«Специальная конструкция» счастья

Иеромонах Даниил (Плотников) об одной неоднозначной свадебной традиции в Архангельске

0
931
Время на чтение 3 минуты

"Дерево счастья"8 сентября 2013 года, на свое место на набережной Северной Двины, усилиями директора «Аркомхоз» Олега Брескаленко, было возвращено обновленное «дерево счастья», «символ верности» с замками, которые повесили на него молодожены после посещения ЗАГС. И, вот о чем подумалось.

Когда человеку приходит идея что-либо создать, естественно, если он задумается и над вопросом «для чего». Это правильно. Для чего, например, создавать велосипед? Для того, чтобы можно было достаточно быстро и легко передвигаться на том, что не выбрасывает в атмосферу угарный газ и прочую отраву. Для чего, например, конструировать сковородку? Для того, думаю, чтобы можно было удобно готовить пищу. А, для чего изобретать «дерево счастья»?

Чтобы оправдать и обосновать подобное изобретение, возможно, надо брать примеры не из практической сферы жизни человека, а из области искусства, эстетики… Ведь, есть множество художественных картин, скульптур, памятников, которые практически ни к чему не пригодны, но ценятся дороже многих пригодных для жизни вещей только по причине своей художественной, культурной, исторической ценности. И это правильно, так как у любого человека есть хотя бы какой-то художественный вкус и чувство эстетики, требующих своего удовлетворения в неких материальных объектах. Но практически все ценные художественные произведения выглядят, надо отметить, менее убого, чем данная уродливая конструкция из колец на трех железных опорах. Так, чем же руководствовался и о чем думал художник, создававший данное произведение, от которого нет никакой практической пользы, кроме попытки собрать металлолом из замков? Может быть, это нечто из области авангардного искусства? Но, авангардизм не настолько популярен, чтобы его выставлять на всеобщее обозрение, и более сложен в конструкции, чем сваренные между собой несколько железных колец.

Свв. Петр и ФевронияЕще немаловажно понимать, что у всякого произведения есть изначальная идея-цель, ради которой подобное произведение созидается. Какую цель преследовал художник-конструктор-сварщик, создавая «дерево счастья»? Ведь это убожество невозможно и рядом поставить, например, с такой известной игрушкой Архангельской губернии как «птица счастья». По крайней мере, «птица счастья» художественно и эстетически более привлекательна, нежели сваренные между собой кольца на трех железных трубах, с навешенными на них замками и тряпками. И неужели создатель данного произведения серьезно полагал, что «символ верности» должен иметь такие непривлекательные, мягко говоря, очертания?

Конечно, итальянская традиция, описанная в художественной книге Федерико Моччиа «Три метра над небом», очень романтична и чувственна, но что эта традиция реально привносит в жизнь молодоженов? Снизился процент разводов? Или повысилась рождаемость? Или может супруги перестали «гулять налево» тайком друг от друга? Если данная железная конструкция, не представляя никакой художественной ценности, не имеет практического приложения и к повседневной жизни молодоженов, кроме единого акта навешивания замка, то что это убожество делает на теперь уже красивой, ухоженной набережной вблизи прекраснейшего храма Успения Пресвятой Богородицы? Чему поставлен этот «памятник»?

У нас в Архангельске есть настоящий «символ семьи, любви и верности» — памятник Петру и Февронии. И символ этот имеет в своих корнях реальное происхождение, нежели художественная фантазия Моччиа. И выполнен этот памятник-символ на более высоком художественном уровне, чем «закольцованная пирамида на трех железных опорах».

Правда, на памятник Петру и Февронии замки не навесить, тряпок не намотать и «плитку с именами оженившихся» не приделать.

Иеромонах Даниил (Плотников), руководитель отдела по тюремному служению Архангельской и Холмогорской епархии

Впервые опубликовано на сайте nastojatel.vaterdan.ru.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 8., Блинов:

относится к навешиванию замков как к символическому действию

Что это означает - символическое действие? Для Вас, судя по всему, это означает некое красивое действие без смысла. Но это не так. Символы всегда осмысленны. Даже если мы этого смысла не понимаем и не можем озвучить. ЧЕловек - это символическое существо. Наш внутренний, духовный мир представляет собой сложную систему символов, далеко не всегда логически выстроенную. Когда человек "ведется" на символическое действие, это означает, что он активирует какие-то символы в своём миропредставлении, возможно, в неявной форме. Символ - всегда отсылка. К чему? Если я запираю замок, выкидываю ключ в процессе свадебного праздника, то моё действие означает призыв крепости брака. Кто мне даст эту крепость моего брака? К кому обращен призыв? Не к супругам. Не к Богу. К кому? Какие ещё субъекты естьв мироздании, если исключить человека и Бога? Вот Вам и ответ - языческая эта процедура или нет.
Андрей Карпов / 12.09.2013, 06:46

8. Ответ на 5., Алекс :

Если кто-то верит в то, что закрыв замочек и выбросив ключик брак будет крепче

Если кто-то верит, то возможно и так. Но уверяю вас подавляющее большинство относится к навешиванию замков как к символическому действию. Только и всего. Никакого магизма))))
Блинов / 11.09.2013, 19:02

7. Ответ на 4., vaterdan :

речь идет о художественности и эстетичности данного "дерева".

С этим я абсолютно согласен! о. Даниил ни словом не "придирался" к навешиванию замков

Да, да. Я неудачно выразился. Извините.
Блинов / 11.09.2013, 19:00

6. Re: «Специальная конструкция» счастья

"У нас в Архангельске есть настоящий «символ семьи, любви и верности» — памятник Петру и Февронии." Ну и что? Этот памятник ничего не изменит,пока рядом стоят другие. Вот если бы его поставили на месте снесенного "дерева" какого-нибудь, тогда бы появился смысл,в переводе с нынешнего языка - правда. Если бы иеромонах Даниил сказал слово о невозможности сосуществования духовно противоположных явлений в нашей жизни! Не надо воевать, выступать, организовывать протесты и пикеты - одно слово,тихое, кроткое бы только сказал иеромонах!!! О.Даниил! Памятник святым Перту и Февронии будет завтра попран,как сегодня лишен внимания. Попран толпой толпой ,обученной толерантности. Сопротивляйтесь!
электрик / 10.09.2013, 17:22

5. Ответ на 2., Блинов:

Никакого язычества здесь нет. Они что идолам жертву приносят?

Если кто-то верит в то, что закрыв замочек и выбросив ключик брак будет крепче - это суеверие/язычество/магизм/антихристианство. Не бывает символизма идеологически, религиозно нейтрального.
Алекс / 10.09.2013, 16:18

4. Ответ на 2., Блинов:

Можно возле памятника святым поставить что-то вроде упомянутой металлоконструкции. Пусть новобрачные вешают свои замочки. Замок - символ крепости семьи, говорит о том, что брак заключается раз и навсегда.Никакого язычества здесь нет. Они что идолам жертву приносят? Что на ровном месте придираться и сориться.

Надо отметить, что о. Даниил ни словом не "придирался" к навешиванию замков как к идолопоклонству. Если вы внимательно читали, то речь идет о художественности и эстетичности данного "дерева".
vaterdan / 10.09.2013, 15:55

3. Обсуждение

Здесь живое обсуждение статьи http://goo.gl/22v27u на Православном форуме Поморья
vaterdan / 10.09.2013, 15:53

2. Re: «Специальная конструкция» счастья

Можно возле памятника святым поставить что-то вроде упомянутой металлоконструкции. Пусть новобрачные вешают свои замочки. Замок - символ крепости семьи, говорит о том, что брак заключается раз и навсегда. Никакого язычества здесь нет. Они что идолам жертву приносят? Что на ровном месте придираться и сориться.
Блинов / 10.09.2013, 09:05

1. Re: «Специальная конструкция» счастья

К сожалению, и памятники Петру и Февронии, которые активно ставятся по всей России, часто начинают "работать" в режиме "двоеверия", с привнесением языческих поведенческих установок. "Деревья счастья" лишены христианского контекста вообще. Этим они бросаются в глаза. Но использование жития святых не является гарантией именно христианского восприятия... См.: http://goo.gl/IxFDqC
Андрей Карпов / 10.09.2013, 08:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Даниил (Плотников)
Все статьи Иеромонах Даниил (Плотников)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06