9 сентября 2013 года в ходе визита в Молавскую митрополию на площади имени А.В.Суворова в Тирасполе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в строящийся Введенский монастырь Тирасполя, сообщает Патриархия.ru.
Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, члены официальной делегации Московского Патриархата.
В монастыре присутствовали Президент Приднестровской Молдавской Республики Е.В.Шевчук, посол России в Молдове Ф.М.Мухаметшин.
У врат обители Его Святейшество встречали настоятельница Петропавловского женского монастыря в городе Бендеры игумения Елисавета (Василаке), ответственная за создание монашеской общины Введенского монастыря Тирасполя монахиня Пахомия (Лещук), священнослужители и монашествующие епархии, многочисленные верующие.
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение крестов, которые будут установлены на куполе монастырского собора, и икон Пресвятой Богородицы.
Сестры Петропавловского монастыря преподнесли Предстоятелю Русской Церкви на молитвенную память написанную ими картину и поблагодарили Его Святейшество за посещение строящегося монастыря.
Святейший Патриарх Кирилл подарил обители образ Воскресения Христова с памятной надписью. Предстоятель напутствовал сестер: «Молитесь о своей обители, о сестрах, о народе Божием, который приходит в монастыри, чтобы прикоснуться к святыне и почерпнуть из опыта духовной жизни монашествующих. Это возлагает большую ответственность на монашествующих, требует исполнения обетов, чистой, светлой молитвенной жизни, трудолюбия, преодоления всех искушений, которые нередко прикасаются не только к сердцам людей светских, но и людей церковных и монашествующих. Да поможет вам Господь возрастать от силы к силе, становясь духовным центром для тех людей, которые с верой и надеждой будут приходить, чтобы прикоснуться к святыням».
Также вчера Его Святейшество встретился с жителями Приднестровья.
В этот день, который был объявлен выходным по случаю приезда Патриарха, на площади собрались десятки тысяч человек. Прямую трансляцию мероприятия вело Телевидение Приднестровья.
Святейший Патриарх Кирилл приветствовал собравшихся. «Я хотел бы, чтобы эта встреча началась с общей молитвы, — сказал Предстоятель. — Мы знаем, что человеческие судьбы и вся история рода человеческого осуществляется не только человеческими усилиями. Мы знаем, как Бог входит в человеческую историю. Мы знаем, как в ответ на молитву, на искреннюю веру Бог совершает особые деяния. Свидетельницей этих дивных деяний была и эта земля. И первое, что приходит на память, — это Великая Отечественная война, которая во многом была выиграна благодаря жертвенности нашего народа, мудрости полководцев, самоотверженному труду. Но мы знаем, что враг был намного сильнее — он подмял под себя всю Европу, и, казалось, ничто не может его остановить. Мы верим, что победа нашего народа стала результатом действия не только силы человеческой, но и силы Божией. Мы знаем, что многие другие судьбоносные моменты в истории разрешались через действие Божие».
«Сегодня перед Приднестровьем стоит много проблем и задач, — продолжил Святейший Патриарх. — Помолимся Господу и Его Пречистой Матери о том, чтобы силой Божественной была восполнена наша человеческая слабость, чтобы мудростью Божественной была восполнена наша неспособность решать трудные задачи, чтобы волей Божией была восполнена наша человеческая воля к добру, чтобы Божественной любовью были восполнены наши человеческие чувства. Помолимся о земле Приднестровья, дабы Господь к ней и ко всем вам приклонил Свою милость».
Затем был совершен молебен, за которым возносились молитвы о даровании мира и благоденствия земле Приднестровской, о духовном укреплении ее жителей.
Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал Президент Приднестровья Е.В.Шевчук. «Абсолютное большинство приднестровцев — прихожане Тираспольской епархии», — отметил он, засвидетельствовав, что слова Патриарха ждут не только тысячи людей, собравшихся на площади, но и те, кто находятся перед экранами телевизоров в своих домах. Он также отметил, что Приднестровье пережило множество испытаний, и попросил у Святейшего Патриарха Кирилла Первосвятительских молитв за приднестровцев.
На память о посещении Его Святейшеству от народа Приднестровья было преподнесено богослужебное облачение.
Затем Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Ваше Высокопреосвященство митрополит Владимир! Ваше Высокопреосвященство архиепископ Савва! Ваше Превосходительство Президент Приднестровья, уважаемый Евгений Васильевич! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Дорогие приднестровцы!
Земля Приднестровья — особая, исторически она была связана с Киевской Русью. Мы знаем, что из Святой Руси были посеяны здесь семена Православия. С другой стороны Днестра также приходили сюда священнослужители, чтобы посеять эти семена, и одна духовная миссия не мешала другой. Все работали в единомыслии, потому что проповедовали одно и то же, проповедовали Христа, веру Православную. С тех пор Приднестровье стало как бы местом встречи двух миров: славянского и романского. Национальное многообразие и сегодня ярко присутствует здесь. Жители Приднестровья — люди, принадлежащие к разным этносам, но у них есть одно общее, что их прочно соединяет в один народ, — вера православная. Почему люди должны жить вместе? Почему они должны сотрудничать? Почему они должны помогать друг другу? Почему они должны совместно преодолевать конфликты? Должно быть что-то общее для всех. Благодарим Бога за то, что общим для Приднестровья является православная вера. Мое первое слово к вам, мое первое пожелание: для того, чтобы смело смотреть в будущее, преодолевать трудности, идти вперед, — храните православную веру!
Сегодня ее сохранить непросто. Православному образу жизни, православному учению брошены огромные вызовы. Человеческая цивилизация сегодня развивается так, как будто Бога нет. Идеалы и ценности, в которых воспитываются дети, в которых формируется сознание взрослых людей, держат веру на периферии, в стороне. А главные устремления людей, их главные целеполагания — далеки от веры. Но мы знаем, что без доминирования духовных целей народ перестает обладать силой.
Мы стоим сейчас на площади Суворова и видим этот прекрасный памятник. Замечательный пример дает нам Александр Васильевич Суворов: он был прекрасным полководцем, мужественным человеком, смелым воином, он одерживал одну победу за другой. Но что было его стержнем? Что вдохновляло его, а через него и чудо-богатырей суворовских на подвиги? Вера православная, любовь к своему Отечеству и народу — эти величайшие ценности способны мобилизовать людей, мобилизовать общество, делать их сильными, способными преодолевать трудности не только на поле брани, но и в мирной жизни. Почему я сейчас об этом говорю, мои дорогие? Потому что сегодня очень много соблазнов — особенно для молодого поколения. Сегодня общество информационно открыто и часто безоружно. Поток информации, который обрушивается на людей, путает понятия, мешает человеку сделать правильный выбор, построить систему ценностей, которая бы помогала ему не заблудиться, не исчезнуть, остаться самим собой. Эта проблема стоит не только перед каждой отдельной личностью, но и перед целыми обществами и государствами. Мы знаем, как иногда информационные потоки провоцируют общественный хаос, гражданские столкновения, войны (посмотрите, что сегодня происходит на Ближнем Востоке). Ведь все начинается с того, что возникает хаос внутри. А возникает он не случайно: через информацию сегодня можно воздействовать на людей, можно с легкостью столкнуть одних с другими. Особенно уязвимы те общества, где присутствуют разные национальности. Легко разжечь ненависть одних против других и обрушить общественное согласие. Превратить народ, общество или государство в развалину, готовую сдаться на милость победителя.
Всякий раз, когда вы обращаетесь к средствам массовой информации, помните: то, что приходит в ваши квартиры извне, может быть не только доброжелательным. Поэтому у каждого человека должна быть способность доброе отделять от злого, правду от лжи, пагубные провокации от искренних намерений. И это касается не только Приднестровья. Это сегодня касается всего рода человеческого, России, Украины, Беларуси, Молдовы — всех тех стран, с которыми Приднестровье связано историей и верой.
Как Патриарх всея Руси я молюсь за всех вас. Для меня не существует границ, политических противоречий. Для меня существует народ, который объединен под покровом Церкви нашей и над которым, верю, простирается Покров Богоматери. Мое слово исполнено призыва: жить таким образом, чтобы не становиться легкой добычей дьявольской силы, провоцирующей людей на грех, на конфликты, на столкновения, на соблазн.
Православная вера дает мощный фундамент для жизни. Она помогала Суворову и тем, кто здесь проливал кровь в страшной схватке с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Ведь именно здесь разворачивалась Ясско-Кишиневская операция, которая завершилась полным разгромом врага на южной части фронта, который простирался от Балтийского и Баренцева морей до моря Черного. У людей хватало сил и духа бороться с врагом, потому что — хотя многие в то время формально были неверующими — хранился, передавался из поколения в поколение наш духовный код, который связан с нравственными устоями жизни. И когда нужно было встать и пойти защищать Родину, то не идеология толкала людей навстречу огню, а долг перед народом, перед своей страной, любовь к Отечеству. Так же и в мирное время, когда мы сталкиваемся с трудностями, противоречиями, мы не должны разделяться, тем более по национальному признаку, а быть вместе.
Бог хранит Приднестровье, и оно являет замечательный пример тому, как люди разных национальностей — их здесь так много, что не буду их перечислять, чтобы кого-то не забыть и не обидеть — живут вместе и, может быть, поэтому чужд Приднестровью всякий шовинизм и национальное превосходство. Вы, народ Приднестровья, умеете жить в мире друг с другом. Храните это как великое достижение предков и как замечательный результат ваших усилий!
Мы в этом году празднуем 1025-летие Крещения Руси. Я прибыл в Молдову для того, чтобы также отметить 200-летие образования епархии Кишиневско-Хотинской, которая преобразована ныне в Кишиневско-Молдавскую митрополию, и эти празднования здесь, на этих землях, объединились в одно празднование.
Я хотел бы несколько слов сказать о замечательном юбилее — 1025-летии крещения Руси. Святой равноапостольный князь Владимир сделал исторический выбор, который на тысячелетие предопределил выбор нашего народа. Он потребовал от великого князя мудрости и мужества. Такой резкий поворот в историческом развитии Руси, какой был совершен при нем, нельзя сравнить ни с какими другими реформами и преобразованиями, потому что он заложил духовную и культурную основу бытия многонациональной Руси. Он определил систему ценностей, которая вошла в плоть и кровь нашего народа. Сегодня мы эти ценности называем базисными ценностями, к которым не должны притрагиваться руки политиков. Никому не дано поколебать фундаментальные основы народной жизни, где бы это ни было — в Молдове, Приднестровье, России, Украине, Белоруссии или в каких-то других странах, где большинство людей православные. Мы живем благодаря этому фундаменту. Мы сохраняем свою подлинность, идентичность, и до сих пор эти замечательные истины, воспринятые нашим народом через киевскую купель Крещения, прорастают добрыми делами.
Последние двадцать пять лет были совершенно особенными. Произошли огромные перемены в жизни нашей Церкви и народа, который окормляет наша Церковь. Нигде и никогда не происходило столь грандиозного возрождения духовной жизни. Отстроены десятки тысяч храмов. Открыты тысячи монастырей. И происходило это не в самое легкое время. Достаточно вспомнить тяжелейшие девяностые годы распада единого государства, экономического коллапса, некоего помрачения сознания очень многих людей, когда все спуталось в голове и никто не знал, куда идти и что делать.
Большинство из вас помнит, что происходило на этой земле в те страшные годы: как пролилась кровь православных братьев, какое страдание было нанесено простым людям. И происходило это не только здесь, но и в других местах, где живут и трудятся чада Русской Православной Церкви. А затем последовали экономические кризисы. Ни одна из стран постсоветского пространства не избежала этих кризисов, которые во многом подорвали экономику, нанесли ущерб культуре и другим сторонам общественной жизни. И вот в это тяжелейшее время мы начали строить и восстанавливать святыни. Находились люди, которые говорили: «Зачем вы это делаете? Не хватает денег на одно, или другое, или третье». Я вспоминаю, когда в 1995 году мы начали возводить Храм Христа Спасителя в Москве, то были люди, которые говорили: «Ну, зачем строить храм, когда у нас тюрьмы в беспорядке?». И тогда мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий сказал: «Чем больше будет храмов, тем меньше будет тюрем». И, несмотря на сопротивление определенной части общества, Храм Христа Спасителя был построен. И стали строиться и созидаться храмы во всех странах, входящих в юрисдикцию Русской Православной Церкви.
Это был подвиг. Этот подвиг совершали и вы, дорогие приднестровцы. Не от богатства строятся храмы. Они строятся тогда, когда люди сознают необходимость созидать свою духовную жизнь.
Мы сделали, может быть, самое важное, что нужно было сделать, чтобы сохранить наши народы, чтобы сохранить духовные основы жизни, чтобы сохранить способность людей совершать добрые дела, — мы укрепили нашу веру. И не только материальными средствами, путем создания храмов и памятников. Вера живет в наших сердцах. Несмотря на пропаганду, несмотря на поощрение человеческих инстинктов, несмотря на соблазны, люди хранят веру, потому что понимают и на историческом опыте, и, что самое главное, на своем личном опыте, что без Бога — ни до порога. Можно напрягать силы, можно вкладывать деньги, чтобы сделать жизнь лучше, и, может быть, фасад, внешняя жизнь будет лучше, но качество человеческой жизни не будет становиться лучше. Если человек становится богаче, но ничто не происходит в его душе, если он не проникается чувством ответственности за других людей, то богатство идет во вред. Мы знаем, что сегодня нередко происходит в жизни богатых людей. Там, где богатство не связано с духовной жизнью, развиваются тяжелейшие внутренние кризисы. Но связь человека с Богом, которая и называется религией, дает нам возможность вне зависимости от внешних условий быть сильными.
А как же иметь эту связь? Некоторые люди ее не чувствуют. Мне приходилось встречаться с такими людьми, которые говорили: «Хотел бы поверить, да веры нет». Нередко еще в нашем сознании господствуют стереотипы прошлого, когда людей в школах воспитывали в духе атеизма. До сих пор ощущаются последствия того, что было мало храмов, не преподавалась религия в школах, не было воскресных школ. Еще много есть таких последствий прошлого, которые мешают людям открыть для себя Бога. А это открытие необходимо.
Мне часто приходится встречаться с людьми, которые проходят через жизненные испытания: будь то состояние здоровья, объявленный доктором страшный диагноз, потеря имущества или потеря положения. В такие моменты человеку особенно нужна помощь. И люди начинают обращаться к Богу, часто не умея молиться. А потом приходят и говорят: «Теперь я стал верующим. Я хочу креститься». И происходит это не потому, что кто-то что-то внушил человеку. Он сам почувствовал Божие присутствие в своей жизни. Что же означает это присутствие? Оно означает вот что: в ответ на нашу веру и в ответ на нашу молитву Бог нам дает Свою силу. А что может быть сильнее Бога? Ничто. И когда наша человеческая слабость возмещается Божественной силой, у человека, ставшего инвалидом в результате несчастного случая, настолько укрепляется через веру воля, что он становится сильным, он возвращается в общество, он находит место в жизни.
Очень часто у людей, прошедших через тяжелые жизненные обстоятельства, успокаивается душа. Человек понимает, что он не одинок, что рядом с ним Божественная сила. Вот почему мы и встречу с вами начали не с моих слов, а с молитвы, потому что через молитву нам открывается Бог. И верим, что в ответ на эту молитву, которую каждый произносит по-своему и каждый о своем молится, Бог будет нам отвечать, и Он нам отвечает.
Моя молитва сегодня о Приднестровье, чтобы Господь приклонил милость к этой героической земле, где вместе живут представители разных национальностей, чтобы перед Приднестровьем открылись новые возможности развития не только духовной жизни, но и экономики, образования, культуры, чтобы приднестровский народ мог обмениваться своими способностями и дарами и результатами своих трудов с другими народами, чтобы была процветающей земля Приднестровья.
Моя молитва сегодня о каждом из вас, чтобы Господь хранил вас от зла, чтобы уберегал вас от соблазнов, чтобы давал вам возможность через веру обретать опору в жизни, чтобы Господь благословил ваши семьи, ваших родных и близких, ваших детей и ваших родителей, близких вам по духу людей и друзей, с которыми вы разделяете свою жизнь. Я прошу Господа о том, чтобы у каждого из вас была работа, чтобы трудясь на этой благодатной земле, будь то в сельском хозяйстве или промышленности, вы могли эти дары, создаваемые вашим трудом и талантом, использовать для укрепления экономики Приднестровья, дабы улучшалась жизнь страны.
Я молюсь Господу о том, чтобы Его милость пребывала с вами и помогала вам в вашей жизни. Храни вас всех Господь, мои дорогие!»
В завершение Предстоятель Русской Церкви поблагодарил митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Савву за пастырское окормление Приднестровья. В знак благодарности Его Святейшество подарил владыке Савве святую панагию.
Всем верующим были розданы иконки Божией Матери «Владимирская» с Патриаршим благословением.
Также вчера Патриарх Кирилл прибыл в Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь в селе Кицканы близ Тирасполя.
Его Святейшество сопровождали митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, члены официальной делегации Московского Патриархата, прибывшие с Предстоятелем в Молдавскую Православную Церковь.
Предстоятель Русской Церкви проследовал в Вознесенский храм, где Святейшего Патриарха приветствовал наместник монастыря архимандрит Паисий (Чекан).
Приветствуя священноархимандрита обители митрополита Кишиневского Владимира, отца наместника и братию, Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Я бы хотел сердечно всех вас приветствовать и выразить радость в связи с посещением прославленной Ново-Нямецкой обители. Эта обитель связана с подвигами старца Паисия Величковского, который в конце XVIII века возглавлял Нямецкую лавру. Монахи этой лавры, уходя от преследований, основали здесь, на берегах Днестра, Ново-Нямеций монастырь, который был призван продолжать аскетическую традицию старца Паисия. Эта традиция имела огромное значение не только для молдавского, но и для русского монашества — достаточно напомнить, что именно преподобный Паисий перевел с греческого языка на церковнославянский "Добротолюбие" — книгу, которая лежала в основе духовного воспитания всего нашего православного народа. Это была настольная книга святого преподобного Серафима Саровского.
Преподобный Паисий заложил основу того духовного делания, которое получило название старчества. Он был основоположником традиции старчества — то есть традиции высокого духовного наставничества, особого духовного попечения как о монахах, так и о мирянах. Мы знаем, как традиция святого Паисия распространилась по вей Церкви Русской. Я приведу только два примера: Оптина пустынь, известная своими старцами и аскетическим деланием, особенно в XIX и в начале XX века, и Серафимо-Дивеевский монастырь — тот самый, который был создан на месте подвигов преподобного Серафима Саровского. Эти обители впитали в себя аскетическую традицию, восходящую к старцу Паисию Величковскому.
Духовное делание, которое проповедовал старец Паисий, не может пресечься в Православной Церкви. Что же нужно делать, чтобы традиция подлинного старчества — не псевдостарчества, не младостарчества, которое иногда проявляется среди молодых монахов, — жила и действовала? Нету другого пути как воспитывать в этой традиции наше монашество, призывать монашество думать не о земном, а о небесном. Мы знаем, как в силу определенных обстоятельств — в первую очередь, связанных со строительством, с реставрацией, с возрождением монастырей, — очень многие монашествующие оказываются вовлечены исключительно в хозяйственную деятельность. В какой-то момент истории, когда восстанавливались порушенные монастыри, это было необходимо. Но сейчас, я надеюсь, мы с вами вошли в тот период нашего духовного развития, когда монастыри должны уделять большее внимание духовной жизни. А для того, чтобы духовная жизнь не была жизнью начетчика, не сужала кругозор человека, не формировала гордыню и чувство превосходства над другими, не превращалась в лжестарчество, нужно соблюсти три условия, которые восходят к святому Паисию: нужно мыслить, читать и молиться.
Святой Паисий был человеком высокообразованным. Он владел языками, он принадлежал к двум культурам — романской и славянской. Кроме того, он владел и греческим языком, а, значит, он принадлежал и к греческому миру. И восприняв многое от этих духовно-культурных источников, он осуществил некий синтез, который им был предложен в виде особой аскетической традиции. Нельзя, ссылаясь на святого Паисия, отказываться от чтения. Нельзя, ссылая на традицию святого Паисия, отказываться от образования. И конечно, нельзя, признавая авторитет святого Паисия, полностью посвящать себя мирским заботам. Молитва, созерцание, покой, внутреннее делание, осмысление прочитанного, ограждение себя от соблазнов мира сего — вот что заповедал нам святой старец Паисий Величковский.
Только что на площади в Тирасполе я говорил о том, что непременным условием сохранения целостности человеческой личности является способность ограждать себя от искушений и соблазнов, которые сегодня привносятся в нашу духовную жизнь стихиями мира сего. Эти стихии сегодня нельзя отразить высокими монастырскими стенами и крепко запертыми воротами. Эти стихии могут передаваться нам через Интернет, через мобильные телефоны, через общение с людьми. Сегодня требуется особое духовное бодрствование. Я хотел бы именно об этом сказать здесь, в святой обители, хранящей и призванной хранить аскетическую традицию святого Паисия Величковского.
Пусть ваша жизнь протекает в молитве, в духовном сосредоточении, в чистоте, в исполнении обетов. Храните себя также и от воздействия политических страстей, которые раздирают человеческое сообщество. Кто как не Церковь должен нести миру послание примирения? Кто как не Церковь, обращаясь к Кресту Христову и созерцая Его страдания, должен преодолевать грех в человеческом обществе, следствием которого являются страдания?
Дай Бог, чтобы традиция святого Паисия здесь, в этой обители, особым образом процветала. Я радуюсь возможности всех вас видеть и передать свое послание: храните мир между собою и с окружающими. Будьте общиной примирения. Храните заветы святого Паисия. Возрастайте духовно. Становитесь очагом духовной жизни, и тогда вокруг вас, по слову святого преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи. Молитвами святого старца Паисия Величковского, да хранит Господь сию Свято-Вознесенскую Ново-Нямецкую обитель в мире духовном, благополучии, в крепости духа, молитвенной силе и в силе любви!»
В память о пребывании в обители Предстоятель Русской Церкви передал образ преподобного Серафима Саровского.
На месте упокоения епископа Доримедонта (Чекана) Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию.
Затем Предстоятель посетил Успенский храм обители и преподал благословение братии.
Затем Патриарх Кирилл прибыл в город Бендеры, где посетил церковь святого Александра Невского. Храм включен в единый ансамбль исторического военно-мемориального комплекса «Бендерская крепость».
Вместе с Предстоятелем в Бендеры прибыли митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, члены официальной делегации Московского Патриархата, сопровождающие Святейшего Патриарха в его визите в Православную Церковь Молдовы.
Также присутствовал президент Приднестровья Е.В.Шевчук и посол России в Молдове Ф.М.Мухаметшин. Святейший Патриарх Кирилл освятил установленный перед храмом памятник святому воину Александру Невскому. Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель храма протоиерей Анатолий Калмык. Его Святейшеству была преподнесена картина с изображением церкви святого Александра Невского.
Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом:
«Ваше Высокопреосвященство, митрополит Владимир! Ваше Превосходительство, уважаемый Евгений Васильевич! Ваше Высокопреосвященство, владыка Савва! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Радуюсь быть на героической Бендерской земле. 605 лет вашему городу, городу воинской славы. На этих рубежах русское воинство встало, защищая православную веру. С этих рубежей начались и дальнейшие освободительные действия русской армии, которые привели в конце концов к освобождению молдавского народа, и не только молдавского, от многовекового иноземного рабства. Сейчас эти героические страницы забываются. И напрасно. Нельзя искажать историю. Когда русские воины жизнь свою отдавали за своих православных братьев и сестер, как здесь, так и на Балканах, они знали, что через этот подвиг, через эту жертву братья по вере обретут свободу и, в первую очередь, возможность молиться открыто, строить храмы не низенькие, незаметные, как это было во времена османского владычества, но возносить к голубому небу позолоченные купола как символ нашей веры и нашей свободы.
В этом смысле город Бендеры имеет особое значение. Это был оплот тех, кто долгие годы контролировал эти земли. Даже сейчас впечатляют эти валы, эти стены. Даже, наверное, сейчас, имея современную военную технику, пришлось бы жертвовать людьми, чтобы взять эти укрепления. Что же говорить о тех временах, когда нужно было сражаться лицом к лицу с врагом, когда нужно было употреблять физическую силу, чтобы победить. Мы не должны забывать об этих подвигах. Мы не должны забывать о тех последствиях, которые жертвенный подвиг русского солдата принес на эти земли, на Балканы, в Грецию, когда русские солдаты своими жизнями защитили, в том числе, и Европу.
Если бы не самоотверженный подвиг русских, то неизвестно, какой была бы сегодня Западная Европа. Это имеет отношение и к войнам с Наполеоном, и особенно ко Второй мировой войне. Мы никогда не забудем жертв, которые принес русский народ, Россия, в том числе, помогая братьям по вере. И мы призываем наших братьев по вере этого не забывать.
Здесь, в Бендерской крепости, воздвигнут замечательный златоглавый храм, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому, как память о всех тех, кто душу свою положил за други своя. С особым чувством я освящал памятник святому благоверному князю Александру Невскому, потому что он был одним из тех, кто положил начало постепенному, но реальному освобождению православных земель от многовекового иноземного ига.
Я хотел бы пожелать вам всем, мои дорогие жители Бендер, жителям Приднестровья, жителям Молдовы мира и благополучия, чтобы никогда более Днестр не становился линией конфронтации. Я хотел бы пожелать вам всем мира и благополучия и способности жить вместе для того, чтобы данная один раз каждому человеку от Бога жизнь была наполнена миром и радостью, Божественным светом.
Я благодарю всех вас за хранение веры православной, за верность Русской Православной Церкви и надеюсь, что и дальше общими силами, слагая разные усилия — и духовные, и политические, и экономические, мы все будем содействовать процветанию Приднестровья и Молдовы, процветанию многонационального народа, который здесь живет.
Я хотел бы преподать благословение Божие всем вам и еще раз сказать о том, как я сердечно и искренне рад посетить эту героическую землю. Храни вас Господь!»
Вчера закончился Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Православную Церковь Молдовы, приуроченный к 200-летию основания Кишиневско-Хотинской епархии.
В аэропорту Кишинева Святейшего Патриарха и сопровождающую его официальную делегацию Русской Православной Церкви провожали митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, епископат и духовенство Православной Церкви Молдовы, посол России в Молдове Ф.М.Мухаметшин.
Перед отлетом Предстоятель Русской Церкви встретился с корреспондентами молдавских СМИ, обращаясь к которым сказал:
«Для меня визит в Молдову был значительным событием, наполненным встречами, беседами, совместной молитвой. Все это очень важно для Патриарха, помогает увидеть проблемы, с которыми люди сталкиваются в своей жизни, — и духовные, и материальные, и экономические, и политические. Это помогает иметь объективную точку зрения на происходящие события.
Я хотел бы поблагодарить Молдову в лице ее государственного руководства, Вас, Ваше Высокопреосвященство митрополит Владимир, за прекрасно организованную программу. Я имел возможность совершить богослужения, помолиться с большим количеством людей. Это тысячи и тысячи людей в Кишиневе, Тирасполе, а сегодня — и в Бендерах. Это люди, которые молились вместе с Патриархом, а молитва всегда придает силу. Все было расписано по часам и минутам, и практически мы в эти часы и минуты уложились. А когда четко исполняется программа, то появляется больше возможностей.
Я высоко ценю тот диалог, который имел место с государственной властью Молдовы, с владыкой митрополитом и епископатом Православной Церкви Молдовы и с приднестровским руководством. Я глубоко убежден в том, что, несмотря на трудности, которые существуют, вера молдавского народа, вера многонационального приднестровского народа, единая Церковь, которая соединяет оба берега Днестра, — что все эти факторы непременно помогут найти, в том числе, и политические развязки очень непростой проблемы, которая досталась нам от прошлого. Она связана с распадом Советского Союза — с огромным событием геополитического значения. По логике вещей, этот распад должен был сопровождаться еще большим числом конфликтов. Но Господь сохранил нас от этого. Но это не значит, что те конфликты, которые существуют, должны оставаться вечно. Поэтому я всех призываю к миру, к взаимопониманию, к попытке посмотреть на проблему ближнего не только с точки зрения своих собственных политических или экономических интересов, но и понять позицию другой стороны. Глубоко убежден, что открытый, искренний диалог, который учитывает разные точки зрения, способен стать реальным, действенным механизмом, в том числе и для решения приднестровской проблемы.
Но я не хотел бы останавливаться только на этой проблеме. Я хотел бы от всего сердца пожелать мира, благоденствия, процветания Молдове, православному молдавскому народу, с которым я соединен и силой молитвы, и силой веры, и силой своих убеждений. Я хотел бы пожелать процветания и всех благ и Православной Церкви в Молдове, и Вам, Ваше Высокопреосвященство, и епископату, и всем тем людям, которые единомысленно способны обращать к Богу свои молитвы. Как Патриарх я считаю, что это самое эффективное средство решения, в том числе, и наших повседневных задач. Еще раз приветствую епископат Православной Церкви Молдовы, монашествующих и мирян — по крайней мере, в лице достойных представителей средств массовой информации».