , что ипостасей - три, личность же - одна. Так как в каждой личности (Отца, Сына и Святаго Духа) присутствует всё Божество полностью. Также и в Троице. Посему все эти личности идентичны во всем, то есть это одна Личность Бога. Как в каждой ипостаси отдельно, так и в трех ипостасях вместе (в Троице).
7. Фёдор : Re: Вопрошая Церковь
2013-09-18 в 20:16

Пытаясь же вводить новых лиц, мы по-новому открывем для себя старые, осужденные Св. соборами ереси!
6. Бондарев Игорь : Ответ на 3., Фёдор:
2013-09-18 в 20:15

Сотворенное нельзя ставить на один уровень с Богом и 3 лицами Св.Троицы ни как какие-то измерения, ни как что-либо иное!



Природа и материя сотворены Богом.



Вот,уважаемый Федор:
Сотворенное нельзя ставить на один уровень с Богом и 3 лицами Св.Троицы ни как какие-то измерения, ни как что-либо иное!
Потому,что Природа и материя НЕ СОТВОРЕНЫ Богом.
Природа и материя - "продукт" падения человека,когда произошла трансформация Сотворенного мира.Ибо Бог создал Адама богом сотворенного мира,царем над Землей(А в Земле была сфокусирована Вселенная).

Правильно,нельзя отождествлять Творение мира и Природу. Природа появилась после Потопа:завет Радуги.
С момента грехопадения мир стал частично материализоваться,а частично существовали духи.Посмотрите на древние сказания,предания,мифы,сказки,легенды - они все исполнены существования духов природы,в природе и так далее.
Мы пока не знаем о том - каков Шестоднев в Духе. Текст нам передает только материалистический эквивалент. Но так,что духовное содержание остается истинным.Надо стремиться к пониманию истинного содержания,через трансформацию материалистического эквивалента текста.
Ведь совершенно очевидно,что буквальное понимания Шестоднева и есть самый большой миф,сказка. Значит нужна мудрость,чтобы понять Шестоднев. Особая мудрость:премудрость!
5. Фёдор : Re: Вопрошая Церковь
2013-09-18 в 20:14

Автору статьи можно обратиться к откровению о себе самого Бога, что Св.Троица ЕДИНА В 3-Х ЛИЦАХ!
Это парадокс только с точки зрения человеческой логики, но не с точки зрения бытия Божия.
Потому и только 3 лица, и ЕДИНЫЙ БОГ!
Еще блаж.Августину было видение и вразумление от Бога, чтобы не пытаться понять то, что понять человеку полностью невозможно!
4. Фёдор : Ответ на 1., Бондарев Игорь:
2013-09-18 в 19:33

Сотворенное нельзя ставить на один уровень с Богом и 3 лицами Св.Троицы ни как какие-то измерения, ни как что-либо иное!
3. Фёдор : Re: Вопрошая Церковь
2013-09-18 в 19:32

ересь!
Личности только три - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой!!!
Св.Троица для человека парадоксальна!
Бог един в 3-х лицах!
Потому лиц только 3!!!
Понять это думаю полностью невозможно, как это и было открыто Богом бл.Августину.
2. Фёдор : Ответ на 1., Бондарев Игорь:
2013-09-18 в 19:32

Природа и материя сотворены Богом.
1. Бондарев Игорь : Re: Вопрошая Церковь
2013-09-18 в 19:22

Богопонимание - удачный и своевременный,полезный термин.
А четвертое измерение ... скорее - Природа.
То есть три ипостаси,плюс Природа (материя).
Ведь Природа (материя) - закон,завет Божий с миром.
Природа не является одной из ипостасью Святой Троицы,потому,что в ней закреплен инстинкт и добра и зла (но животные не являются моральными или аморальными,так как это только человеческое свойство).
В Природе закреплена свобода воли выбора Адама в падении и та свобода ,которую создал Дух Святой.
Природа - "рисунок" и Творения Бога,и падения Адама. Но,этот "рисунок" Бог закрепил заветом Радуги и законами природы.
Но,Творение мира (Шестоднев) - это не Природа. Это - Святая Троица.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме